Надеина Анна Викторовна
Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей.
Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста.
Если присмотреться вокруг, то вокруг нас множество взрослых людей, у которых все валится из рук. Их движения неуклюжие и неповоротливые. «Почему происходит так?»- спросите вы. Такое поведение пришло из раннего детства человека, когда развитию его мелкой моторики не уделяли должного внимания.
Публикация «Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Ко мне часто обращаются с вопросом о том, что ребята начальных классов не могут держать в руках карандаш или ручку, не умеют вырезать, а в прописях одни каракули. Таким детям дается обучение в школе очень сложно.
Именно дети с хорошо развитой мелкой моторикой схватывают все буквально на лету, им легко учиться писать, читать и считать.
Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга. А развитие межполушарных связей напрямую влияет на развитие всех высших психических процессов.
Так что же такое нейропсихология?
Нейропсихология — наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов.
Цель нейропсихологии — понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Все мы знаем, что у человека есть два полушария головного мозга, каждое из которых отвечает за ряд функций, подвластных только ему.
Правое полушарие отвечает за:
• Контролирует и регулирует координацию;
• Обработку невербальной информации, эмоциональность;
• Музыкальные и художественные способности; (творческие способности)
• ориентацию в пространстве; (пространственное восприятие)
• способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др.);
• обработку большого количества информации одновременно, интуицию;
• воображение;
• способность к гуманитарным наукам;
• отвечает за левую половину тела.
Левое полушарие отвечает за:
• Контролирует и регулирует способности к точным наукам;
• Речь, логику, память;
• Абстрактное, аналитическое мышление;
• Обработку вербальной информации;
• Анализ информации, способность делать вывод;
• Отвечает за правую половину тела.
И только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов : внимания, памяти, мышления, логики, эмоций, а также чтения, письма и счета.
Работу обоих полушарий мозга координирует мозолистое тело (оно находится между полушариями ГМ). Задача мозолистого тела- связывать оба полушария, помогая мозгу работать как единое целое. Иногда случается, что в работе мозолистого тела случаются сбои. Тогда какое-то одно полушарие берет на себя основную нагрузку, пока другое находится на «больничном». Именно по этому у детей могут случаться разнообразные нарушения : плохая память, невнимательность и рассеянность, проблемы с ориентацией в пространстве.
Так как ведущая деятельность дошкольника игровая, я хотела бы представить Вашему вниманию комплекс игр и упражнений в игровой форме для развития всех высших психических функций. А начнем мы с внимания.
Внимание.
Самый главный навык для учебы - это внимание. При плохо развитом внимании ребенку будет сложно в школе. Он не сможет сконцентрироваться на одном деле. При выполнении любой работы он не будет выполнять ее до конца или с большим количеством ошибок. Также ребенку будет трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Интересный факт : в день человек может быть сконцентрирован на делах в среднем 4-6 часов. Но во время выполнения какого-либо дела мы часто отвлекаемся на телефон, примерно до 10 раз. А чтобы снова вернуться к делу, вспомнить, что вы делали, требуется минимум 15 минут. Т. е. гаджеты с каждым разом убивают наше внимание. То же самое происходит и у детей, поэтому внимание нужно тренировать
. Для чего оно необходимо и как его развивать? Достаточно хорошо развитое внимание обеспечит ребенку успешное обучение в школе, так как поможет ему выполнять задания учителя/воспитателя и контролировать себя.
Внимание формируется благодаря тому, что взрослый даёт ребенку новые виды деятельности, как по правилам, так и при помощи словесных указаний. За год до школы необходимо сформировать у ребенка умение выполнять заданные действия, даже если ему это неинтересно или вовсе нет желания их делать.