Полтева Елена
Нейропсихологическое занятие
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ -2
ЭТАПЫ
1. развитие внимания;
2. дыхательные упражнения;
3. общий двигательный репертуар;
4. игры с мячом;
5. растяжки;
6. глазодвигательный репертуар;
7. базовые сенсомоторные взаимодействия;
8. базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность;
9. мелкая моторика.
№ Сфера развития Упражнение
1. Развитие внимания «Фокус»
Публикация «Нейропсихологическое занятие» размещена в разделах
«Стоп-игра-1».Дети находятся на своих местах в зале. Им дается команда (например, один хлопок). Услышав команду, дети начинают свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои
места в зале
2. Дыхательные упражнения «Дышим под счет» Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя).
Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот
надувается, при выдохе втягивается. Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов и громких выдохов ртом с задержкой
дыхания под счет: «Вдох (раз-два-три-четыре, держим (раз-два, выдох (раз-два-три-четыре, держим (раз-два)». Единица
счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.
3. Общий двигательный репертуар «Зоопрак-2». Дети изображают мишку, птенчика, уточку, двигаясь при этом вперед и назад, а также неуклюжего пингвина
(на внутренней стороны стопы, двигаясь только вперед. При этом глаза смотрят в точку на стене перед ребенком.
4. Игры с мячом «Катание мяча». Дети садятся в круг, кладут ноги ступня к ступне (получается многоугольная звезда). Они перекатывают друг другу большой мяч. Сначала мяч отталкивают от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – левой рукой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
5. Растяжки «Полетели -1». Ребенок ложится на спину в виде «звезды» (разводит руки и ноги в стороны). По команде «Полетели!» ребенок должен поднять руки и ноги в воздух (не высоко, растопырить пальцы рук, высунуть язык и тянуть руки и пальцы рук в разные стороны, язык (не сжимая его губами и зубами) и мысочки ног вниз. По команде «Опустились!» ребенок опускает руки и ноги на пол и расслабляет все тело. Команды чередуются. Ребенок «летит», пока взрослый считает (хлопает в ладоши) до пяти и отдыхает такое же время.
6. Глазодвигательный репертуар «Конвергенция -1». Ребенок лежит. Поднять предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей.
Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него. Выполнить 2 раза.
Упражнение для глаз. Ребенок лежит на спине, голова неподвижна, ноги и руки прямые, лежат вдоль туловища. Ноги не перекрещиваются, пальцы рук неподвижны. Рот открыт, язык высунут, и следует за движением глаз. Взрослый, как и на предыдущем занятии, ярким предметом рисует в воздухе «крест» на трех уровнях: 1) на расстоянии вытянутой руки; 2) на расстоянии согнутой в локте руки; 3) около переносицы.
7. Базовые сенсомоторные взаимодействия «На спине без рук-1». Ребенок ложится на спину, кладет в сцепленные в замочек руки на живот и приподнимает голову,
а ноги сгибает в коленях. Он должен доползти до цели, отталкиваясь одновременно двумя ногами.
8. Базовые сенсомоторные взаимодействия
с опорой на графическую деятельность «Рисуем улыбки». На доске мелом (на листе, прикрепленном к стене) ребенок рисует дуги. Для выполнения этого задания на доске или на листе нужно провести вертикальную линию, которая разделит доску (лист) пополам. Ребенок все время стоит у середины листа и держит в руках мел (маркеры). Ребенок начинает рисовать дуги сначала каждой рукой по отдельности, а затем одновременно обеими руками. Каждую дугу обводит несколько раз, не отрывая руки. Дуги должны быть средних размеров, на каждой половине листа должно получиться в итоге по 5-6 дуг, нарисованных одной рукой, и 4 пары, дуг, нарисованных двумя руками. Взрослый внимательно следит за выполнением упражнения и тем, чтобы ребенок не отвлекался, не напрягал руку, следует сказать ему, чтобы он ее расслабил: пусть положит маркер или мел, потрясет рукой, взрослый может помассировать руку от лучезапястного сустава до плечевого, плечи и шею, после чего можно продолжить упражнение.
9. Мелкая моторика «Печатная машинка». Взрослый имитирует работу на печатной машинке, а дети повторяют. Сначала он стучит поочередно каждым пальцем по полу, затем в обратном порядке, затем какими-нибудь пальцами одной, а потом обеих
рук.
Подходит для занятий старших дошкольников и младших школьников. Учитываете индивидуальные возможности вашего ребенка.
Список литературы
1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - М. : Вако, 2004.
2. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М. : Айрис, 2007.-112с.
3. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М. : Генезис, 2008.-319с.
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М. : Генезис,2010.-474с.
5. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. -М. : Сфера,2002.-80с.
6. Хомская Е. Д. Нейропсихология. -СПб. : Питер,2007.-496с.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками — развиваем речь. — М. : Центрполиграф,2002.-32 с.