МААМ-картинки

Научно-практическая конференция «Подготовка и адаптация детей с ОВЗ к школе» (2 фото)

Анна Ёхина
Научно-практическая конференция «Подготовка и адаптация детей с ОВЗ к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Научно- практическая конференция «Подготовка и адаптация детей с ОВЗ к школе»

Подготовила воспитатель :

Ёхина А. Е.

В наше время основным показателем готовности ребенка к школе являются : речевое развитие, физическое и психическое развитие, выносливость, хорошая память и внимание, коммуникация, дисциплина и развитый интеллект. Эти факторы обеспечивают безболезненную адаптацию к школьному обучению и успешность в дальнейшей учебной деятельности.

Публикация «Научно-практическая конференция „Подготовка и адаптация детей с ОВЗ к школе“» размещена в разделах

Но мы все равно наблюдаем, что в образовательной работе детского сада и родителей с детьми продолжает преобладать нацеленность на формирование специальной готовности ребенка к школе. При этом не учитывается такое важное условие полноценного овладения ребенком учебными навыками, в том числе письмом, как развитие сенсорного и моторного компонентов двигательного анализатора тела и готовность руки к выполнению точных и сложных движений.

У детей с ОВЗ к началу школьного возраста отставание в двигательной сфере выражается в нарушениях произвольной регуляции движений, недостаточной скоординированности и чёткости произвольных движений, в трудностях переключения и автоматизации, недоразвитии тонких моторных актов. Их движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.

В наше время нужно использовать комплексный подход для развития детей с ОВЗ используя разные виды детской деятельности (игровую, трудовую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, двигательную, прямо или косвенно влияющие на развитие мелкой моторики.

Для этого используем следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра в "Театр пальчиков". Наборы "Театра пальчиков" - это головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрывают различные сценки.

2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика

3. Игры и действия с игрушками и предметами:

- раскладывание пуговиц, палочек, желудей и другого природного материала:

- нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;

- застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний;

- игры с мозаикой (различных размеров);

- игры со строительным материалом;

4. Изобразительную деятельность:

- лепку из пластилина и глины;

- раскрашивание картинок;

- обведение контуров;

- штриховку;

- рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем);

- разнообразную работу с ножницами;

- поделки из природного материала и т. д.

Игра является основным видом деятельности детей, следовательно, осуществлять развитие мелкой моторики следует именно через игры и игровые упражнения. Предложенные виды работ позволяют не только подготовить руку ребенка к письму, но и оказывают существенное влияние на развитие всех психических процессов. Эффективность развития мелкой моторики рук у детей зависит, на наш взгляд, от следующих важных условий: системы упражнений; их содержания; доступности и посильности упражнений; объёма; частоты повторений; контроля и коррекции; личностных особенностей воспитанников; места и времени выполнения упражнений; сочетания индивидуальных и групповых форм работы; мотивации и стимулирования детей.

В норме вся звуковая сторона речи формируется у детей к 5-6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Не должен их пропускать, искажать и заменять другими.

Чтобы дети с ОВЗ научились быть внимательными, им надо больше читать и рассказывать сказки. Чтобы дети хорошо научились говорить с ними надо разговаривать, так задаются образцы устной речи. Главный принцип –воспитание собственным примером.

Учеными давно доказано, что движения руки любого человека, всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Поэтому воспитатели, логопеды, психологи уделяют развитию мелкой моторики детей особое внимание. В ФГОС ДО одним из целевых ориентиров, на этапе завершения дошкольного образования является у ребенка развитая мелкая моторика. Научившись владеть своей рукой, ребенок становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого. Это способствует его личностному развитию, проявлению инициативы в различных видах деятельности. К моменту поступления ребенка в школу его моторные навыки должны быть достаточно развиты, иначе процесс обучения будет представлять для него сложность.

Как известно, развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на активизацию речевых зон коры головного мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит — развитию речи.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь детей с ОВЗ, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем легче ребёнок адаптируется к школе.

Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним из наиболее эффективным средством речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.

Для развития речи, подготовки руки ребенка к письму, наши специалисты и мы в работе используем следующие инновационные методы развития мелкой моторики:

1) Иглотерапия;

2) Су-Джок терапия;

3) Песок терапия;

4) «Гречка-терапия».

Научно-практическая конференция «Подготовка и адаптация детей с ОВЗ к школе»

Использование современных технологий в различных видах деятельности, носящий игровой характер.

Иглотерапия представляет лечебно – профилактический массаж рук аппликаторами Кузнецова и игольчатые коврики Ляпко. Аппликатор разработан в виде сборной конструкции из пластмассовой пластины с рабочей игольчатой поверхностью.

Детям предлагается в игровой форме положить руки на аппликатор. Можно использовать разные варианты игры с различными заданиями, при выполнении которых ребенок по – разному бы касался игольчатой поверхности: с разной силой нажима, то всей ладонью, то только кончиками пальцев.

Огромный эффект, обеспечивающий развитие мелкой моторики, дает Су-Джок терапия. Массаж пальцев и кистей массажным шариком. Ладони и кончики пальцев массируют детям до стойкого ощущения тепла.

Так же эффективно можно использовать песок-терапию для развития мелкой моторики рук и тактильной чувствительности. Рисование на песке, крупах и солью различные узоры. Дети рисуют кончиками пальцев, ладошками, кулачками по показу или по словесной инструкции.

Следующая современная технология, которую успешно используют специалисты в работе «Гречка -терапия». Само строение гречки способствует массажу рук и кончиков пальцев. Ребенок в крупе ищет игрушку, а находя называет и обыгрывает.

У гречишного массажа есть два направления :

1. Лечебно профилактическое;

2. Эстетическое –улучшает состояние кожи.

Гречневой крупе свойственен свой ароматический запах, в ходе игрового сеанса дети проводят манипуляции: сминают, разминают, надавляют, перебирают, играют как с тестом.

Также можно использовать следующие технологии:

-самомассаж кистей и пальцев рук с использование такого природного материала как: грецкий орех, каштан, шишки и т. д.

-массаж делаем круговыми движения между ладонями, с разной силой сжимается в руке орех, косточки абрикоса и персика и т. д.

- растирание пальцами разных круп: греча, пшено, рис.

Игра является основным видом деятельности детей, поэтому мы проводим разнообразные игры с использованием различного материала.

Игры с пуговицами – это необычно и весело. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, развивает усидчивость и произвольность психических процессов.

Упражнения с пуговицами

1) «Перекладывание пуговиц». Ребенку предлагают переложить пуговицы из коробки на стол, используя одноименные пальцы правой и левой руки. Затем усложняем – предлагаем перекладывать пуговицы, пользуясь разными пальцами рук, например, указательный палец – мизинец, или средний и большой пальцы. Можно устроить соревнование: кто больше переложит пуговиц за определенное время.

2) «Передай пуговицу». Задача заключается в том, чтобы передавать пуговицу из рук в руки по кругу под музыку, можно тыльной стороной ладони, с пальца на палец и так далее.

3) Массаж пальцев пуговицей. Ребенок большим пальцем передвигает пуговицу по другим пальцам поочередно от ногтя к ладони и обратно.

Например, «Цветные дорожки» - ребёнок насыпает разную крупу на стол двумя или тремя дорожками, равномерно распределяет материал. «Веселая мозаика» выкладывается из всего что под рукой :из крупы, семян, яичной скорлупы, фасоли, косточки, камушки, семена подсолнуха и т. д.

Данный материал можно использовать и для заполнения сухого бассейна. Ребенок опускает кисти рук как можно глубже, производя различные движения или старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

Внедрение в практику данных технологий, позволило выявить эффективность, результативность образовательного процесса, качества знаний, умений и навыков детей :

1) Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;

2) Развивается ручная умелость, графические, изобразительные навыки;

3) Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием.

4) Воспитание волевых качеств.

Данные результаты достижений воспитанников обеспечивают безболезненную адаптацию к школьному обучению и успешность в дальнейшей учебной деятельности, позволяют не только подготовить руку ребенка к письму, но и оказывают существенное влияние на развитие всех психических процессов.

Фото «Подготовка и адаптация детей с ОВЗ к школе»

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Игра будет активно воздействовать на умственное развитие, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует.

Дети с ОВЗ - маленькие исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Задача воспитателей – помочь им сохранить и развить стремление к познанию, дать пищу для развития ума.

Игра – основная форма организации детской жизни – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру. В игре физические и эмоциональные качества ребёнка включаются в творческий процесс. Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать свои знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении упражнений.

Таким образом, игры очень важны для разностороннего развития детей с ОВЗ. Развлекаясь, ребенок тренирует своё воображение, мышление, развивает свои творческие способности.

Во ФГОС, четко прописаны целевые ориентиры, которые по окончании дошкольного учреждения должен освоить ребенок. Наша система работы помогает достигнуть таких целевых ориентиров как: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Система игровых методов и приемов помогает более продуктивно решать данную задачу.

Все педагоги используют в своей деятельности игровые ситуации, но в основном они направлены на закрепление уже известных фактов, например, дидактические игры такие как «Построй башню», «Покорми куклу», «Найди мячик». Система разнообразных игровых методов и приемов существенно отличается от предыдущих. Вся непосредственно образовательная деятельность проходит в форме игры: игры – путешествия, игры - загадки, викторины, проблемно – игровой ситуации, которая позволяет детям выступать центральной фигурой в педагогическом процессе, они сами ставят цель и способ решения поставленной задачи. Данный способ организации и проведения непосредственно образовательной деятельности дает возможность детям не только проявить себя, но и педагогу увидеть пробелы в развитии ребенка, то есть обладает ли он средствами коммуникации со сверстниками, какие разделы программы западают, могут ли дети аргументировать свой ответ, или просто ссылаются на догмы преподнесенные взрослыми. А не это ли является основополагающими аспектами для успешного обучения в школе?

Игры и занятия нужно подбирать так, чтобы они вырабатывали у детей способность самим находить ответ на неизменный вопрос «как».

Важно помнить о главном - не делать за детей то, что они могут сделать сами, не торопить, а дать время им подумать…

Если ребёнок достиг 5-7 лет, это означает, что он вышел на финишную прямую обучения и воспитания в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы – очень важный этап в жизни всех ребят, ведь от правильной подготовки к предстоящему обучению в начальном звене общего образования школы зависит их дальнейшая успешность в первом и последующих классах.

Какие факторы, повлияют на лёгкое освоение школьной программы малышом? Как уже сейчас, когда есть в запасе один или два года, эффективно подготовиться к обучению в начальной школе?

Иногда изобилие информации приводит к тому, что с ребёнком занимаются очень долго, из-за этого у него возникает сильная утомляемость и, как следствие – неприязнь к любым видам занятий. Чтоб этого избежать, лучше выбрать мало заданий для детей с ОВЗ, но так, чтоб они качественно и эффективно решали поставленные задачи. Главное условие для результативности их проведения – не обилие, а регулярное использование. Ниже представлены задания, советы, упражнения, игры для детей с ОВЗ.

1. Внимание очень важно для правильного и полного усвоения ребёнком устной информации, знаний, инструкций, которые будет давать учитель в школе. Тренировать его легко в простых бытовых, жизненных ситуациях и благодаря лё гким играм и упражнениям:

Попросите малыша выполнить вашу просьбу с усложнённой инструкцией (принеси зелёную чашку, которая стоит в серванте на нижней полке справа, Старайтесь не повторять инструкцию дважды – цель, чтоб ребёнок выполнил поручение с первого раза правильно, это задание является своего рода тестом на внимательность ребёнка;

Прохлопайте ритм, пропойте короткую мелодию, произнесите разные слоговые дорожки – попросите малыша повторить за вами;

На похожих иллюстрациях найти 5 отличий;

складывание пазлов;

2. Память. У одних детей с ОВЗ получается запомнить стих за 4-5 повторений, а есть и такие, которые с этой задачей не справляются даже через 3 недели! Это говорит об очень низком уровне развития памяти. Задания на развитие памяти также очень просты:

Заучивать с ребёнком по 1 – 2 стихотворения в неделю из 1 четверостиший, регулярно повторяя их на прогулках или при возвращении из садика домой;

игра «Мемори» – надо найти пару картинке среди перевё рнутых вниз лицевой стороной карточек: дети постепенно тренируются запоминать расположение большего количества карточек, перевёрнутых вниз;

выложить 5 – 6 картинок по порядку, предложить малышу взглянуть 5-10 сек., а потом перемешать и дать задание выложить их, как было вначале;

прочесть сказку, рассказ, предложить ребёнку пересказать содержание своими словами;

показать рисунок из спичек, счётных палочек, предложить малышу выложить его по памяти, не подглядывая на образец.

3. Связная речь. Без умения связно выразить свою мысль ребёнок будет испытывать большие трудности при ответах в школе, может из-за этого испытывать страхи и дискомфорт. Помочь детям с ОВЗ развить речь можно уже сейчас благодаря лё гким упражнениям и заданиям:

Предложить ребёнку составить рассказ по картинке, по серии связных между собой иллюстраций;

Попросить рассказать о поездке в деревню (поход в музей, в гости и т. д., которая была несколько дней назад, расширять умения описывать словами детали поездки;

Дать задание подробно пересказать мультфильм или детский фильм после просмотра;

Постоянно работать над закреплением поставленных звуков с помощью упражнений, рекомендованных логопедом, закреплять их правильное произношение в словах и фразах.

4. Математика.

Давать ребёнку задание писать цифры для их запоминания (по точкам и самостоятельно);

Закреплять названия плоских фигур (квадрат, круг, треугольник и т. д);

Складывать и вычитать с использованием наглядности и записывая решение ( например: «мама дала 2 конфеты, а папа – 3, сколько всего у тебя конфет?» – решение записывается: 2+3=5);

Чётко усвоить понятия «право-лево», «верх-низ», «раньше-позже», «вчера-сегодня-завтра», «длинее-короче», «шире-уже» и правильно их использовать в речи.

5. Чтение. Хотя в детских учреждениях нет задачи научить детей с ОВЗ читать, но основы грамоты всё же даются. Дети запоминают буквы и учатся правильно их называть и складывать в слоги. Но, как и при запоминании стихов и другой информации на занятиях, некоторым ребятам достаточно несколько раз произнести, показать букву – и они её уже хорошо знают, а некоторые, из-за невнимательности или слабой памяти ещё долгое время её не могут запомнить, или запоминают, но при этом часто путают с другими похожими.

6. Социализация и социальный интеллект. От умения налаживать доброжелательные и дружные отношения со сверстниками, умения общаться со взрослыми, вести себя в общественных местах и следовать общепринятым нормам и правилам поведения зависит более быстрая адаптация малыша в школе. Замкнутость, конфликтность, агрессивность, деструктивное поведение крайне негативно сказываются на уровне овладения школьной программы. Чтобы дети с ОВЗ успешно социализировались, надо:

Почаще обсуждать их чувства, переживания, разговаривать о его друзьях и увлечениях и при наличии негативного влияния на ребёнка – устранять (надо ограничить общение с ребятами, которые нецензурно ругаются, просмотр агрессивных мультфильмов, изображающих драки, сражения, убийства и т. п., компьютерные игры в «стрелялки» и прочие);

предлагать чаще оказывать помощь старшим членам семьи – бабушкам и дедушкам – это формирует уважительное, заботливое отношение к родным и близким;

Посещать с детьми музеи, библиотеки, выставки – это положительно влияет на их социализацию, умение вести себя в общественных местах, развивает кругозор, особенно, если потом вы с ними обсуждаете увиденное.

7. Хорошая мелкая моторика необходима для быстрого и успешного овладения навыками письма в первом классе. Пальцы и кисть развивают такие виды деятельности:

рисование;

лепка из пластилина, глины, солёного теста, песка;

вырезание из бумаги, аппликация;

конструирование из разного конструктора;

складывание пазлов;

оригами;

рисование и письмо по точкам;

пальчиковая гимнастика.

8. Познавательное развитие, расширение кругозора.

Закрепить умение малыша рассказывать о себе и родных (полное ФИО, дата рождения, адрес, полные ФИО родных, их профессия); о городе, в котором живёт, области, стране;

Закрепить представление о главных праздниках страны и их традициях, истории;

Закреплять представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь, временах года, месяцах (дети подготовительной группы уже не должны в них путаться);

Расширять представления о представителях диких и домашних животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, рыб; закреплять понятие, где кто живёт;

Расширять знания названий разных растений (цветов, кустарников, деревьев);

развивать умение называть слова-обобщения к нескольким словам (стол, стул – это мебель и т. д., называть слова-синонимы (лёгкий – невесомый, антонимы, противоположные по смыслу слова (холодный - горячий).

9. Физическое развитие особенно важно для детей с ОВЗ из-за того, что они адаптируются к новым условиям жизнедеятельности, режима дня и это требует преодоления больших психологических и физических трудностей. Слабое здоровье не соблюдение правил здорового образа жизни может повлечь частые заболевания в первом классе, и даже появлению хронических болезней. Чтобы сохранить здоровье детей необходимо :

Ежедневно выполнять комплекс упражнений, зарядку (если есть противопоказания – выполнять оздоровительную гимнастику по рекомендации специалиста по ЛФК);

Следить за сбалансированным питанием (употреблением белков, жиров, углеводов, минералов, витаминов в соответствии с возрастными особенностями ребёнка);

Следить, чтоб ребёнок ложился спать не позднее 22-00, спал примерно 8 часов – это время очень необходимо для восстановления физических и психологических ресурсов организма и профилактики стрессов и других психологических заболеваний;

При долгом рисовании, чтении, других видах деятельности, где задействовано зрение, время от времени полезно применять гимнастику для глаз – это будет служить профилактикой ухудшения зрения;

Напоминать ребёнку о необходимости ровно сидеть за столом при рисовании, письме, выполнении заданий, чтоб позвоночник был прямым – это правило является профилактикой сколиоза;

Если здоровье позволяет – заниматься закаливанием ребёнка, следить за свежим воздухом в помещении, чаще организовывать активный отдых на природе.

Заботливые родители, беспокоясь, чтоб их малыш был отлично подготовлен к обучению в первом классе, уже с 4 – 5 лет записывают его на подготовительные к школе курсы, развивающие занятия. А некоторые эту подготовку успешно осуществляют дома – ведь маме и папе лучше всех педагогов и психологов известны слабые и сильные стороны их малыша, они хорошо знают, над чем следует усиленно поработать и какие способности крохи использовать на этом пути. Постепенная подготовка поможет ребёнку обрести недостающие знания, умения и навыки и в дальнейшем отлично обучаться в начальном звене школы, воспринимая обучение не как тяжкую повинность, а как захватывающую игру, в которой он – непременно победитель!

Публикации по теме:

Фото отчет научно-практическая конференция «Старт в науку»Фото отчет научно-практическая конференция «Старт в науку» В старшей группе «Родничок» состоялась научно-практическая конференция обучающихся «Старт в науку». На конференции было представлено около.

Конференция в подготовительной к школе группе «Тайны земли Кубанской» Цели и задачи приоритетной образовательной области: воспитание гражданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей;.

Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе»Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе» Подготовка детей к школе в детском саду - задача комплексная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет.

Консультация для родителей «Подготовка детей к школе» Подготовка детей к школе – это актуальная проблема для родителей подготовительной группы. В одних семьях детей готовят к школе в детском.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Программа «Психологическая подготовка детей к школе»Программа «Психологическая подготовка детей к школе» ВВЕДЕНИЕ Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научно-практическая конференция «Подготовка и адаптация детей с ОВЗ к школе»
Опубликовано: 18 августа 2024 в 11:31
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научно-практическая конференция «Подготовка и адаптация детей с ОВЗ к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Ёхина (УИ 1720277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД