Оксана Сухнева
Проект творческой недели «Секреты зимнего хрусталя»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект речевой творческой недели в подготовительной группе
«СЕКРЕТЫ ЗИМНЕГО ХРУСТАЛЯ»
Технологии:
- технология проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности.
Тип:
- исследовательско – творческий; - краткосрочный.
Продолжительность проекта : с 2 по 6 февраля
Участники проекта :
Публикация «Проект творческой недели „Секреты зимнего хрусталя“» размещена в разделах
- Зима. Проекты
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
- дети подготовительной группы; - родители воспитанников; - воспитатели; - музыкальный руководитель
Цель:
Выяснить, как образуются снежинки и узнать, какие же секреты таят они в себе, при составлении текстов сказочного содержания.
Задачи:
- узнать, как появляются снежинки, изучить строение, форму снежинок
- помочь сформировать умение самостоятельно придумывать событие, явление, определять его место и время прохождения;
- подвести к коллективному сочинению сказки на предложенную тему;
- развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями, эпитетами;
- способствовать развитию словаря, формированию грамматического строя речи;
- развивать интерес к творчеству, творческие способности, желание фантазировать;
способствовать совершенствованию воспитательного процесса в сфере нравственного, эмоционального, эстетического развития.
Формы:
- наблюдения в природе;
- исследовательская деятельность;
- речевые игры;
- художественно-речевая деятельность детей;
- информационно-познавательные беседы;
- экскурсия в библиотеку;
- изодеятельность;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихов о снежинке;
- совместная деятельность детей и родителей по сочинению и оформлению сказки.
Предполагаемый результат
- создание условии для развития творческих способностей детей;
- развитие связной речи детей, обогащение словаря;
- создание условий, помогающих детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью;
- интеграция речевого развития с другими видами деятельности;
- совершенствование работы с семьей,
- создание условий для дополнительного общения детей и родителей.
Проблема
«Когда снежинка тает, на ладошке остается капелька, значит, снежинка состоит из воды. Снежинки падают на землю из тучки, а как они попадают в тучку?» Такие вопросы возникли у детей во время беседы о снежинках. Так мы решили узнать как можно больше о чудесном явлении природы во время проектной деятельности.
Образовательные области:
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
Что знаем?
- снежинки летят с неба;
- они падают на землю, бывает ледяной дождь;
- снег падает на землю с тучки, потому что зима и покрывает землю;
- снежинки образуются из снега, в небе они образуются;
- с неба падают снежинки;
- снежинки кружатся, потому что они падают.
Что хотим узнать?
- откуда они берутся;
- из чего состоят;
- какие они красивые;
- какого они цвета;
- как образуются.
Как можно найти ответ?
- энциклопедии;
- художественная литература;
- интернет;
- библиотека;
- телевизор
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
2. Основной этап
3. Итоговый этап
Подготовительный этап
- подбор методической литературы;
- подбор речевых игр;
- приготовление материалов для художественного творчества;
- подбор аудио записей по теме;
- подбор иллюстраций, репродукций картин на зимнюю тему;
- подбор литературы о снежинках.
Основной этап
- сочинение сказки о снежинке;
- экспериментирование;
- разучивание стихотворений о снежинках;
- составление загадок, сравнений, метафор, лимерик;
- составление композиции и защита минипроекта «Кружевные снежинкик»
- работа с картинами известных художников.
Вид деятельности:
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- чтение художественной литературы;
- музыкально-художественная;
- продуктивная
- взаимодействие с родителями
Коммуникативная деятельность
- разучивание стихов о снежинках;
- составление описательных рассказов по картинам;
- технология составление загадок, сравнений, метафор, лимерик;
- сочинение сказки «Про Снежинку»;
- составление описательных рассказов по картинам;
Технология обучения детей составлению сравнений
Модель составления сравнений:
воспитатель называет какой-либо объект;
обозначает его признак;
определяет значение этого признака;
сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Мы с детьми рисовали, на что похожи снежинки, затем каждый ребенок представлял свой рисунок, например, «Моя снежинка, как легкое перышко».
Технология обучения детей составлению загадок
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
Какая? Что бывает таким же?
Белая Вата
Легкая Перышко
Колючая Иголка
Белая, как вата, легкое, как перышко, колючая, как иголка.
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Модель 2
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? Что (кто) делает так же?
Летает Бабочка
Кружится Юла
Блестит Кристалл
Летает, но не бабочка, кружится, но не юла, блестит, но не кристалл.
Технология обучения детей составлению метафор
Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Берется объект 1 (снежинка). Про него и будет составлена метафора. У него выявляется специфическое свойство (белая). Выбирается объект 2 с таким же свойством (легкий пух).
Определяется место расположения объекта 1 (в зимнем воздухе). Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (легкий пух – зимний воздух). Составить предложение с этими словами (легкий пух кружится в зимнем воздухе).
Для развития словесного творчества детей можно использовать лимерик. Лимерик - короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик.
Характеристика текста лимерика:
1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:
Первые две строчки рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется.
Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.
Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика: Жила-была снежинка Легкая, как пушинка В воздухе кружилась С подружками веселилась Вот какая замечательная снежинка
Жил-был объект снежинка
Какой? легкая
Что делал? кружилась
С кем общался? подружками
Вывод
Познавательно-исследовательская
- наблюдения в природе
- исследования, опыты, эксперименты
- беседы с детьми
Образовательная деятельность
- наблюдения в природе
- опыты
- чтение художественной литературы
Чтение стихов о снежинке (подборка, чтение рассказов о зиме: «Летят снежные пушинки» В. Архангельский, «Проказы старухи - зимы» ,К. Ушинский, чтение сказок: «Белые шубки» Н Павлова, «Сосулька» О. Иваненко, «Зимняя пирушка» Н. Павлова и др. Ознакомление со сказками, сочиненными детьми и родителями детского сада
Работа в группах
- рассматривание иллюстраций;
- чтение стихов и рассказов;
- изучение энциклопедии;
- знакомство с журналом «Детское чтение для сердца и разума»
Затем каждая группа детей отчитывалась о проделанной работе и о приобретении новых знаний.
Взаимодействие с социумом
Совместная деятельность детского сада и Заречной библиотеки.
Игровая
Словесные игры: «Скажи красиво», «Какая, какой?» «Что делает?», «Что сначала, что потом?» и др.
Музыкально-художественная деятельность
Музыкальная: слушание и характеристика музыкальных произведений о зиме.
Театральная: имитация движений сказочных персонажей: снежинок, тучи, ветра; разучивание танец снежинок с девочками.
Композиция из снежинок «Кружевные снежинки»
Работа в группах, дети вырезают снежинки и создают композицию, каждая группа защищает свою композицию.
Взаимодействие с родителями
- беседа с родителями о важности, данной проблемы;
- обсуждение с родителями возможности участия в совместной деятельности детей и родителей Сказка про снежинку;
- обсуждение с родителями идей оформления сказок;
- консультации для родителей «Алгоритм составления сказки».
Результаты реализации проекта
- дети научились замечать красоту и индивидуальность снежинок;
- расширили свои знания о происхождении снежинок;
- научились видеть снежинку в природе;
- начали активно осваивать способность делать выводы, высказывать свою точку зрения;
- совместными усилиями с родителями сочинили сказку про снежинку;
- оформлена картотека игр по развитию речевого творчества.
Что мы узнали?
- все снежинки разные;
– у снежинки 6 лучиков;
– снежинки образуются из пара;
– чтобы получились снежинки, нужен сильный мороз;
– чтобы получился снег, нужно много пара;
– для снежинок нужно, чтобы на улице было холодно;
– мы провели эксперимент, из воды снежинки не получаются;
– снег растаял, из его воды получается только лед;
Итоговый этап
- Книга сказок про снежинку «Удивительный мир снежинок»
- Композиция из снежинок «Кружевные снежинки»
- Картотека опыты со снегом и льдом
- Сборник стихов о снежинке
- Сборник загадок о снежинках.