Воронова С А
Недирективная психотерапия с детьми ОВЗ
Метод недирективной игровой терапии основан на использовании естественных механизмов детской игры. Особую роль в процессе работы играют взаимоотношения психолога и ребёнка. Поэтому данное направление иногда называют также терапией отношениями.
Игра — самое естественное занятие для ребенка. В процессе занятий игровой терапией нет ничего, напоминающего лечение или обучение, что очень важно при работе с детьми ОВЗ. Игровая деятельность таких детей характеризуется примитивным замыслом в игре, но чаще представлена простейшими видами манипулятивной игры, кроме того, этим детям свойственна недостаточность дифференциации эмоций.
Публикация «Недирективная психотерапия с детьми ОВЗ» размещена в разделах
В игре таких деток, как правило отсутствует сюжетно – ролевая игра, что является одним из признаков задержки формирования эмоционально – волевых процессов и, как следствие этого – задержка формирования социально приемлемого поведения. Также у данной категории детей очень часты проявления различных фобий.
Показаниями к недирективной игровой психотерапии также являются эмоциональные проблемы и расстройства, когда сфера чувств недостаточно развита или искажена, что приводит к несогласованности (неконгруэнтности) структуры личности и опыта. Недирективная игровая психотерапия эффективна при нарушениях поведения, противоречивой "Я-концепции", непринятии себя, низкой самооценке и неуверенности в себе, высокой тревожности, социальной некомпетентности, эмоциональной неустойчивости, несформированных коммуникативных навыках.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что недирективная игровая терапия — это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию.
Цели недирективной игротерапии в общем смысле согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Так как данный вид игровой терапии сосредоточивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем. В этом смысле цель игровой терапии состоит в том, чтобы помочь ребенку:
1. Стать более ответственным в своих действиях и поступках.
2. Развить более позитивную Я-концепцию.
3. Стать более самоуправляемым.
4. Выработать большую способность к самопринятию.
5. Овладеть чувством контроля.
6. Развить сенситивность к процессу преодоления трудностей.
7. Развить внутренний источник оценки.
8. Обрести веру в себя
Необходимыми условиями для терапевтического роста ребенка становится обеспечение его позитивного опыта в присутствии взрослого, который его понимает и поддерживает. Основным условием самоактуализации ребенка является позиция психолога, которая характеризуется эмпатическим пониманием, безоценочным принятием, поддержкой ребенка, аутентичностью В процессе занятий психолог следует за ребенком, позволяет ему лидировать, не дает никаких прямых указаний, отражает чувства ребенка, но не интерпретирует его поведение и эмоции. Являясь проводником во внутренний мир ребенка, он действует "как рупор внутри ребенка", он проясняет и называет чувства, не выражая никаких собственных намерений.
Важно, что в процессе игры ребенка психолог выполняет как бы двойную функцию.
С одной стороны, как отмечает О. А. Карабанова, он "идеальный родитель", который поддерживает и обеспечивает самопринятие ребенка. Это позволяет ребенку поддерживать высокую самооценку и веру в себя. С другой стороны, терапевт является партнером по игре, он позволяет ребенку лидировать, следует за ним, но при этом не регрессирует до ребенка, т. е. создает условия для приобретения ребенком нового опыта сотрудничества, принятия на себя ответственности. Таким образом, психолог должен поддерживать баланс между позицией принимающего взрослого с одной стороны и равного партнера — с другой.
Принципы недирективной игровой терапии, которыми руководствуется психолог во всех недирективных игровых сеансах, очень просты. Однако, если психолог следует им искренне, последовательно и с умом, их возможности огромны.
1. Психолог должен выстраивать теплые, дружеские от ношения с ребенком, причем хороший раппорт должен быть установлен как можно скорее.
2. Психолог принимает ребенка таким, какой он есть.
3. Психолог устанавливает в отношениях атмосферу разрешенности, чтобы ребенок чувствовал свободу в полном выражении любых чувств.
4. Психолог должен быть готов распознавать чувства, выражаемые ребенком, и отражать их так, чтобы он мог достичь понимания в отношении своего поведения.
5. Психолог глубоко уважает право и способность ребенка при предоставлении 12 возможностей самому решать свои проблемы. Ответственность делать выбор и начинать изменения так же принадлежит ребенку.
6. Психолог не пытается направлять действия или диалог ребенка. Ребенок задает направление, а психолог следует за ним.
7. Психолог не пытается форсировать результат. Это постепенный процесс, и психолог это хорошо знает.
8. Психолог накладывает только те ограничения, которые необходимы, чтобы ребенок осознавал реальность происходящего и свою часть ответственности за взаимоотношения.
Изменения, которые происходят с ребенком в ходе занятий, основаны на эмоциональных, а не на когнитивных процессах. С помощью безусловного принятия, поддержки и эмпатии взрослый создает условия для переживания и выражения ребенком эмоций таким образом, что они становятся принимаемой частью личности и, следовательно, не требуют отказа от себя. Снимается противоречие между внутренними стремлениями ребенка и его опытом, они становятся конгруэнтными.