Карина Комиссарова
Нейропсихологические основы развития речи
▼ Скачать
Нейропсихологические основы развития речи ребенка.
Речь является основной формой общения, посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Для возникновения речи необходима зрелость и слаженная работа базового уровня, складывающегося из движений, восприятий, памяти, преодоления многих неблагоприятных явлений, таких как: гипертонус и гипотонус, телесных установок, вредных привычек (сосание пальца, кулака, обгрызание ногтей, синкинезий (сочетанных движений, когда движению руки помогает движение языка, глотанию помогает движение ноги и т. д.).
Публикация «Нейропсихологические основы развития речи» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь и 1- й функциональный блок мозга.
Сформированность врожденных речевых и языковых способностей (дыхание, мышечный аппарат, работа зрительного и слухового анализаторов).
У детей с нарушением 1 блока наблюдается дизартрия, дисграфия; сужение полей зрения, движение языком во время работы руками. Коррекция развития 1 блока мозга : дыхательные упражнения, массаж, самомассаж, растяжки, релаксация, блок глазодвигательных упражнений, тренировка мышц речевого аппарата.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
1. «Ветерок» Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…. И качает так листок – ф-ф-ф…. Выдох спокойный, ненапряженный. Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-… И качает так листок – ф-ф-ф… Активный выдох. Дует ветерок и листочки И поют свои песенки. Детям говорят: Осиновый – а-а-а-… Рябиновый –и-и-и… Березовый – о-о-о… Дубовый –у-у-у…
2. «Ветер» Сделать вдох носом. Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и сделать длительный выдох.
3. «Осы» Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…»
4. «Дятел» Сделать вдох носом. Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.
5. «Ежик» После активного вдоха через нос ребята, на выдохе произносят «пых – пых», энергично работая мышцами живота.
4. «Оперный певец». Делаем глубокий вздох, на выдохе произносим звук «А».
5. «Веселый жук». Делаем глубокий вздох, на выдохе «жужжим».
Массаж и самомассаж.
1. «Моем голову»
Сидя «по-турецки». Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: ото лба к макушке; ото лба до затылка; от ушей к шее.
2. «Ушки» Уши растираются ладонями, как будто они замёрзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательными движениями растираются в другом направлении (по горизонтали). «Глазки отдыхают» Закрыть глаза. Подушечками пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить те же движения под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
3. «Веселые носики» Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон.
Растяжки.
1. Растяжки: «Сорви яблоко» Представьте себе, что перед вами растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
2. «Дерево» Мы растем, растем, растем и до неба достаем. Сидя на корточках, спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Речь и 2- й функциональный блок мозга.
Для развития 2 блока мозга необходимо развивать психические функции : тактильное, зрительное, слуховое восприятие, память, пространственные представления и речь, развивать межполушарное взаимодействие, развивать формирование доминантного полушария, доминирующей руки.
Игры и упражнения, направленные на развитие 2 блока мозга :
• тактильные и кинестетические (рисунки на спине, на ладонях, игра с палочками, ощупывание фигурок);
• зрительные (разрезные картинки, лабиринты, загадочные рисунки);
• пространственные (конструирование и копирование, графические диктанты);
• межполушарное взаимодействие (двуручное выполнение упражнений, пальчиковой гимнастики, кинезеологические упражнения).
Двуручные упражнения.
Двуручная гимнастика с карандашами. "Костер", "Обезьянки"
Кинезеологические упражнения.
Речь и 3- й функциональный блок мозга.
Для развития 3-го функционального блока мозга на занятиях необходимо включать игры и упражнения, направленные на формирование навыков внимания, программирования, целеполагания, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.
Игры и упражнения для развития 3 блока головного мозга.
Игра «Летает - не летает» Все встают в круг. Педагог называет разные слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети поднимают руки вверх, если не летает, то не совершают никаких движений. Список: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стул, собака, вертолет, ковер, поросенок, стрекоза.
Игра «Море волнуется» Дети бегают по залу, изображая руками движения волн. Педагог говорит: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура - замри! Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Отомри». Педагог ходит по залу, рассматривает «морские фигуры», хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т. д.
Игра «Съедобное – несъедобное» Педагог, называя какой-либо предмет, поочередно бросает мяч детям. Если прозвучало название съедобного предмета, ребенок ловит мяч, несъедобного - отталкивает. При правильном выполнении задания ребенок делает шаг вперед. Тот, кто первым дойдет до педагога, становится ведущим.
Игра: «Клубочек» Детям предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Педагог сообщает, что это клубочек волшебный. Как только дети начинают его сматывать, так сразу же успокаиваются.
Игра «Речка-берег». Положите на пол веревку. Она будет границей между рекой и берегом. По команде «Река!» малыш должен «нырнуть», т. е. перепрыгнуть через веревку так, чтобы веревка осталась позади него. По команде «Берег!» – «выбраться на сушу». Сначала команды чередуются последовательно. Затем, можно менять порядок. Например, несколько раз сказать: «Река!». Ребенок должен оставаться «в воде».
Игра «Костер». Ведущий говорит «Холодно» - вытягиваем руки, «греем», «Горячо» - прячем руки за спину, «Искры полетели» - изображаем искры, «Ох, какой большой костер» -изображаем. Постепенно ускоряем ритм. Усложняем: говорим, а показываем неправильно.
Игра «Калейдоскоп слов». Ведущий называет слово-предмет. 1 игрок отвечает, что этот предмет может делать, 2 игрок отвечает на вопрос «какой еще предмет может выполнять это действие», 3 игрок отвечает на вопрос «какой это предмет (характеристика, 4 игрок отвечает на вопрос что этот предмет может делать, 2 игрок отвечает на вопрос «какой еще предмет может выполнять это действие» и т. д.
Воздействие только на двигательную функцию даёт свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, его называют «эффектом ненаправленной коррекции», что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций.
Все выше предложенные игры и упражнения необходимо включать в образовательную деятельность всеми педагогами дошкольного учреждения. Педагогам следует помнить, что коррекционно - развивающая и формирующая работа на занятиях направлена "снизу вверх" (от движения - к мышлению, а не наоборот.
Важно знать каждому, что неподвижный ребенок не обучается!