Максимова Ирина Николаевна
Нейрокоррекционные игровые занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получило наиболее эффективное направление – нейропсихологический подход, базирующийся на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций (по А. Р. Лурия). Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которой лежит системный подход к коррекции развития ребенка.
Публикация «Нейрокоррекционные игровые занятия с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нейропсихологические игры и занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Нейропсихологический подход с опорой на мозговую организацию ребенка с помощью определённых упражнений и игр развивает и корригирует несформированные или нарушенные функции.
Нейрокоррекция может проводится в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений, дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.
В структуре логопедического занятия использую следующие упражнения:
- дыхательная гимнастика;
- комплекс артикуляционных упражнений с элементами бионергопластики;
- пальчиковые игры, самомассаж кистей, в том числе по методике Су-Джок;
- кинезиологические упражнения (в том числе перекрестные движения);
- упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
На этапе развития общей и мелкой моторики можно использовать кинезиологические упражнения:
Нейроупражнение «Ухо-нос».
Инструкция: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. Упражнение применяется при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках.
Нейроупражнение «Локоть-колено».
Инструкция: поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим темам.
.Нейроигра с мячом «Тебе-мне». Ребенок передает мяч обеими руками соседу.
На этапе автоматизации и дифференциации звуков использую разнообразные нейроигры :
Игра «Умные дорожки» для автоматизации изолированного звука.
Ребенок «рисует» одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки в разных направлениях или шагает пальчиками обеих рук по одинаковым дорожкам, произнося автоматизируемый звук.
Игры с су-джок мячиком (и другими шипованными мячиками, колечком для
автоматизации или дифференциации звука в слогах. Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. Ребёнок катает шарик по часовой стрелке между ладошками и произносит поставленный звук в слогах. Например, слоги ША, ША, ША, ША; ШО, ШО, ШО, ШО и так далее. Затем катает против часовой стрелки и произносит обратные слоги: АШ, АШ, АШ, ОШ, ОШ, ОШ и так далее.
Игра «Выложи дорожку» для автоматизации или дифференциации звука в слогах.
Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают положительные эмоции у детей. С этим материалом дети работают с большим удовольствием.
Ребенок выкладывает дорожку с помощью камешков марблс, называет слоги, чередуя работу рук.
Нейроигры для развития лексико-грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи.
"Дорожка слов"
Ребенок одновременно правой и левой рукой выкладывает кружочки (камешки, помпоны) на дорожки парных картинок и проговаривает слова: большой-маленький, один-много и т. п.
Игра «Мой, моя, моё».
Логопед называет существительные. Ребенок отвечает: мой, моя, моё, подбрасывая мешочки левой, правой, двумя руками.
Игра «Овощи – фрукты». Дифференциация овощей и фруктов, закрепление обобщающих понятий. Логопед называет овощ или фрукт. Ребенок подбрасывает мешочек левой рукой, если услышал название овоща, правой, если услышал название фрукта.
Игры с мячиками с использованием балансировочной доски
Игра «Скажи наоборот». Расширение словаря антонимов. Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч, произнося слово, а ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Например: тяжелый — легкий, холодный — горячий, сухой — мокрый, твердый — мягкий и т. д.
Игра «Скажи ласково». Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Логопед бросает мяч, произнося слово, а ребенок возвращая мяч, называет слово с уменьшительно-ласкательным значением. Например: мяч — мячик, яйцо — яичко, ухо — ушко. корова — коровушка, дерево — деревце и т. д.
Список литературы
1. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие в 2-х частях - М. : Айрис-пресс,
2. Колесникова С. А. «Нейропсихологические игры для автоматизации звуков для детей с речевыми нарушениями». URL :https://ped-kopilka.ru/blogs/snezhana-anatolevna-kolesnikova/neiropsihologicheskie-igry-dlja-avtomatizaci-zvukov-dlja-detei-s-rechevymi-narushenijami.html.
3. Нейропсихология https://ru.wikipedia.org/wiki
4. Попова Н. А. «Автоматизация звуков с использованием приемов нейростимуляции». URL : https://infourok.ru/prezentaciya-avtomatizaciya-zvukov-s-priemami-nejrostimulyacii-5227265.html.
5. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М. : Айрис-пресс, 2018
6. Севостьянова М. М. Программа развития интеллекта. Нейроигры «С ног на голову» - М. : Издательство «Умная Маруська», 2020.
7. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М. : Генезис, 2007.