Елена
Нейропсихологические приемы в работе с детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. В термине «психологическое здоровье» раскрываются такие понятия, как «психология человека» и «психология здоровья». Под «психическим здоровьем» понимают совокупность нормально функционирующих механизмов и процессов. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие современные специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности. Нейропсихология детского возраста выступает одной из дисциплин разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей. Нейропсихология детского возраста – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Психологическое здоровье ребенка дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах. В дошкольном учреждении каждый специалист использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях педагога-психолога используются физминутки, дыхательная гимнастика, нейрогимнастика, пальчиковые игры и упражнения, игры с перекрестными движениями, гимнастика для глаз, психогимнастика, игры и упражнения на формирование пространственных представлений, задания на развитие графомоторных навыковигротерапия, кинезиологические упражнения, песочная терапия и пр. Для успешного обучения ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном возрасте межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию мозолистого тела (межполушарных связей). Ведь нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет. Формирование у ребенка зрительно-моторной координации в дошкольном возрасте – важнейшее условие и залог не только его успешного обучения в школе, но и полноценного интеллектуального развития в целом. Как отмечал известный русский ученый физиолог И. П. Павлов: «Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Врожденных связей между зрительным анализом и движениями руки не бывает, они формируются постепенно, если ребенок регулярно выполняет действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводит визуальную информацию в ее двигательно-графический аналог. Иными словами, связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга успешно формируются в том случае, когда ребенок выполняет достаточное количество действий в виде двигательно-графического копирования изображений. Поэтому очень важно включать в занятия с детьми дошкольного возраста комплекс нейропсихологических игр и упражнений, задания на развитие графомоторных навыков и развитие межполушарного взаимодействия. В своей работе с воспитанниками наряду с комплексом специально подобранных нейропсихологических игр и упражнений я применяю пособие-тренажер коррекционно-развивающих материалов «Графомоторика» и пособие-альбом «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления», разработаные с позиции нейропсихологии. Включенные в них упражнения и задания направлены на развитие зрительно-пространственной координации и пространственно-графической ориентации; развитие синхронизации работы глаз и рук, графомоторных навыков. Подобран специальный комплекс заданий для формирования межполушарного взаимодействия, состоящий из симметричных рисунков, которые нужно обводить одновременно двумя руками. Все задания сопровождаются добрыми образами Льва и Панды, помогающих детям легко учиться различать «право» и «лево». Тренажер предназначен для занятий с детьми в возрасте от 5 лет. Включает в себя ламинированные карточки с цветными рисунками многоразового использования. Дополнительно к данному пособию я использую многоразовые карточки для рисования двумя руками компании Smile DECOR; графомоторные лабиринты, нейролабиринты, нейродорожки для рук, деревянные межполушарные доски, линейки для выполнения заданий одновременно двумя руками для синхронизации работы правого и левого полушария головного мозга.
Публикация «Нейропсихологические приемы в работе с детьми в ДОУ» размещена в разделах
Кинезиологические упражнения
Развивают межполушарное взаимодействие, способствуют активизации нервных волокон в мозолистом теле, формируют стрессоустойчивость, уменьшают общее напряжение и снижают утомляемость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют точные движения пальцев и рук.
«Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе со взрослым, затем по памяти в течение восьми-десяти повторений моторной программы. Упражнения выполняется сначала правой, потом – левойрукой, затем двумя руками. При затруднении взрослый предлагает ребенку: «Помогай себе – вслух или шепотом – командами «кулак-ребро-ладонь».
«Колечко»
Сжимать большие пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнения выполняется в прямом порядке от указательного пальца к мизинцу и в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем – двумя одновременно.
«Лягушка»
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
«Ухо-нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
«Семафор»
Язык прижат к верхнему небу, закрываем попеременно правый и левый глаз, считая до 10. Затем закрываем оба глаза, расслабляем язык. Повторить 2-3 раза.
«Замок»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть к руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем, дети могут выполнять упражнения парами.
Стоя, ладонью правой руки хлопаем себя по макушке, одновременно ладонью левой руки гладим себя по животу. Считаем до десяти, хлопаем в ладоши и меняем руки местами.
Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполняются перекрестные шаги на месте. Правая нога налево, левая нога направо. Выполняются 8-10 раз.
Ноги на ширине ступни, руки на поясе. Выполняется перекрестно-латеральная ходьба на месте, при которой локоть касается колена. Выполняется 8-10 раз.
Сидя, ноги врозь. Правая рука на левом колене, левая рука тянется к носку, сосчитать до 8, хлопнуть в ладоши и поменять руки. Выполняется 2-4 раза.