Нурия Юсупова
Научно-практическая конференция «Молодежный сленг»
▼ Скачать + Заказать документы
I. ВСТУПЛЕНИЕ
1.1 Актуализация, цели и задачи
В наше время, молодые люди довольно часто применяют жаргонизмы, нелитературные слова и выражения, порой даже применяют брань и нецензурную лексику. Естественно, это не украшает их речь. В нормативной речи не приветствуются использование слов со сниженной эмоциональной окрашенностью. Актуальность данной проектной работы заключается в том, что молодежь нередко использует сленг для выражения своих мыслей.
Публикация «Научно-практическая конференция „Молодежный сленг“» размещена в разделах
С какой целью используются сленговые выражения? Каким образом мы можем сократить «засорение» речи различными жаргонизмами и нелитературными выражениями? В процессе размышления над этими вопросами у меня зародилась следующая гипотеза: подростки говорят так, подражая, в какой-то степени, своим сверстникам; они применяют сленговые выражения и жаргонизмы, не задумываясь о красоте и правильности своей речи.
Цель моей работы заключается в том, чтобы выявить особенности употребления жаргонных слов и молодежного сленга в речи подростков.
Для упрощения достижения своей цели разобью задачи на три группы: теоретическую, исследовательскую и практическую.
I. Теоретические задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий: «жаргон», «жаргонизмы», «молодежный сленг».
2. Выявить источники и причины возникновения жаргона, сленга.
3. Разобраться в особенностях и источниках пополнения жаргона, молодежного сленга.
II. Исследовательские задачи:
1. Провести опрос среди одногруппников.
2. Провести анкетирование студентов.
3. Провести наблюдение за речью сверстников по использованию жаргонных слов и сленговые слова.
III. Практические задачи:
1. Составить словарик наиболее часто употребляемых жаргонных и сленговых слов.
1.2 Введение
Особенности молодежного жаргона.
Молодёжный жаргон — социальный диалект людей в возрасте от 11 до 23 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Находит широкое применение среди молодежи.
Жаргонизмы – это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл. Проще говоря, жаргон – это разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных единой профессией (жаргон летчиков, шахтеров, моряков, занятием (жаргон спортсменов, коллекционеров) и т. п. Молодежный жаргон часто называют сленгом.
Молодежный жаргон - это словообразование, а не искажение языка. Хотя слова часто грубые и имеют значение, противоположное первоначальному значению, они очень важны для общения в подростковой среде. Это подтверждается тем фактом, что жаргон изменяется со временем, но не исчезает вообще.
Молодые люди спешат к краткости, потому что именно в этот период жизни они пытаются сделать все быстрее и, следовательно, быстро говорить.
Слова часто передают события, которые неизвестны и чужды взрослым, но являются естественными среди подростков. Потому что часто непереводимые.
Ребята боятся выдать свои чувства, так как даже самые расслабленные застенчивы и чувствительны. Поэтому жаргон ироничен, груб. Но самое главное, жаргон «закрыт» для посторонних, понятен только избранным. Это ценно для молодых людей, которые характеризуются группами, компаниями и т. д.
Российский молодежный сленг является интересным лингвистическим явлением, существование которого ограничено не только определенными возрастными ограничениями, как это ясно из его определения, но и социальными, временными, пространственными структурами.
В молодежной среде сленг был распространен в течение длительного времени (жаргон студентов гимназий и семинаристов). Главное в этом лингвистическом явлении - отход от повседневной жизни, игры, иронии, маски. Кривый, непринужденный молодежный жаргон стремится избавиться от скучного мира взрослых, родителей и учителей. Они говорят: «Хорошо! И мы: Круто!
Круто! Весело! Они: Это невезение! Мы: Ну, облом! Они: Это слишком сложно! Мы: Не загружайте меня! Они восхищаются, мы торчим и плачем.
В настоящее время развитие молодежного сленга сильно зависит от компьютеризации.
Молодежный жаргон походит на своих носителей - он резкий, громкий, дерзкий. Он является результатом своеобразного желания изменить мир по-другому, а также знак «Я - мой».
А как насчет будущего?
Судьба сленговых слов и выражений неодинакова: некоторые из них в конечном итоге переходят в общую речь, другие существуют некоторое время со своими носителями, а затем они забываются даже ими, и, наконец, третье сленговые слова и выражения остаются таковыми для долгое время и жизнь многих поколений, никогда полностью не стали общим языком, но в то же время они совсем не забыты.
Так, например, раньше сленговые слова «выходят» (в смысле стыда, «мариноваться» (в смысле умышленного задержания кого-то, откладывания решения в течение длительного времени, что-то делать, «шутки» (в смысле шутки) стал общим; такие сленговые слова второй половины XX века как «стили», «нетто» (в смысле прогуливающего, уклоняющиеся от чего-либо, хотя все еще используются иногда, но практически исчезают; те же слова, что и «стебаться», «лобат», «кайфовать», и остаются долгое время сленгом и вряд ли когда-либо будут включены в категорию широко используемых.
Многие исследователи молодежного сленга говорят, что найти молодого человека в «сближении» (группу людей с аналогичными интересами, отношениями, устремлениями) и использовать его сленг в процессе общения со сверстниками - это временное явление. Это связано с тем, что в то время молодые люди находятся в каком-то «приостановленном состоянии». Они уже не дети, но и не совсем взрослые, так как они уже вышли из-под влияния семьи и школы, но еще не определились с их статусом в обществе - они не приобрели свою семью и профессию. Когда определяется молодой человек, то, как правило, он покидает субкультурную среду, меняется круг его общения, его речь становится общей.
Некоторые исследователи российского молодежного сленга как интересного лингвистического феномена в своих работах заключают, что наличие или отсутствие сленговых выражений в речи молодых людей напрямую связано с их академической успеваемостью в школе. В конце концов, культура речи зависит от общей культуры, развития и грамотности ее докладчиков. Лингвисты считают, что если студент или школьник, используя сленг, не претендует на юмористическую окраску сказанного, то, упрощая язык, он приходит к примитивному. Чтобы этого не произошло, все богатство языка необходимо показывать детям с малых лет, не отделяя, естественно, его от других элементов многовековой российской культуры. Да, и это невозможно, потому что, по словам немецкого филолога У. Гумбольдта, материальная и духовная культура народа отражается на этом языке.
Необходимо прилагать все усилия, чтобы язык нашей молодежи не шел по пути деградации и упрощения.
Полное общение в молодежной среде невозможно без знания ее языка.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Молодежный сленг и жаргон
а) Подростковый жаргон
Жаргонизмы - это слова, используемые некоторыми социальными или общими группами интересов, которые несут в себе секретный, непостижимый смысл для всех. Строго говоря, жаргон - это своего рода речь группы людей, объединенных единой профессией (жаргон летчиков, шахтеров, матросов, занятия (жаргон спортсменов, коллекционеров) и т. Д.
Молодежный жаргон - это словообразование, а не искажение языка.
Молодые люди стремятся к краткости, так как именно в этот период жизни они стараются делать все быстрее и, следовательно, быстро говорят.
Слова часто передают переживания, которые не известны и не понимаются взрослыми, но являются естественными среди подростков. Потому что часто непереводимые.
Ребята боятся выдать свои чувства, так как даже самые расслабленные застенчивы и чувствительны. Поэтому жаргон ироничен, груб. Но самое главное, жаргон «закрыт» для посторонних, понятен только избранным. Это ценно для молодых людей, которые характеризуются группами, компаниями и т. д.
Подросток подчеркивает независимость жаргоном. Он пытается жить своей жизнью, которая не может быть захвачена взрослыми.
Например, взрослые говорят: «Хорошо! - Мы: Круто! Круто! Весело!
Это невезение! - Мы: Ну, облом!
Это слишком сложно! - Подросток скажет: «Не загружай меня!
Они восхищаются - молодежь торчит и тащится.
б) Молодежный сленг
Сленг - тайный, кодовый язык отдельных групп, профессий, возрастов, выделяющий их на фоне других, отгораживающий от всего мира.
2.2 История сленга
Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России.
1. 1920-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.
2. 1950-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг».
3. 1970-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения. «Хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
4. На сегодняшний день самые распространенные виды молодежного сленга – это сленг учащихся, солдат, неформалов и прочих групп, имеющих общие интересы.
2.3 Пути обновления сленга :
1. Заимствования. Чаще всего из английского языка, так как он достаточно популярен и известен у молодых людей. Многим, даже не изучавшим английский язык понятны такие слова, как: фифти-фифти, респектую, лузер, пипл.
2. Компьютеры и технологии. Не стоящий на месте прогресс волей-неволей наполняет речь новыми словами. А для понимания молодежного интернет-сленга уже даже словари начали составлять.
3. Музыка. Чаще всего слова в данном случае образуются от названия музыкальных стилей (попсятина, транс, фолк, композиций (новье, свежак) и прочей музыкальной атрибутики.
4. Противозаконные веяния. Слова, относящиеся к наркомании, уголовникам и прочему криминальному миру (шмон, беспредел). Некоторым кажется, что используя в речи такой сленг, они кажутся солиднее остальных.
5. Хобби и работа. Как уже было сказано, в каждой среде присутствуют свои выражения, появившиеся в процессе работы - слова, которые были бы непонятны, допустим соседям.
2.4 Сленг в литературе
Как уже было сказано, сленг и жаргон применяют все – от мала до велика. Исключением не стала и литература, ведь сленг нашел применение и здесь. Далее последует несколько примеров использования жаргонизмов в литературе.
1. В "Очерках бурсы" Н. Г. Помяловского мы знакомимся с языком бурсаков, насыщенным жаргонизмами. Однажды у одного из них кто-то из товарищей украл завтрак. Состоялся следующий разговор: "-Господа, это подло наконец! - Что такое? - Кто взял горбушку? - С кашей? - отвечали ему насмешливо. - Стибрили? -Сбондили? - Сляпсили? - Сперли? - Лафа, брат!". "Все эти слова, - замечает повествователь, - в переводе с бурсацкого на человеческий язык означали: украли, а лафа - лихо!"
2. Роман Д. Сэлинджера – «Над пропастью во ржи» :
…
- Нет, что вы тут делаете? - говорю я опять. Я совершенно не знал, что сказать, растерялся, как болван.
…
- Черт, я чуть себе башку не свернул в темноте.
3. В. Железников – «Чучело» :
– Ну что, баламуты, жрать охота? – Зашелся мелким смехом и добавил: – И мне тоже. Как подумаю про сомовские пироги, слюнки текут.
– А я меду с молоком навернул, – ответил Лохматый и мечтательно добавил: – Липа в этом году долго цвела – мед вкусный.
– А мне бабка ничего не дала… – вздохнул Валька. – Чего, говорит, переводить продукт, раз ты в гости идешь.
– Хитрая у тебя бабка, – сказал Лохматый.
– Хитрая-то хитрая, а свою жизнь под откос пустила, – ответил Валька. – Ни кола ни двора. Вот Сомову хорошо. В рубашке родился. И родители деньгу зашибают, и красавчик, и голова работает на пятерки… Так и хочется ему мордочку почистить.
4. В. В. Маяковский «Во весь голос» (отрывок) :
Я ухо словом не привык ласкать;
Ушку девическому
в завиточках волоска
с полупохабщины
не разалеться тронуту.
III. Исследовательская часть
3.1 Анкетирование
Моим одноклассникам было предложено ответить на вопросы:
1. Каково их отношение к жаргонным и сленговым словам.
2. Назвать их функции.
3. Где можно употреблять жаргонные и сленговые выражения.
В опросе участвовало 14 человек, большинство из них выразили безразличное отношение к словам данного вида, 35-ти % безразлично, 10% высказали негативное отношение.
• 47% учеников жаргон и сленг использует для выражения эмоций, 38% - для упрощения общения между подростками, 12% используют для показа значимости ситуации, 2% - для эмоциональной значимости самого себя.
• При ответе на 3 вопрос выяснилось, что 56% из опрошенных применяют в разговорной речи эти выражения только среди сверстников, 28% - в определенных случаях, т. е. как они считают, при необходимости, 18% - используют постоянно, не замечая.
Многие подростки относятся к сленгу и жаргону как временному явлению в их речи, но, к сожалению, немалая часть опрошенных считает их необходимыми словами. Чем старше становятся подростки, тем осознанней они относятся к своей речи.
Молодежный сленг в основном состоит из грубых и бранных слов. Применение жаргонных слов в речи – это первый показатель отсутствия культуры человека и общества. «Модные слова» быстро появляются и исчезают из речи. Подростки используют сленг для изображения «раскрепощенности». Сленг разрушает язык.
Наиболее часто употребляемые слова в позитивной эмоциональной ситуации – это: класс (классно)-78%, ура – 69%, круто (круть) -49%, здорово, супер – 22%, клёво – 20%, вау – 10%, молодец, прикольно, зашибись, ня, блин, nise – 1%.
• Наиболее часто употребляемые слова в негативной эмоциональной ситуации – это: блин – 57%, бесите – 31%, пипец, чёрт – 16%, fuck – 14%, твари, ёшкин кот, майн год, козел, дебил, индюк, даун – 1%.
• Оценка и оценочное отношение к сленгу :
- положительное – 38%
- отрицательное – 1%
-безразличное – 61%
• Были выделены функции сленга :
-для выражения эмоций – 49%
- для упрощения общения – 40%
-для показа значимости ситуации – 10%
-для эмоциональной значимости самого себя – 1%
• Допустимость, дозволенность сленга :
-всегда – 18%
-в определенных кругах – 56%
-в определенных случаях -26%
Огромное влияние на речь подростков оказывает также компьютер и, в частности, интернет: комп – компьютер, моник – монитор, бук – ноутбук. В последние годы все большую популярность набирают так называемые «социальные сети», откуда в сленг подростков вошли такие слова как: пост – сообщение (от англ. post, забнить – заблокировать (от англ. ban– запрещать).
Тот факт, что общение ведется без личного контакта, существенно влияет на раскрепощенность лексики. В интернете можно назваться другим именем, скрыть все свои страхи и комплексы, придумать себе совершенно другую историю. Подросток, чувствующий себя в полной безопасности, ведущий разговор как бы от «другого лица», может позволить себе выражения, балансирующие на грани приличия: задолбать, долбанутый, задрать, блин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кроме того, нельзя не отметить того, что молодежный жаргон является по своей сути школой словотворчества, причем различные новообразования изначально носят доброжелательно-шутливый характер. Однако необходимо бороться с грубыми словами в молодежном жаргоне, как с проявлением насилия на речевом уровне, т. к. в отличие от взрослых, употребляющих грубые слова для эмоциональной разрядки, подростки оперируют данными жаргонизмами с целью произвести впечатление на сверстников. Такая манера речи часто превращается в дурную привычку, от которой бывает трудно отказаться.
В заключение, хотелось бы отметить, что изучение и понимание молодежного сленга помогает студентам и старшеклассникам приобщиться к языковой среде и понять особенности менталитета своих зарубежных сверстников. Это особенно актуально в условиях расширяющихся межкультурных контактов.
На важность изучения молодежного сленга и жаргонных выражений в процессе обучения указали и участники опроса, отметившие, что незнание сленга значительно затрудняет общение между молодежью разных стран. Как бы банально это не звучало, но завершить данную работу хочется напоминанием о том, что основой речи любого человека (и молодого тоже) должен быть всё-таки литературный русский язык!
Исследуя полученные в результате анкетирования материалы, было установлено, что молодежный жаргон и сленг пополняется за счет переосмысления нейтральной и профессиональной лексики, заимствований; выявлены ключевые слова, отличающиеся частотой употребления и богатством словообразовательных связей.
В работе исследованы причины употребления жаргонизмов и сленгов в речи и отмечено, что студенты используют жаргон как средство выразительности, считая его модным и таким образом стремясь создать свой мир, отличный от взрослого.
Кроме того, было установлено, что многие подростки относятся к жаргону как временному явлению в их речи, но немалая часть опрошенных или считает его необходимым в речи, или вообще не задумывается над качеством своей речи.
Вместе с тем было отмечено: чем старше становятся молодые люди, тем осознанней относятся к своей речи, считая, что можно обойтись без жаргонизмов и сленговых выражений, и стараясь лишь иногда обращаться к этой разновидности речи.
Работая над темой, я пришел к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы и сленговые выражения бессмысленно (это не приведет к желаемому результату, но и невозможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому нам, подросткам, необходимо научиться разграничивать различные по стилистической окраске лексические платы, правильно выбирать языковые средства, адекватные конкретной ситуации общения, учитывать при этом «фактор адресата», для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь, развивать рефлексию на свою и чужую речь.