Софья
Консультация для родителей «Нейропсихологические игры»
▼ Скачать
учителя - логопеда МБДОУ д/с № 49 «ФЕЯ»
Меньшиковой Софьи Андреевны
Публикация «Консультация для родителей „Нейропсихологические игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
С самого рождения и до школы у ребёнка активно формируются ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, тактильность и проприоцепция. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно обрабатывал всю поступающую информацию. Психологи, дефектологи и логопеды всё чаще применяют на своих занятиях нейропсихологические методы и приемы, так как при выполнении определённых физических действий образуются нейронные связи и, как следствие, повышается способность к обучению. Они не только разовьют нужные психические функции, но и будут стимулировать и гармонизировать работу правого и левого полушарий.
Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Каким детям необходима нейрогимнастика :
• ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
• заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
• рассеянный, жалуется на память;
• плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
• присутствуют синдром навязчивых движений (почёсывания, взмахи руками или подергивание губами, обгрызание ногтей и т. д.);
• быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
• есть проблемы с речью разной сложности;
• наблюдается слабая познавательная деятельность;
На что направлены нейропсихологические игры и упражнения :
• развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
• развитие памяти, общей моторики и мелкой, умения ориентироваться в пространстве;
• улучшение функции долгосрочной памяти;
• активизацию речи;
• работу над эмоциональной устойчивостью, повышением умственной работоспособности.
• активизацию мыслительной активности тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций.
Некоторые из нейропсихологических упражнений и игр довольно просты и под силу любой маме.
Вот несколько вариантов нейропсихологических игр :
Игры для дошкольников.
1. «Зеркало». Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.
2. «Рисунок-диктант». Ребёнок рисует по инструкции взрослого. Пример: «Нарисуй круг.
Слева от него нарисуй треугольник, а справа квадрат. Слева от треугольника нарисуй ещё
три фигуры — два маленьких ромба, а между ними маленький круг. Над квадратом
нарисуй трапецию, а под квадратом ещё один квадрат, но меньшего размера.
3. «Повтори позу». Ребенок повторяет за родителем позу (затем несколько поз, в создании которой участвует все тело.
4. «Хасты». Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20 — 30 с (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день (5 — 7 мин). Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рис. 1.
Рис. 1
5. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.
6. «Рисунки и буквы на спине». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги.
7. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т. п.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом - одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.
8. «Чего здесь не хватает?». Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему показывают правильное изображение предмета и проводят сравнение. 2 вариант. Дается изображение с неполным количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева, могут отсутствовать некоторые его части.
9. «Письмо в воздухе». Родитель рисует в воздухе перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т. д., которые он должен опознать и назвать.
Любите своих детей!
Желаем успехов!