Виктория Черныш
Нейромоторные способы коррекции в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Нейромоторные способы коррекции в работе учителя – логопеда.
1)Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении
Ж – Ж Руссо. (филосов, мыслитель)
Публикация «Нейромоторные способы коррекции в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
2)Учеными Алексеем Николаевичем Леонтьевым и Александром Романовичем. Лурия установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Чем она выше, тем быстрее развивается речь, увеличивается словарный запас. К тому же под действием двигательных упражнений в организме ребенка возрастает синтез биологически активных соединений, которые благоприятно влияют на настроение, активность, повышают умственную и физическую работоспособность. На этом слайде наглядно показано расположение и взаимодействие речевых и моторной зон головного мозга.
3)Перед вами пирамида Вильямса и Шеленберга. Данная пирамида показывает, что необходимо ребенку, чтобы наконец –то прийти к речи. Она иллюстрирует, насколько все обучение ребенка, его интеллект, поведение, речь зависит от нижних этажей пирамиды, и особенно от фундамента нервной системы. Развитие ребенка идет снизу вверх. Если у ребенка есть проблемы на нижних этажах, то не стоит требовать от ребенка формирования навыка, который находится на более высоких этажах.
4) Мозжечок - играет в процессе развития ребенка очень важную роль. Мозжечок - это место сбора информации, которая поступает из всех отделов мозга, его роль быстро обработать информацию и отправить ее по адресу. Нарушения в работе мозжечка диагностируются у детей, которым трудно овладеть моторными навыками, у таких детей возникают трудности в контроле работы артикуляционной мускулатуры, нарушение процесса упорядочивания артикуляционных движений. Приводит к тому, что ребенок не может точно и быстро воспринимать звуки речи, которые слышит, а эта проблема вызывает трудности соотнесения звука и символа (буквы, то есть трудности с чтением.
6)Мозжечковая стимуляция – это один из методов нейромоторной коррекции. Во-первых, двигательная активность является приоритетным состоянием организма дошкольника. Во-вторых, они с удовольствием играют, выполняют двигательные задания, где можно включить упражнения на развитие мелкой моторики, чувства ритма, координации движения, ручной ловкости и пространственного ориентирования. В-третьих, все движения руками выполняются одновременно или поочередно и правой, и левой, в отличие от рисования и письма. Поэтому рука ребенка не устаёт и к тому же, это положительно влияет на их равномерное развитие и укрепление мышц.
Еще не давно в группах компенсирующей направленности присутсвовали дети одной категории, в настоящее время в логопедических группах присутствуют дети с тяжелыми нарушениями речи, ЗРР, с задержкой психического развития, когнитивными нарушениями. А у таких детей на ряду с нарушениями речи имеются моторные нарушения, проблемы с координацией.
6) Методика бал а виз икс в работе логопеда. Расшифровывается как интеграция баланса (вестибулярной системы, слухового и зрительного восприятия. Её суть заключается в выполнении специальных, ритмических упражнений с резиновыми мячиками и тканевыми наполненными мешочками. Начинается все с самых простых движений, постепенно упражнения усложняются.
Автор этой методики Билл Хьюберт (школьный учитель, который неоднократно в начальной школе сталкивался с детьми, которые имели трудности с письмом, чтением, вниманием,он обратил внимание на то, что эти дети испытывали трудности и на уроках физкультуры. Он знал какое значение в физической и психологической подготовке имеет чувство ритма и равновесия. Он ввел упражнения и со временем убедился, что ребята, которые смогли выработать навыки связанные с чувством ритма и равновесия, стали более успешными в обучении.
* 7) Начинаем работу с мешочков.
* Помнить: глаза следят за мешочком. (формируется зрительно –моторная координация)
* Важно: прямая спина, движение от локтя.
* Возможна работа : индивидуально, парно и в группах.
* Ритм. (не торопимся)
8) Базовые упражнения:
1. Бросаем двумя руками и ловим двумя руками.
2. Бросаем правой – ловим правой. Бросаем левой – ловим левой.
3. Бросаем одной рукой – ловим другой рукой.
4. Бросаем одной – ловим другой, перекладываем.
5. Бросаем одной – ловим другой – перекладываем за спиной.
6. Подключаем второй мешочек. 2 одновременно бросать – ловить.
Работа в парах :
• упражнение «Лыжи»
• квадрат
• диагональ
• 2 у тебя – 2 у меня
• Тебе – мне – крестик.
Когда ребенок усвоил базовые упражнения, мы подключаем свои логопедические задачи.
9) Логопедические игры с мешочками.
* Звукопроизношение: различение гласных - согласных
* Так же твердый – мягкий.
* «Куда спрятался звук?» – Начало слова – левая рука, конец слова –правая рука, середина слова – обе руки. ( Например звук С: Сок – левая, автобус – правая, маска – обе руки)
* Слоговая структура: перекладывать или подбрасывать на каждый слог (панама, машина)
* Части тела (подбрасывать правой рукой, а левой рукой показывать часть тела) (плечо, голова, ухо)
* «Летает – не летает» (летает – бросаем, не летает – перекладываем) (самолет – летает, муравей- не летает, муха – летает и т. д.
* Один – много, назови ласково, из чего – какой, скажи наоборот, посчитай и т. д.
Когда отработали на мешочках, переходим к мячикам. Выполнение серии различных упражнений с мячиками и удержание определенного ритма – развивают концентрацию внимания и сосредоточенность, помогают выработать усидчивость. Тренировка правильных захватов мячика – развивает мелкую моторику и подвижность кисти, выравнивает тонус мышц в руке, благодаря чему ребенку со временем становится легче писать. Отслеживание мяча глазами тренирует зрение и зрительное внимание,а множественные пересечения средней линии тела в упражнениях – синхронизируют работу правого и левого полушария мозга.
10) Основные виды захвата мяча.
* «Чашка» - рука ладонью вверх, расположена в виде чашки (пальцы слегка согнуты).
* «Стаканчик» - рука располагается так, как будто держит стакан (большой палец - с одной стороны, сложенные вместе 4 пальца – с другой).
* «Обезьянка» – рука располагается ладонью вниз (мяч обхвачен рукой сверху).
11) Базовые упражнения с мячиками
Мячики учат руки быть мягкими и дают ловкость.
* Броски вниз двумя руками
* Броски вверх двумя руками
* Броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата, при броске, ловле мяча. Броски с хлопками.
12) Логопедические игры с мячиками.
* Звукопроизношение: Различение гласных – согласных, твердых – мягких звуков. Или дифференциация С – Ш (на звук «С» – мячик вниз, на звук «Ш» – мячик вверх.) (сад
* «Где спрятался звук?»
* «Я знаю пять…»
* Слоговая структура (отбивать мяч на каждый слог).
* Количество слогов в слове, количество слов в предложении.
13)Методика Баламетрикс.
Исследования американского доктора педагогических наук Фрэнка Бельгау показали, что всего 15 минутное занятие на доске – значительно улучшает обработку информации мозгом. Вестибулярный аппарат –главное связующее звено головного мозга. Категории детей, кому показана данная методика:
• Дети с 3 х летнего возраста с:
• Нарушениями координацией движения, с несформированностью пространственных представлений, зрительно – моторной координацией.
• С нарушениями внимания (сдвг, гиперактивность)
• Нарушениями речи
• С трудностями обучения.
Противопоказания -эпилепсия, повышенная судорожная готовность.
Используя на логопедических занятиях данные упражнения мы задействуем все психические и физиологические функции организма ребенка, которые дают положительную динамику