Получи документы

Нейропсихологический подход в развитии детей с ОВЗ

Ольга Жирнова
Нейропсихологический подход в развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Наука – нейропсихология, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др. Сегодня я расскажу вам о своем опыте работы с интересными нейропсихологическими играми, нейрогимнастикой, нейрографикой и нейромячами. С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:

1. Ребенок учится чувствовать пространство свое тело.

Публикация «Нейропсихологический подход в развитии детей с ОВЗ» размещена в разделах

2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)

3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук.

4. Развивается слуховое и зрительное внимание.

5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если логопеды параллельно будут отрабатывать и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Дети развиваются, играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Дети с ОВЗ имеют трудности в обучении и проблемы в поведении, кому то трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, и становится понятным, что круг таких проблем достаточно широк. А также это и дети с дефицитом внимания, гиперреактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития.

Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.

Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. Если указано, что игра нейропсихологическая, то обязательно в правилах описано, для кого она будет наиболее полезна и детям какого возраста рекомендована. Чаще всего это возраст от пяти лет и старше. И почти каждую игру можно упростить, поменять условия и заниматься в более раннем возрасте.

В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры) это эффективнейшая методика, позволяющая помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Настольные развивающие игры

Именно настольная игра в наибольшей степени влияет на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Проводя время за увлекательным занятием, ребенок учится играть по правилам; ищет оптимальное решение поставленных перед ним игровых заданий; развивает речь, воображение, сенсорное восприятие; учится считать и решать элементарные математические примеры; тренирует память; развивает логическое мышление; становится более внимательным; учится быстро реагировать на изменения ситуации; тренирует мелкую и крупную моторику, координацию движений; развивает собственные коммуникативные навыки.

Одни из самых любимых игр в работе с детьми: Барабашка (на коробке указан возраст с 6 лет, но играть можно уже с 2 лет) :

Кроме классического использования игры по инструкции в нее можно играть с фигурками и карточками:

• У самых маленьких детишек, начиная с двух лет, мы можем с помощью фигурок игры тренировать зрительную память. Ведущий выставляет все фигурки, малыш смотрит на них, отворачивается. Ведущий убирает одну из них, малыш должен сказать, что исчезло. Вариант сложнее – когда фигурки не исчезают, а меняются местами. Тогда малышу нужно объяснить, что именно изменилось. Во время этой игры с малышом можно отработать такие понятия, как «справа», «слева», «между», «рядом» и так далее, так как фигурки могут стоять не просто рядом друг с другом, а бутылка может стоять «на» кресле или книжка может лежать «под» креслом.

• Используя карточки настольной игры Барабашка можно развивать слуховое восприятие, которое очень пригодится ребёнку как в детском саду, так и в школе. Карточки разложены рядами. Ребёнок ищет карточку в соответствии с инструкцией ведущего («Найди белую мышку с синей книгой, найди серое привидение на красном кресле»).

• Для детей, начиная с трёх лет, можно предложить игру, хорошо развивающую зрительное внимание и логическое мышление, а также умение объяснить свой выбор: тщательно перемешав колоду, раздаём игрокам по 5 карт и одну кладём в центр. На лежащую, на столе карточку нужно положить свою, ориентируясь либо на персонажа, либо цвет. Необходимо сделать это быстрее других и правильно объяснить свой ход («Я положил синюю книжку на синюю бутылку», «Я положил привидение на привидение»).

• В этом же возрасте можно тренировать зрительную память, используя карточки. Покажем ребёнку сначала одну карточку и перевернем ее – нужно вспомнить, что на ней было нарисовано и какого цвета. Увеличиваем количество карточек для запоминания в соответствии с возможностями ребёнка.

• Хорошо тренирует зрительную память игра Мемори. В неё можно играть с ребёнком используя любые парные карточки. Карточки настольной игры Барабашка так же подходят для игры в Мемори с малышами. Выберите из колоды карточки с изображениями, например, кресел по две карточки каждого цвета, всего 10 карт. Перемешайте их и играйте по правилам Мемори.

Настольная игра Барабашка, как и всякая хорошая настольная игра, незаметно для играющих тренирует важные навыки социального взаимодействия. Учит корректно, в рамках правил конкурировать с соперником, справляться с эмоциями как процессе игры, так и после её окончания, конструктивно относится к проигрышу, принимать поздравления с выигрышем, не задевая при этом чувства проигравших. Игра так же даёт возможность за небольшой промежуток времени испытать большую амплитуду переживаний, тем самым открывая в себе порой неизвестные чувства и эмоции. Особая ответственность здесь лежит на взрослом – ему необходимо одновременно быть достойным примером для подражания и деликатным наставником. Время, проведённое за игрой, ни для кого не пройдёт даром, дети отработают навыки правильного поведения, которые пригодятся им на любых занятиях и свободное от учёбы время, а также научатся контролировать себя в неожиданных, не стандартных, новых ситуациях, а их предостаточно и в дошкольном возрасте и тем более в школьном.

Паника в лаборатории. На упаковке обозначен возраст 8+. Но амебы такие забавные, что дети с огромным удовольствием сначала учатся искать их по выпавшим кубикам это форма, цвет.

С 4лет можно играть по упрощенным правилам, без дополнительных карточек, т. е. кидать кубики и смотрим в какую сторону пошёл нужный слизень. По мере усвоения правил можно добавлять карты вентиляции и мутации.

С помощью этой игры дети смогут потренировать свои способности мыслить логически и действовать быстро. Чтобы отловить беглецов раньше противников, детям нужно находить самый короткий путь и запоминать выпавшие значения на кубиках. Систематически повторяя партии, участники улучшат свою память и будут быстрее анализировать полученную информацию. Игроки передают ход максимально быстро, поэтому нужно уметь быстро ориентироваться и следить за постоянно меняющейся ситуацией в игре.

Упражнения.

«Нейротаблицы на внимание»

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

Игра «Соедини точки», цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и усложненный вариант.

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

«Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

«Найди такую же цифру».

Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.

«Узнай цифру на ощупь».

В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру.

«Составь фигуру».

Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.

«Большие, маленькие, средние».

Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.

Зеркальное рисование.

Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.

«Кинезиологические» упражнения

Направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и движений.

«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Выполнять это упражнение нужно стоя на балансировочной доске.

«Цветочек»

Сложить пальцы руки в «цветок», попеременно опускать по 2 «лепестка» (пальцы руки, чередуя лепестки. Усложнить одновременно выполняя обеими руками синхронно.

«Коза-корова»

Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»

«Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

«Прикосновения»

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

Публикации по теме:

Фольклор в познавательном развитии детей Одной из основных задач государства в сфере образования является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Консультация для родителей детей 3–4 лет «Сказки К. Чуковского «Айболит», «Федорино горе» — помощники в развитии детей Корней Чуковский-один из любимых авторов малышей. Они любят слушать «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон» и.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград»Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Косарева Елена Александровна. Я работаю в МБДОУ д/с№30 воспитатель первой категории. Моя тема.

Пальчиковый театр в развитии детейПальчиковый театр в развитии детей Пальчиковый театр в детском саду. Все воспитатели дошкольных учреждений знает о пальчиковых куклах и пальчиковом театре, и с удовольствием.

Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 летПроект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 лет Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3 -7 лет Автор: Письменная Елена Геннадьевна.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологический подход в развитии детей с ОВЗ
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 07:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологический подход в развитии детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Жирнова (УИ 3147572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД