Галина Владимировна Никифорова
Нейрогимнастика для развития мозга ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Нейгимнастика — один из уникальных методов воспитания и развития современного ребенка, позволяющий выполнять незатейливые упражнения, развивающие мозг, и играть одновременно.
Это сочетание наилучших нейропсихокоррекционных методик и упражнений гимнастики, которые в комплексе способствуют физическому развитию ребенка, обеспечивают эмоциональное равновесие, повышают уровень умственных способностей, улучшают самоконтроль, память и внимание, укрепляют моторику, «учат» мозг ребенка эффективно работать в любых ситуациях.
Темочки:
Занимаясь с детьми по несколько мину в день нейрогимнастика позволяет - -
- Развивать слухоречевое внимание детей
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребё нка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время, об этом писал в своих работах ещё А. Р. Лурия. Концепция о трех функциональных блоках мозга, разработанная А. Р. Лурия, получила дальнейшее развитие в нейропсихологии детского возраста. Лурия выделил три блока мозга, а так же их структуру и функции каждого из блоков.
I блок мозга – это энергетический блок или блок регуляции общей и избирательной неспецифической активности блок, регуляции тонуса и бодрствования организма.
Структура I блока мозга : 1) ретикулярная формация ствола, 2) лимбическая система (таламус, гипофиз, гипоталамус). 3) диэнцефальные ядра и другие подкорковые структуры, 4) медиобазальная кора лобных и височных отделов больших полушарий.
Функции I блока мозга : 1) основная функция – активация больших полушарий, т. е. поддержание определённого уровня бодрствования в соответствии со сменой периодов сна и бодрствования организма, кратковременная активация для поддержания внимания; 2) модально неспецифическая память – эпизодическая, личностная, память на события; 3) обеспечение базальных эмоций; 4) поддержание витальных функций: нейрогуморальная регуляция, эндокринная система, регуляция деятельности внутренних органов, дыхания, терморегуляции др. ; 5) регуляция генетически закреплённых, инстинктивных форм поведения (например, поведение в ситуации стресса); 6) регуляция мышечного тонуса. II блок мозга – это блок приема, хранения и переработки экстероцептивной информации, полученной от рецепторов, органов чувств, а так же проприоцепторов – изнутри тела.
В структуры II блока мозга входят : конвекситальная кора теменной, височной, затылочной областей мозга. Поля второго блока мозга делятся на : а) первичные, осуществляющие первичную обработку импульсов, которые приходят от анализатора, непосредственно от рецептора; б) вторичные, отвечающие за дальнейшую обработку информации; в) третичные – ассоциативные поля, которые отвечают за самый высокий уровень переработки.
Функции II блока мозга – синтез информации разных модальностей.
III блок мозга – это блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Морфологический субстрат данного блока – это конвекситальная кора лобных долей. Лобные отделы включают в себя: моторные, премоторные, отделы которые обеспечивают работу двигательных функций, а так же префронтальные отделы, которые обеспечивают работу двигательных функций и регуляцию психической деятельности.
Функции III блока, обеспечивают произвольную регуляцию психической деятельности, включает в себя: постановку целей действия, соответствующих мотивам, задачам деятельности; планирование программы действия; контроль за выполнением программы и коррекция неправильных действий; сличение достигнутой цели с внешним и внутренним образцами. Выделяют особенности развития, связанные с несформированностью первого блока мозга. Функционально этот блок созревает первым, поскольку он связан с деятельностью глубинных структур мозга, отвечающих за активационные процессы. Они практически полностью оформляются в первый год жизни ребенка и создают основу для дальнейшего интеллектуального развития, соответственно, при слабости или неполной сформированности этих структур, у ребенка наблюдаются симптомы, связанные с недостаточным уровнем активности корковых зон, ребенок будет быстро уставать, много отвлекаться. Отличительной чертой таких трудностей является то, что они носят модально–неспецифический характер, другими словами, они отразятся на всем спектре психической жизни ребенка. Его внимание будет рассеянно и неустойчиво, процессы запоминания заторможены, будут возникать трудности в решении интеллектуальных задач. На просьбу взрослого собраться и довести до конца начатое, ребенок не будет реагировать: его нервная система находится в состоянии дефицита и никакие речевые указания извне не помогут ему этот дефицит преодолеть.
Причинами недостаточной сформированности первого блока мозга могут служить различные патологии беременности и родов, вредные привычки, перенесенные заболевания в период вынашивания плода, заболевания и травмы ребенка в первый год жизни.
Параллельно созревают первичные сенсорные и моторные зоны мозга. Оформляясь к моменту рождения, они так же становятся полностью функциональными в течении первого года жизни и создают основу для сенсодвигательной стадии развития. Созревание вторичных сенсорных и моторных зон мозг, осуществляются в период от 2 до 5 лет, что создает условия для научения в пределах отдельных модальностей и соответствует периоду интенсивного когнитивного развития. Указанные первичные и вторичные зоны мозга входят с состав второго и третьего блока мозга.
На этом уровне созревания мозговых структур можно говорить о формировании модально специфических форм высших психических функциях память, внимание, восприятия, отвечающих за умение ребенка оперировать деятельностью, связанной с какой–либо одной сферой – например, искать отличия (зрительная модальность, воспринимать рассказ (акустическая модальность) и т. д.
Формирование третьего блока мозга, блока программирования, регуляции и контроля, связанно с активностью лобных структур мозга. Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного активного программирования человеком любого психического процесса и своего поведения в целом. Сюда так же относятся построение человеком перспективных планов, целей, задач, пусть даже самых простейших для малышей. Наиболее полно третий блок мозга созревает к 12–14 годам