МААМ-картинки

Нейропсихологические методы и приемы для моторного и речевого развития дошкольников с дизартрией (1 фото)

Светлана Бондарева
Нейропсихологические методы и приемы для моторного и речевого развития дошкольников с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Нейропсихологические приемы для моторного и речевого развития у дошкольников с дизартрией

Большинство современных детей с речевыми нарушениями, которые попадают к учителю логопеду, это дети со множеством сопутствующих осложнений, которые не позволяют педагогу выстроить коррекционную работу по тем канонам, которыми пользовались наши коллеги 10-15 лет назад.

Одним из таких осложнений является – дизартрия – очень коварное неврологическое заболевание. Именно дизартрия является камнем преткновения при коррекции речевых нарушений, т. к. даже при наличии медикаментозного лечения, коррекционный эффект малоэффективен.

1. Дизартрия, ее проявления в моторном развитии ребенка.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

2. Планирование коррекционной работы при дизартрии.

Корректируется дизартрия довольно сложно и долго.

Проблема эта медико-педагогического характера и требует комплексного подхода. Наряду с логопедом должны подключиться врачи. Необходимо наблюдение невролога, как основного специалиста по нервной системе. Для оценки физического слуха нужен отоларинголог: даже малейшее ослабление слуха ведёт к неверному восприятию звуков речи, что отражается на произношении. При нарушении поведения, эмоционально-волевой сферы потребуется помощь психотерапевта.

Процесс требует чёткой слаженной работы логопеда, ребёнка и родителей, на которых лежит ответственность за организацию процесса.

Традиционно применяются следующие направления логопедической работы при дизартрии:

• Нормализация моторики артикуляционного аппарата (однозначно необходим логопедический массаж — массаж языка, губ и щёк — и регулярное (ежедневное, по нескольку раз в день) выполнение специальной артикуляционной гимнастики для губ и языка);

• Развитие артикуляционных движений;

• Формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе;

• Развитие направленного речевого выдоха;

• Полноценное развитие фонематического восприятия.

Наиболее положительных результатов удается добиться при раннем выявлении проблемы у детей дошкольного возраста. В основе терапии всегда лежит комплексный подход: прием медикаментов, физиотерапевтические процедуры, занятия у логопеда, но, как правило, учителя-логопеды отмечают низкую динамику при коррекции речевых нарушений, отягощенных дизартрией!

Опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, с дизартрией показывает, что этого недостаточно.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что признаками дизартрии является не только нарушение иннервации артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, но и нарушение мелкой моторики и общей моторики

3. Взаимосвязь моторного и речевого развития детей

Обследование детей с дизартрией показывает, что они имеют трудности не только с речью. У детей не развита мелкая моторика мышц, нарушено физическое развитие. Эти данные подтверждает и Елена Филиповна Архипова: «Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по мостику и т. д. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

4. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Современные логопеды столкнулись с несколько иной коррекционной работой. Дети стали другими: увеличилось количество воспитанников с разными патологиями здоровья. Много детей ослабленных, вялых, с нарушенной координацией, гипервозбудимых и др.

Поэтому возникла необходимость разработать комплекс упражнений для автоматизации звуков через выполнение упражнений, развивающих крупную моторику.

5. Коррекция речевых нарушений через развитие моторной сферы с использованием нетрадиционных приемов

Таким образом, возникла необходимость разработать комплекс упражнений для автоматизации звуков через выполнение упражнений, развивающих крупную моторику.

Упражнения серии «Прыгаем, играем – речь развиваем» являются дополнением к уже вышедшим тетрадям по автоматизации звуков через развитие тактильных ощущений «Тактильные чистоговорки» и упражнений для развития мелкой моторики с помощью природных средств - «Самомассаж с использованием природного материала. 5-10 лет. ФГОС». Именно развитие мелкой и крупной моторики, тактильных ощущений являются, по-моему мнению, основой для коррекции речевых нарушений у детей с ТНР.

Значение упражнений для коррекции речевых нарушений у детей:

• закрепление поставленного звука

• развитие моторной сферы ребенка;

• развитие координации общей и тонкой произвольной моторики;

• развитие пространственно-временной организации движений;

• развитие правильного темпа речи, ритма, дыхания;

• развитие речевого слуха, речевой памяти.

Значение упражнений для нормализации психофизического развития детей:

• предупреждают переутомление;

• служат средством эмоциональной разрядки;

• снимают статическую нагрузку;

• позволяют достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта;

• во время упражнений дети с ТНР становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.

В представленных упражнениях можно не только автоматизировать звуки через развитие крупной моторики, но еще и развивать ритмику речи, что особенно важно для развития слоговой структуры слова.

Необходимо отметить, что физические упражнения для звуков не носят спонтанный характер. Тщательно проанализировав каждую группу звуков по ощущениям, силе и высоте голоса, выдоху, артикуляционным укладам были разработаны упражнения: для звуков раннего онтогенеза – подъём и спуск по лестнице на 2-3-4 ступеньки; для свистящих – шаги с преодолением препятствий; для шипящих – прыжки, приседания; для звуков: Л, Ль - бросание, ловля, метание; для звуков Р, Рь - силовые упражнения.

В данной статье предложены лишь некоторые варианты упражнений, с полным комплексом упражнений можно будет ознакомиться в серии «Прыгаем, играем – речь развиваем». Упражнения для свистящих – шаги с преодолением препятствий

Автоматизация свистящих с помощью пеньков, бревнышек и спилов деревьев (можно заменить на любое оборудование, позволяющее шагать по определенному рисунку: обручи, кольца, веревочные отрезки и т. д.). Ниже представлены примеры таких упражнений:

• Шагаем по спилам и перешагиваем через пеньки и проговаривая слоги с растягиванием звука «С»: аСССа.

Упражнения для шипящих – прыжки, приседания

В основу комплекса входят упражнения и игры на равновесие, координацию - ходьба по веревке* (диаметр 1,5 – 2см. * Веревку можно заменить на любое оборудование, позволяющее по нему ходить, перешагивать, прыгать и перепрыгивать, шаги, прыжки через веревку с наклонами.

• Игра «Мотальщики»

Правила игры: Дети берутся за палочки, привязанные с концов веревки и стараются как можно быстрее наматывать веревку на свою палочку и одновременно проговаривать слоги. Побеждает тот, кто быстрее домотает отметки в центре.

• Упр. «Прыжки»

Выполняем прыжки через линию или веревку на двух ногах вперед и назад, на месте и с продвижением вперед и проговариваем слоги: Ш - ш - ша. Вначале выполняем упражнение с поддержкой взрослого, затем даем возможность ребенку самостоятельно выполнить упражнение.

• Игра «Паутинка»

Натягиваем веревку между столами и стульями в виде паутины. Расстояние между столами – 2,5 метра. Верхняя верёвка – на 30 см. от пола. Нижняя – на высоте 10 см. Задача ребенка пройти всю паутину, перешагивая через веревку и проговорить слоги с утрированным произнесением звука «Ш»: аШШШа.

• Игра «Тропинка»

Выкладываем веревку змейкой на полу и предлагаем ребенку идти по дорожке и проговаривать звуковые сочетания и слова. Упражнение можно выполнять как по словесному образцу взрослого, так и с использованием картинок или предметов. Задача ребенка пройти по дорожке, собирать картинки/предметы на своем пути и проговаривать их названия.

Упражнения для автоматизации звука Л

В основу комплекса входят упражнения и игры по метанию:

- метание в длину;

- метание в цель;

- подбрасывание;

- упр. на равновесие.

Для упражнений по метанию используются мешочки с песком, шишки, снежки (закрепление материала во время зимних прогулок).

Комплекс упражнений

Упражнения с мешочками, наполненными песком, крупой.

Упр. «Подбрось и поймай!»

Подбрасывание мяча вверх и ловля его обеими руками. При этом ребенок держит мяч обеими руками, опущенными вниз, подбрасывает его вверх над головой и проговаривает слоги: «Ллл-ла», а затем ловит двумя руками.

Упр. «Подбрось и поймай!»

Ребенок подбрасывает мешочек одной рукой как можно выше, а затем ловит двумя руками и проговаривает слоги: «Блл-ла», а затем ловит двумя руками. Темп произвольный.

Примечание. Когда ребенок научится ловить мяч двумя руками, можно усложнить упр. и предложить ребенку ловить мяч одной рукой.

Упражнения с шишками

Упр. «Ловишки

Для упр. понадобится небольшая корзинки и несколько шишек. Взрослый встает перед ребенком и берет в руки корзинку. Ребенку предлагается попасть шишками в корзинку, проговаривая при этом слоги: «Алла!».

Примечание. На начальном этапе расстояние от корзинки до ребенка – 1м., затем расстояние можно увеличить до 2м. В роли «Ловишки» может выступать и взрослый и ребенок.

Упражнения для автоматизации звука Р

В основу игр для автоматизации звука Р включены силовые упражнения для рук и ног

В качестве упражнений используются: перетягивание каната/веревки, перешагивание через веревку/канат, прыжки через веревку/скакалку. Веревка/канат является универсальным приспособлением, который способен помочь в развитии и укреплении мышц верхних и нижних конечностей, мышц спины.

Помимо развития мышечной силы и выносливости сердечно-сосудистой системы, такие тренировки помогают улучшить координацию. Особенно полезно развитие координации для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ТНР.

Упражнения с канатом, веревкой

В упражнении участвуют два ребенка (если занятие по автоматизации проводится индивидуально, то играют педагог ребенок). Каждый участник берется за канат (веревку) со своей стороны (за своей контрольной линией) так, чтобы было удобно. Ноги на ширине плеч, согнуты в коленях. Ведущая нога чуть впереди. Произносим звук Р раскатисто и при этом стараемся с силой тянуть веревку на себя.

«Альпинист»

В упражнении участвуют педагог и ребенок. Логопед объясняет ребенку, что сейчас он будет как альпинист подниматься на вершину горы и чтобы подниматься было легче, надо при этом произносить слоги.

Описание упр. Логопед и ребенок берутся за разные концы веревки. Ребенок держится за веревку «под горой», а логопед держится за веревку «на горе».

Задача ребенка «забраться» на гору, перехватываясь за веревку с продвижением к логопеду. Примечание. Упражнение можно выполнять ребенку самостоятельно. Для этого необходимо зафиксировать свободный конец веревки.

Таким образом, связь мелкой моторики и речи давно известна. Все знают, как важно развивать мелкую моторику, особенно у плохо говорящих малышей. Но общая моторика имеет не меньшее значение. Крупная моторика – это своеобразный фундамент, на основе которого, по мере взросления, строятся движения мелкой моторики и прочные навыки во всей двигательной сфере, которая создает основу для развития речи.

Нейропсихологические методы и приемы для моторного и речевого развития дошкольников с дизартрией
Публикации по теме:

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологические методы и приемы для моторного и речевого развития дошкольников с дизартрией
Опубликовано: 19 ноября 2024 в 20:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологические методы и приемы для моторного и речевого развития дошкольников с дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бондарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД