Департамент труда и социальной защиты
Как используют фольклор для развития речи детей раннего возраста. Фоторепортаж
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Важную роль в процессе развития детей играет художественное слово, ведь уже с первых дней жизни ребенок сталкивается с одной из его форм – фольклором. Слушая колыбельные, малыш получает первые уроки родного языка, которые впоследствии окажут большое влияние на его память, эмоциональное развитие и речь. О практике использования фольклора в работе с детьми раннего возраста рассказывает воспитатель ЦССВ «Центральный» Наталья Крылова.
Публикация «Как используют фольклор для развития речи детей раннего возраста, Фоторепортаж» размещена в разделах
«Мой многолетний опыт работы показывает, что дети, которые хорошо владеют речью, умеют реализовать себя в любом виде деятельности. Роль народного фольклора велика как в период адаптации ребенка, так и в периоды его взросления, развития, социализации. Правильно подобранная загадка, с любовью и выразительностью рассказанные потешка, сказка или прибаутка помогут установить контакт с воспитанником, снять напряжение, вызвать положительные эмоции», – говорит Наталья Крылова.
По ее словам, с помощью фольклорных произведений взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Это, например, легко проследить по колыбельным. В ответ на пение взрослого младенец начинает гулить, запоминает повторяющиеся интонации, начинает различать интервалы между отдельными словами. Это способствует тому, что ребенок лучше воспринимает содержание, оно становится более понятным, а значит, и речевые навыки формируются быстрее. То есть воспитатель, знающий народные песенки, потешки, сказки, умеющий эмоционально их подать, становится активным участником речевого развития ребенка. Кроме того, он успешнее прививает детям навыки, связанные с режимными моментами, и успешнее организует игровую деятельность.
«Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, современный ребенок редко слышит устные рассказы, народные сказки и потешки. Чтобы восполнить этот пробел, в нашем Центре реализуется краткосрочный проект «Неделя сказки», благодаря которому дети погружаются в прекрасный сказочный мир и знакомятся со сказочными героями, – продолжает Наталья Крылова. – Сказки необходимо для развития ребенка, формирования важнейших навыков, адаптации в социальном мире. Сказки учат различать добро и зло, глупость и жадность, трусость и храбрость. Их можно читать, смотреть, рисовать, инсценировать. Проживая сюжет сказки, ребенок эмоционально развивается, учится, сопереживать персонажам, огорчаться, радоваться».
Воспитатели и специалисты ЦССВ в доступной форме знакомят детей с элементами русской культуры – жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами. Сейчас, например, в Центре готовятся к Масленице. Воспитанники знают и любят этот праздник, с удовольствием слушают песни, заклички, игровые считалки, участвуют в хороводах, народных играх.
Существенное влияние именно на развитие речи оказывают и потешки –стихи с четким ритмом, коротенькие и простые для восприятия ребенка. Незатейливые «Ладушки», «Сорока-сорока», «Сидит ворон на дубу» хороши для самых маленьких, они побуждают к подражанию.
«Дети усваивают их очень быстро и с удовольствием включаются в игру вместе с воспитателем. Ритмичный текст создает радостное настроение, активизирует и обогащает речь, – говорит специалист. – Большое значение для развития словаря и активизации речи имеет пальчиковая гимнастика с использованием потешек».
Дети постарше любят отгадывать загадки. Это помогает им развивать логику, смекалку, расширяет кругозор.
Ни одна прогулка у воспитанников ЦССВ «Центральный» не обходится без подвижных игр со стихами. Дети, подражая взрослым, проговаривают слова и выполняют действия – топают, хлопают, приседают и т. д.
«Роль устного народного творчества в развитии детей трудно переоценить. Оно не только развивает речь малыша, но и позволяет обучить его нравственным нормам, социализировать. Приобщение к народной культуре делает ребенка добрее, учит его сопереживанию и чуткости», – резюмирует Наталья Крылова.