Олеся Кашина
Нейропсихологический подход к детям с ОВЗ в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологический подход к детям с ОВЗ в работе логопеда.
В последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с задержкой психо-речевого развития, требующая совершенствования существующих коррекционно-развивающих программ.
Как разобраться, в чем причина трудностей конкретного ребенка. Несложно поставить диагноз, если у человека вывих, гастрит или бронхит. Но бывают «невидимые» нарушения, когда мы наблюдаем лишь результат – плохое поведение, трудности в обучении, сложную социализацию ребенка. Такие дети плохо учатся, плохо себя ведут, несмотря на высокий уровень интеллекта и благополучную семью.
Публикация «Нейропсихологический подход к детям с ОВЗ в работе логопеда» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В ходе работы мы видим проблему, но не знаем чем помочь. Или ждем результата, а его нет, хотя делаем все правильно. Как работать и получать 100% результат.
В чем причина? Специалисты считают, что одна из причин в недостатке кадров. Проще говоря, в дошкольных учреждениях не хватает психологов, дефектологов, логопедов и педагогов, которые знакомы с коррекционными методиками.
Что чувствуют педагоги?
• увеличивается колличество детей с ОВЗ;
• Времени на работу уходит больше;
• Результат не виден;
• Эффективность снижается;
• Удовлетворенность от работы падает.
С целью достижения вышеизложенного, можно говорить о необходимости внедрения комплексного подхода к ребенку на ранних этапах развития, который мог бы обеспечить как оздоровительную, так и развивающую стороны процесса его социализации в любой дошкольной образовательной организации.
Оптимальным считается системный подход к коррекции психического развития ребёнка, сочетающий комплексное применение когнитивных и двигательных методов с учётом их взаимодополняющего воздействия. Одной из наиболее востребованных форм помощи детям последнего времени является нейропсихологическая коррекция, в основе которой лежит работа не с симптомами, а с механизмами, которые вызвали их появление. Помимо этого, в ряде случаев использование нейропсихологического метода позволяет предотвратить появление симптомов либо скомпенсировать их на ранних стадиях, благодаря чему достигается минимизация вреда, наносимого всей психической деятельности. Данные обстоятельства обуславливают актуальность исследования роли нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений.
Нейропсихологическая наука, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучает мозговые механизмы психологических процессов и в соответствии с выявленными особенностями развития предлагает определенные пути коррекции конкретного ребенка.
Сущность нейропсихологического подхода заключается в соотнесении актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов, при этом комплекс коррекционных упражнений для детей составляется в соответствии с их уровнем развития и общими закономерностями развития человеческого мозга. заметим, что общими закономерностями развития мозговых структур является движение психики снизу вверх (от подкорки к коре больших полушарий) от правого полушария к левому, от задних отделов мозга в передние. Другими словами, нейропсихологический подход с опорой на мозговую организацию ребенка с помощью определенных упражнений и игр развивает и коррегирует несформированные или нарушенные функции.
Мы используем нейропсихологический подход, чтобы решить проблемы у детей, а не терять время на неэффективные устаревшие приемы.
Вот как выглядит работа педагога
А вот так выглядит работа педагога при нейропсихологическом подходе. Не хаотично, а целенаправленно.
Конечно же мы можем оказать нейропсихологическую помощь только при негрубой патологии. Это может быть ММД (минимальные мозговые дисфункции, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности, ЗРР (задержка речевого развития, ОНР (общее недоразвитие речи, ЗПР (задержка психоречевого развития).
Процессу нейропсихологической коррекции обязательно должна предшествовать нейропсихологическая диагностика (Ж. М. Глозман,А. Е. Соболева, Ю. О. Титова «нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста», в результате которой выявляются сохранные и нарушенные факторы, определяется основное направление работы.
Мы провели первый этап диагностики, который назвали «копилка наблюдений»
Это таблица
ФИ ребенка Комуникативное
поведение Эмоциональное
реагирование Сенсорная
интеграция Познавательная
активность План работы
Тактильные
Ощущения
Слуховые
зрительные
мы изучили литературу, просмотрели вебинары, так же провели опрос родителей и воспитателей с целью выявления индивидуальных особенностей детей.
Следует отметить, что в реализации развивающей работы с детьми, имеющими проблемы, должны участвовать психолог, воспитатели и родители:
- психолог осуществляет индивидуальную и групповую развивающую работу,
- воспитатели проводят занятия с учетом дифференцированного подхода и личностно – ориентированного обучения. ,
- родители посещают консультации специалистов ДОУ, они являются активными участниками образовательного процесса. Интересуются успехами детей в группе и выполняют совместно с ребенком домашние задания, данные логопедом, психологом или воспитателя.
Развивающая работа предполагает не тренировку определенных навыков, а «формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями».
Одним из составляющих компонентов психомоторного развития это метод сенсомоторной интеграции.
Он был разработан американским врачом-трудотерапевтом Джин Айрес (1923-1988, работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения.
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг.
Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне, которую сообщает его тело, органы чувств. Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции.
В первые 7 лет жизни дети развиваются в определенной последовательности. Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке.
Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь.
Каждая сторона развития речи - звукопроизношение, лексико – грамматические категории, связность высказываний - основана на сенсорных связях и напрямую зависит от них. Сенсорные стимулы оказывают большое влияние на мотивацию к любой детской деятельности, в том числе на речь. Без сенсорики не развивается мышление. Успешность умственного, речевого, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В связи с этим одна из задач деятельности с детьми является развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы и захотелось что – то делать, чтобы появлялась мотивация к речи.
В нашем дошкольном учреждении наряду с обычными детьми воспитываются дети с ТНР. У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.
Мы считаем, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.
Для преодоления сенсорной интеграции в своей работе использую разнообразные игры, задания, упражнения:
• при развитии тактильных ощущений подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.
Развиваем мелкую моторику, используем компоненты су-джок терапии, работаем с материалами разной фактуры и плотности. В рамках лексических тем, детям предлагаем такие игры «Назови фрукты круглой (овальной, треугольной) формы», «Узнай овощ (фрукт) по форме (по цвету)», «Чудесный мешочек», «Узнай предмет по контуру», «Угадай какую букву напишу у тебя на спине».
Так же используем в своей работе комплект «Мозаика игровая логопедическая» на базе игрового набора «Дары Фребеля» при развитии разных сторон речи. Дети знакомятся с геометрическими формами, цветом, учатся создавать картинки по схемам. Используем мозаику на разных этапах логопедического занятия. Например, игра называется «Определи на ощупь» или «Что в ладошке?». Учим детей образовывать прилагательные среднего рода, обозначающие форму предмета (Мама хочет подарить Кате мыло, но не хочет сразу его показывать, помоги Кате определить форму мыла на ощупь). Ребенок опускает руку в коробочку, выбирает фигуру, называет ее форму и составляет фразу: «Мама подарила Кате овальное (квадратное, круглое) мыло», достает фигурку и называет ее цвет. Так же можно называть форму других предметов.
Вместе с педагогами дети играют с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга, водой, мыльными пузырями, льдом. Игры с песком, природным материалом. Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы. Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя массажеры су-джок.
При развитии вестибулярной системы использую игры с мячом, прыжки, перешагивание через предметы, выполнение движений со словами потешек, стихов. Все эти игры проводятся во время организационных моментов, физминуток, квестов.
Для развития вкусовых ощущений предлагаю родителям поиграть с детьми в игру «Узнай по вкусу фрукт (овощ)».
Так же развиваем зрительные и слуховые процессы. В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти основных чувств - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.
Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличивают словарный запас, например, «Найди сходства и различия», «Найди такой же», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Продолжи ряд», «Зверюшки на дорожке», «Графические диктанты», «Найди предмет» (наложенные изображения, «Почини буквы».
- при автоматизации звуков мы используем игры «Пчелы и соты» (автоматизация звука Ш, ребенок соотносит предмет с тенью; в игре «Тройки» (автоматизация звуков Р, Ш, ребенок собирает картинки - предмет, его тень и контур.
Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т. д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.
Например, при развитии фонематических процессов мы играем в игры «Послушай что звучит? (звуки которые издают предметы)», «Угадай, на чем играет Незнайка (звуки музыкальных инструментов, «Кто позвал?», «Звучащие баночки», «Кто как голос подает (слушают голоса животных и угадывают)».
Для развития воздушной струи мы используем емкость с водой – запускаем кораблики, пособия «Бабочки на лугу», «Футбол». Например, во время постановки звука [Ш] ребенок подставляя ладонь ко рту узнает, что воздушная струя теплая, а при произнесении звука [С] – воздушная струя идет холодная. Далее эти знания помогают нам при дифференциации этих звуков.
В процессе НОД при подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения мы используем фишки разного цвета, формы для анализа слов, предложений. Играем в игры «Отгадай, какой звук произношу (артикуляция гласных звуков)», «Найди буквы» (заштрихованные, не правильно написанные).
Развитие сенсорики происходит и в других видах деятельности, дети рисуют свечами, песком, ходят ладонями и ногами по различным дорожкам.
Также наряду с сенсорными развивающими пособиями, в своей работе я использую наглядный материал и компьютерные игры, презентации по лексическим темам, различные дидактические игры и упражнения, направленные на расширение кругозора, развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины предметов, их пространственного расположения, активизации познавательной и речевой активности. Например: Мультимедийный дидактические комплексы: «В том краю, где мы живем», «Весна красна», «Зимушка – зима». Презентации по лексическим темам, например: «Деревья», «Ягоды и грибы», «Профессии».
Сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности эффективен, так как каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развитие речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение. Сенсорная интеграция – комплексный метод, который стимулирует детей на вербальную и невербальную коммуникацию, способствует развитию обучения в целом.
Таким образом, игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы. Так же способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ТНР, а также этот метод требует творческого отношения педагога к процессу обучения.
Таким образом, учитывая особенности развития психики детей, возрастные характеристики воспитанников и их индивидуальные свойства, нейропсихологический подход может обеспечить комплексное воздействие на физиологический и социальный уровень развития каждого ребенка. Применение данного подхода в логопедической работе, основанное на соотношении внешнего воздействия с внутренним движением личности, будет способствовать не только коррекции психических функций в случае их нарушения, но и всестороннему гармоничному развитию личности ребенка в целом. Построение коррекционной работы идет в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе т. е. индивидуального маршрута развития ребенка.
Мы считаем необходимым продолжать работу в данном направлении.