Светлана Маккавеева
Нейропсихологические игры как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологические игры как средство развития речи детей.
Маккавеева Светлана Михайловна,
воспитатель, МБДОУ ЦРР- ДС №3 «Катюша» г. Якутск
Актуальность:В настоящее время наблюдается увеличение в группах детских дошкольных учреждений детей с задержкой речевого развития, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью.
Публикация «Нейропсихологические игры как средство развития речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения.
В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество детей с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.
Методы: Одним из актуальных направлений внедрения современных технологий в коррекционный процесс является использование
нейропсихологических игр.
Нейропсихологические игры представляют собой комплекс упражнений, которые могут выполняться взрослыми и детьми всех возрастных групп.
Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга. Чтобы регулярно выполнять нейропсихологические игры, достаточно уделять от 5 до 7 мин. в день.
Регулярное выполнение нейропсихологических игр приносит ребенку пользу:
- улучшает функции долгосрочной памяти;
- обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
- повышает физическую и умственную работоспособность;
-стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
- ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
Игры выборочно можно включать в любые занятия как разминку, переключение с одного вида деятельности на другое, или если у детей рассеялось внимание.
Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу.
Цель: Развитие речи детей с помощью нейропсихологических игр.
Задачи:
-способствовать развитию речи, памяти и внимания;
- стимулировать развитие мелкой и более крупной моторики рук;
- повышать физическую и умственную работоспособность.
Поэтому считаю целесообразно включать в свою работу нейропсихологические игры, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.
Примеры некоторых нейропсихологических игр и упражнений, которые могут быть использованы в работе :
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
- «Разработала альбом «Рисование двумя руками» на каждого ребенка, по лексическим темам недели.
- игра «Попробуй повтори»
В своей работе мы используем нейропсихологические игры, в индивидуальной и в групповой работе с детьми. Начинаем знакомство с не сложных упражнений доступных для каждого ребенка.
Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.
1) игра «Попробуй повтори»
Цель: Развитие межполушарных связей, внимания, памяти, мышления, навыков фонематического анализа, ловкости, подвижности, переключаемости.
Целевая аудитория: игра предназначена для детей от 5 до 9 лет.
Количество игроков: от 1 до 4.
Задачи:
- способствует развитию внимания;
- памяти;
- пространственных представлений; - улучшает реакцию.
Данная игра будет полезна логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, учителям а так же родителям.
Игра рассчитана для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного и школьного возраста.
Игровой материал: Карточки с изображением рук, инструкция с описанием вариантов игры.
2) Альбом «Рисование двумя руками»
Цель: Согласованное развитие работы левого и правого полушария.
Целевая аудитория: дети 6-7 лет.
Задачи: Координация пространственного и зрительного восприятия, ведомой и ведущей руки.
Правила работы:
1) В начале работы полезно прорисовать линии в воздухе обеими руками в увеличенном масштабе.
2) Рисование линий и символов начинать с выделенных точек. Если точек нет, рисование начинать от центра образа.
3) Каждая рука рисует свою половину рисунка, все движения выполняются двумя руками одновременно и симметрично.
4) Взгляд при рисовании направить вдоль центральной оси или в центр образа. Это развивает зрительное и пространственное восприятие.
5) После прорисовки образов можно раскрасить их, используя технику зеркального рисования двумя руками.
6) Рисовать можно любым цветом. Цвет способен гармонизировать эмоциональное и физическое состояние человека.
7) При затруднении обведения линий двумя руками можно выполнить задания каждой рукой поочередно.
8) Задания составлены по принципу «от простого к сложному»
Выводы: Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение нейропсихологических упражнений позволило добиться положительных результатов в работе с детьми по развитию речи.
- Улучшается память, внимание, речь, совершенствуются пространственные представления, развивается мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость.
– Дети включаются в деятельность более активно, лучше воспринимают информацию.
– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.
– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.
Таким образом использование нейропсихологических игр дают возможность более качественно вести работу по развитию речи детей.
Литература:
Трясорукова Т. П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»