Елена Дуданова
Нейропсихологические игры для автоматизации звуков для детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Данный материал будет полезен учителям-логопедам, а также заинтересованным родителям.
Цель: Автоматизация звуков с помощью игр с элементами нейростимуляции
Задачи:
1. Автоматизировать звуки [Л], [Ш], [Р] изолированно, в словах и словосочетаниях.
2. Развивать зрительное внимание.
3. Обеспечить достаточный уровень активности и наличие интеграции в работе левого и правого полушарий головного мозга.
4. Закрепить навык согласования прилагательных и существительных.
Публикация «Нейропсихологические игры для автоматизации звуков для детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
С каждым годом количество детей с нарушениями речи увеличивается. Ведущим дефектом выступает не только звукопроизносительная и просодическая стороны речи, но и двигательные нарушения общей и мелкой моторики. Учитывая структуру дефекта и образовательные потребности конкретного ребенка, лгопеды выбирают различные методы, необходимые в создании, индивидуального коррекционно-развивающем процесса. Речевая функциональная система задействует все анализаторы:
• слуховой
• двигательный
• кожно-кинестетический
• зрительный
Каждый из них вносит свой вклад в чувственные и двигательные основы речи. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир.
Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться положительного влияния на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Важна стимуляция кожно-двигательного анализатора, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развивать навыки самоконтроля. При этом необходима опора на зрительный и слуховой анализаторы.
1. Игры на автоматизацию изолированного звука
Ребенок сначала водит пальцем «удобной» руки – ведущей (правой или левой, одновременно протяжно произносит автоматизируемый звук. Затем в работу включается вторая рука. На следующем этапе работают обе руки и произносится автоматизируемый звук.
Пароход плывет и гудит [ЛЛЛЛЛЛЛ]. (Слайд №2)
Змея ползет и шипит [ШШШШШШ]. (Слайд №3)
Тигр идет к тигрёнку и рычит [РРРРРРР]. (Слайд №4)
2. Игры для автоматизации звуков в словах. (Слайд №5, 6, 7)
Вариант 1. Взрослый называет слово. Ребенок ищет нужную картинку одновременно на левой и правой стороне карточки. Далее ставит на нужные картинки пальцы и повторяет названное слово.
Вариант 2. Ребенок сам ищет картинки с одинаковым названием и одновременно указывает на них указательными пальцами обеих рук, одновременно называя слово уже без помощи взрослого.
Речевой материал для автоматизации звука [Р] : Рыбка, морковка, помидор, шар, радуга, барабан, ракушка.
Речевой материал для автоматизации звука [Л] : Лошадь, пила, дятел, ёлка, юла, молоток, лампа.
Речевой материал для автоматизации звука [Ш] : Вишня, шишка, лошадка, мишка, неваляшка, мышка, душ, шапка.
3. Игры для автоматизации звуков в словах. (Слайд № 8,9,10)
Вариант 1. Сначала ребенок одновременно называет название картинки и выполняет движение пальцами ведущей руки. Затем тоже самое выполняется другой рукой.
Вариант 2. Перед ребенком одновременно лежат две карточки. Ребенок поочереди называет картинку и показывает пальцами движения сначала с одной карточки, затем с другой.
4. Игры для автоматизации звуков в словосочетаниях. (Слайд № 11,12)
Правила те же, что и при выполнении предыдущих заданий. Добавляется прилагательное, указывающее на цвет, называемого предмета.
Речевой материал для автоматизации звука [Р] : красные краб, черный барабан, красная роза, серое сердце, черная рука, оранжевая кукуруза, розовый фартук, разноцветная пирамида, розовый пароход, серый сыр, розовый повар, оранжевая морковь, разноцветная радуга, оранжевая расческа, черный телевизор, красный мухомор.
Речевой материал для автоматизации звука [Л] : желтая блузка, голубой лак, белый колокольчик, салатовый клоун, желтая колбаса, салатовое мыло, белый клад, голубое молоко, салатовая елка, голубая юла, желтая белка, белый шоколад, салатовый стул, желтый плот, голубое облако, белое седло.
Надеюсь, что мой материал окажется полезным и сможет разнообразить занятия по автоматизации звуков, а также будет способствовать развитию межполушарного взаимодействия.
СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ ДО КОНЦА!