Ольга Жирнова
Нейропсихологический подход в развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Наука – нейропсихология, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др. Сегодня я расскажу вам о своем опыте работы с интересными нейропсихологическими играми, нейрогимнастикой, нейрографикой и нейромячами. С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:
1. Ребенок учится чувствовать пространство свое тело.
Публикация «Нейропсихологический подход в развитии детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если логопеды параллельно будут отрабатывать и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Дети развиваются, играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Дети с ОВЗ имеют трудности в обучении и проблемы в поведении, кому то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, и становится понятным, что круг таких проблем достаточно широк. А также это и дети с дефицитом внимания, гиперреактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. Если указано, что игра нейропсихологическая, то обязательно в правилах описано, для кого она будет наиболее полезна и детям какого возраста рекомендована. Чаще всего это возраст от пяти лет и старше. И почти каждую игру можно упростить, поменять условия и заниматься в более раннем возрасте.
В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры) это эффективнейшая методика, позволяющая помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Настольные развивающие игры
Именно настольная игра в наибольшей степени влияет на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Проводя время за увлекательным занятием, ребенок учится играть по правилам; ищет оптимальное решение поставленных перед ним игровых заданий; развивает речь, воображение, сенсорное восприятие; учится считать и решать элементарные математические примеры; тренирует память; развивает логическое мышление; становится более внимательным; учится быстро реагировать на изменения ситуации; тренирует мелкую и крупную моторику, координацию движений; развивает собственные коммуникативные навыки.
Одни из самых любимых игр в работе с детьми: Барабашка (на коробке указан возраст с 6 лет, но играть можно уже с 2 лет) :
Кроме классического использования игры по инструкции в нее можно играть с фигурками и карточками:
• У самых маленьких детишек, начиная с двух лет, мы можем с помощью фигурок игры тренировать зрительную память. Ведущий выставляет все фигурки, малыш смотрит на них, отворачивается. Ведущий убирает одну из них, малыш должен сказать, что исчезло. Вариант сложнее – когда фигурки не исчезают, а меняются местами. Тогда малышу нужно объяснить, что именно изменилось. Во время этой игры с малышом можно отработать такие понятия, как «справа», «слева», «между», «рядом» и так далее, так как фигурки могут стоять не просто рядом друг с другом, а бутылка может стоять «на» кресле или книжка может лежать «под» креслом.
• Используя карточки настольной игры Барабашка можно развивать слуховое восприятие, которое очень пригодится ребёнку как в детском саду, так и в школе. Карточки разложены рядами. Ребёнок ищет карточку в соответствии с инструкцией ведущего («Найди белую мышку с синей книгой, найди серое привидение на красном кресле»).
• Для детей, начиная с трёх лет, можно предложить игру, хорошо развивающую зрительное внимание и логическое мышление, а также умение объяснить свой выбор: тщательно перемешав колоду, раздаём игрокам по 5 карт и одну кладём в центр. На лежащую, на столе карточку нужно положить свою, ориентируясь либо на персонажа, либо цвет. Необходимо сделать это быстрее других и правильно объяснить свой ход («Я положил синюю книжку на синюю бутылку», «Я положил привидение на привидение»).
• В этом же возрасте можно тренировать зрительную память, используя карточки. Покажем ребёнку сначала одну карточку и перевернем ее – нужно вспомнить, что на ней было нарисовано и какого цвета. Увеличиваем количество карточек для запоминания в соответствии с возможностями ребёнка.
• Хорошо тренирует зрительную память игра Мемори. В неё можно играть с ребёнком используя любые парные карточки. Карточки настольной игры Барабашка так же подходят для игры в Мемори с малышами. Выберите из колоды карточки с изображениями, например, кресел по две карточки каждого цвета, всего 10 карт. Перемешайте их и играйте по правилам Мемори.
Настольная игра Барабашка, как и всякая хорошая настольная игра, незаметно для играющих тренирует важные навыки социального взаимодействия. Учит корректно, в рамках правил конкурировать с соперником, справляться с эмоциями как процессе игры, так и после её окончания, конструктивно относится к проигрышу, принимать поздравления с выигрышем, не задевая при этом чувства проигравших. Игра так же даёт возможность за небольшой промежуток времени испытать большую амплитуду переживаний, тем самым открывая в себе порой неизвестные чувства и эмоции. Особая ответственность здесь лежит на взрослом – ему необходимо одновременно быть достойным примером для подражания и деликатным наставником. Время, проведённое за игрой, ни для кого не пройдёт даром, дети отработают навыки правильного поведения, которые пригодятся им на любых занятиях и свободное от учёбы время, а также научатся контролировать себя в неожиданных, не стандартных, новых ситуациях, а их предостаточно и в дошкольном возрасте и тем более в школьном.
Паника в лаборатории. На упаковке обозначен возраст 8+. Но амебы такие забавные, что дети с огромным удовольствием сначала учатся искать их по выпавшим кубикам это форма, цвет.
С 4лет можно играть по упрощенным правилам, без дополнительных карточек, т. е. кидать кубики и смотрим в какую сторону пошёл нужный слизень. По мере усвоения правил можно добавлять карты вентиляции и мутации.
С помощью этой игры дети смогут потренировать свои способности мыслить логически и действовать быстро. Чтобы отловить беглецов раньше противников, детям нужно находить самый короткий путь и запоминать выпавшие значения на кубиках. Систематически повторяя партии, участники улучшат свою память и будут быстрее анализировать полученную информацию. Игроки передают ход максимально быстро, поэтому нужно уметь быстро ориентироваться и следить за постоянно меняющейся ситуацией в игре.
Упражнения.
«Нейротаблицы на внимание»
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.
Игра «Соедини точки», цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант.
Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.
Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.
«Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.
«Найди такую же цифру».
Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.
«Узнай цифру на ощупь».
В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру.
«Составь фигуру».
Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.
«Большие, маленькие, средние».
Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.
Зеркальное рисование.
Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.
«Кинезиологические» упражнения
Направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и движений.
«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Выполнять это упражнение нужно стоя на балансировочной доске.
«Цветочек»
Сложить пальцы руки в «цветок», попеременно опускать по 2 «лепестка» (пальцы руки, чередуя лепестки. Усложнить одновременно выполняя обеими руками синхронно.
«Коза-корова»
Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»
«Молчу — шепчу — кричу»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
«Прикосновения»
Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.