Бутусова Анастасия
Нейропсихология. Ее принципы и возможности
Нейропсихология — наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.
Цель нейропсихологии — понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека.
Выделяют следующие задачи нейропсихологии :
Определение закономерностей функционирования мозга при взаимодействии с внешней и внутренней средой;
Нейропсихологический анализ, особенно актуальный при локальных повреждениях мозга;
Публикация «Нейропсихология, Ее принципы и возможности» размещена в разделах
Оценка функционального состояния мозга в целом, а также отдельных его структур.
История развития
В России и Советском Союзе большую роль в развитии клинической нейропсихологии сыграли Л. С. Выготский и А. Р. Лурия.
Л. С. Выготский – начал проводить первые нейропсихологические исследования в нашей стране.
А. Р. Лурия – создатель системы отечественной нейропсихологии и комплекса методов исследования лиц с поражением мозга.
Отрасли нейропсихологии :
Основными направлениями нейропсихологии являются следующие :
- Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга.
- Экспериментальная нейропсихология - основной задачей которой является экспериментальное изучение различных форм и механизмов нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга.
- Реабилитационная нейропсихология - основной задачей этого направления является восстановление высших психических функций психологическими методами.
- Детская нейропсихология – направление, изучающее специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей.
- Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.
- Психофизиологическое направление - это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования (электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.).
- Диагностическое направление – это практическое применение различных нейропсихологических методов для определение зоны поражения мозга и динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде.
В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.
Основные принципы строения мозга. Головной мозг– высший орган нервной системы. Он представляет собой единую систему, состоящую из дифференцированных отделов, которые выполняют различную роль в реализации психических функций. Головной мозг может быть условно подразделен на несколько уровней, каждый из которых осуществляет собственные функции. I уровень – кора головного мозга – осуществляет высшее управление чувствительными и двигательными функциями, преимущественное управление сложными когнитивными процессами. II уровень – базальные ядра полушарий большого мозга – осуществляет управление непроизвольными движениями и регуляцию мышечного тонуса. III уровень – гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндалевидное ядро – осуществляет преимущественное управление эмоциональными реакциями и состояниями, а также эндокринную регуляцию. IV уровень (низший) – ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга – осуществляет управление вегетативными процессами. Головной мозг подразделяется на ствол, мозжечок и большой мозг. Как анатомическое образование большой мозг состоит из двух полушарий – правого и левого, в каждом из них объединяются три филогенетически и функционально различные системы: 1) обонятельный мозг; 2) базальные ядра; 3) кора большого мозга. В каждом полушарии имеется пять долей: 1) лобная; 2) теменная; 3) затылочная; 4) височная; 5) островковая, островок. Существенно более развиты у человека по сравнению со всеми представителями животного мира, включая и высших приматов, лобные доли мозга — как их корковые отделы, так и подкорковые связи.
Воможности нейропсихологии
Опыт нейропсихологических исследований позволил перейти от работы с болезненными нарушениями психической деятельности человека к изучению психики здоровых людей. Оказалось, что в помощи специалиста, владеющего методами нейропсихологии нуждаются не только люди с локальными поражениями мозга, но и клиенты без органических патологий. Особенно наглядно это проявляется в работе с детьми. Решение некоторых профессиональных задач может быть гораздо эффективнее с применением данных нейропсихологии.
Нейропсихологические исследования показали, что несформированность тех или иных высших психических функций может быть связана либо с задержкой созревания определенных зон мозга, либо с недоразвитием межанализаторных связей. Поскольку в нейропсихологии функция рассматривается как сложная функциональная система, то нарушение любого звена этой системы и на любом уровне приводят к дефекту функции. Но механизмы этого нарушения будут разные. Раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень сформированности его психических функций и готовности к обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка.
У детей к моменту обучения могут оказаться недостаточно сформированными отдельные психические функции или их звенья. Наиболее часто оказываются недостаточно сформированными динамика моторных процессов, пространственный праксис и гнозис, слухоречевая память, произвольная организация, программирование и контроль деятельности в целом. При этом недостаточно сформированные высшие психические функции или их звенья оказываются наиболее уязвимыми к неблагоприятным воздействиям социального или биологического характера и в этом случае подвергаются наибольшему нарушению. Нейропсихологический анализ психических функций у детей позволяет выявить возможные отставания в их развитии и предотвратить неуспеваемость.
Трудности обучения у детей с минимальными мозговыми дисфункциями могут быть связаны с множеством факторов. В свою очередь эти факторы отражают несостоятельность определенных звеньев психических функций вследствие их несформированности. Основой этой несформированности выступает незрелость или искаженное формирование их мозговой организации. В зависимости от того, какая именно функция мозга недостаточно сформирована, проявляются те или иные нарушения развития.
Для успешной коррекции дефекта необходимо выявление механизма и причин имеющихся у ребенка трудностей в обучении. Для этого явно недостаточно простой констатации факта нарушения психической функции и описания особенностей этого нарушения. Необходимо системное нейропсихологическое обследование. О методах нейропсихологического обследования более подробно расскажут мои коллеги. В результате нейропсихологического обследования должен быть сделан качественный анализ полученных результатов. Он включает изучение состояния личности, эмоционально-волевой сферы ребенка, описание двигательных качеств и того вида праксиса, который нарушен более грубо, описание речи и выделение именно того фактора, который оказывает основное воздействие на речь, выявление тех психических функций, которые имеют в основе своего нарушения тот же фактор, а также описание и анализ интеллектуальной деятельности. Такой системный анализ позволяет педагогам, психологам понять дефект, выделить его психологический аспект и организовать восстановительное и формирующее обучение.
О нейропсихологических методиках коррекции развития психических функций расскажут более подробно мои коллеги. А я перечислю основные положения нейропсихологии детского возраста по А. В. Семенович:
Нейропсихологическое сопровождение ребенка опирается на следующие положения нейропсихологии детского возраста (по А. В. Семенович) :
- работа мозга может анализироваться только в контексте поведения;
- становление мозговой организации психических процессов соответствует схеме: снизу-вверх (от субкортикальных образований к коре); справа налево (от правого полушария к левому); сзади вперед (от задних отделов мозга к передним);
- развитие функций правого и левого полушария зависит от возможностиих взаимного обогащения посредством межполушарного взаимодействия;
- соматогнозис (восприятие схемы своего тела как целостности) имеет для онтогенеза человека определяющее значение, сопоставимое с речью;
- психическое развитие – процесс динамический (изменяющийся, иерархически организованный и системный; «выпадение» любого звена отражается на деятельности системы в целом;
- в ходе онтогенеза изменяется структура и строение психических функций и их взаимодействия;
- подвижность мозговой организации психической функции позволяет включать в ее систему посторонние ей зоны мозга.
В настоящее время нейропсихология активно развивается. Ее принципы и методы широко используются в работе со взрослыми и детьми. Последние направления в нейропсихологии направлены на использование науки в других областях. Например, в педагогике.