Получи документы

Нейрокоррекционные игровые занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Максимова Ирина Николаевна
Нейрокоррекционные игровые занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получило наиболее эффективное направление – нейропсихологический подход, базирующийся на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций (по А. Р. Лурия). Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которой лежит системный подход к коррекции развития ребенка.

Нейропсихологический подход с опорой на мозговую организацию ребенка с помощью определённых упражнений и игр развивает и корригирует несформированные или нарушенные функции.  

Нейрокоррекция может проводится в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений, дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.

В структуре логопедического занятия использую следующие упражнения:

- дыхательная гимнастика;

- комплекс артикуляционных упражнений с элементами бионергопластики;

- пальчиковые игры, самомассаж кистей, в том числе по методике Су-Джок;

- кинезиологические упражнения (в том числе перекрестные движения);

- упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

На этапе развития общей и мелкой моторики можно использовать кинезиологические упражнения:

Нейроупражнение «Ухо-нос».

Инструкция: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. Упражнение применяется при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках.

Нейроупражнение «Локоть-колено».

Инструкция: поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим темам.

.Нейроигра с мячом «Тебе-мне». Ребенок передает мяч обеими руками соседу.

На этапе автоматизации и дифференциации звуков использую разнообразные нейроигры:

Игра «Умные дорожки» для автоматизации изолированного звука.

Ребенок «рисует» одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки в разных направлениях или шагает пальчиками обеих рук по одинаковым дорожкам, произнося автоматизируемый звук.

Игры с су-джок мячиком (и другими шипованными мячиками, колечком для

автоматизации или дифференциации звука в слогах. Это колючие мячики с металлическими колечками внутри.  Ребёнок катает шарик по часовой стрелке между ладошками и произносит поставленный звук в слогах. Например, слоги ША, ША, ША, ША; ШО, ШО, ШО, ШО и так далее. Затем катает против часовой стрелки и произносит обратные слоги: АШ, АШ, АШ, ОШ, ОШ, ОШ и так далее.

Игра «Выложи дорожку» для автоматизации или дифференциации звука в слогах.

Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают положительные эмоции у детей. С этим материалом дети работают с большим удовольствием.

Ребенок выкладывает дорожку с помощью камешков марблс, называет слоги, чередуя работу рук.

Нейроигры для развития лексико-грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи.

"Дорожка слов"

Ребенок одновременно правой и левой рукой выкладывает кружочки (камешки, помпоны) на дорожки парных картинок и проговаривает слова: большой-маленький, один-много и т. п.

Игра «Мой, моя, моё».

Логопед называет существительные. Ребенок отвечает: мой, моя, моё,  подбрасывая мешочки левой, правой, двумя руками.

Игра «Овощи – фрукты». Дифференциация овощей и фруктов, закрепление обобщающих понятий.   Логопед называет овощ или фрукт. Ребенок  подбрасывает мешочек левой рукой, если услышал название овоща,  правой, если услышал название фрукта.

Игры с мячиками с использованием балансировочной доски

Игра «Скажи наоборот».  Расширение словаря антонимов. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч, произнося слово, а ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Например: тяжелый — легкий, холодный — горячий, сухой — мокрый, твердый — мягкий и т. д.  

Игра «Скажи ласково».  Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Логопед бросает мяч, произнося слово, а ребенок возвращая мяч, называет слово с уменьшительно-ласкательным значением. Например: мяч — мячик, яйцо — яичко, ухо — ушко. корова — коровушка, дерево — деревце и т. д.

Список литературы

1. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие в 2-х частях - М. : Айрис-пресс,

2. Колесникова С. А. «Нейропсихологические игры для автоматизации звуков для детей с речевыми нарушениями». URL:https://ped-kopilka.ru/blogs/snezhana-anatolevna-kolesnikova/neiropsihologicheskie-igry-dlja-avtomatizaci-zvukov-dlja-detei-s-rechevymi-narushenijami.html.

3. Нейропсихология https://ru.wikipedia.org/wiki

4. Попова Н. А. «Автоматизация звуков с использованием приемов нейростимуляции». URL: https://infourok.ru/prezentaciya-avtomatizaciya-zvukov-s-priemami-nejrostimulyacii-5227265.html.

5. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М. : Айрис-пресс, 2018

6. Севостьянова М. М. Программа развития интеллекта. Нейроигры «С ног на голову» - М. : Издательство «Умная Маруська», 2020.

7. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М. : Генезис, 2007.

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нейрокоррекционные игровые занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Опубликовано: 3 октября 2024 в 22:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейрокоррекционные игровые занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи» (включая файлы) размещена пользователем Максимова Ирина Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 октября. День гражданской обороны МЧС России. Передвижки по безопасности

Главная задача гражданской обороны – это уберечь население во время разнообразных чрезвычайных происшествий и катаклизмов. Люди должны уметь пользоваться средствами защиты, уметь оказать помощь друг другу...

3 октября День рождения С.Есенин. Передвижка

3 октября исполняется 129 лет со дня рождения великого русского поэта — Сергея Есенина (1895), чьи стихи называют символом русской души. Поэта, воспевавшего красоту родной природы, любят читатели всех...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД