елена косарева
Научно-методическая публикация «Организация и проведение подготовки к прогулке детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация и проведение подготовки к прогулке детей старшего дошкольного возраста».
МБДОУ д/с №32 «Аленький цветочек» г. Коломна Московская обл.
Косарева Елена Николаевна.
1. Значение прогулки, цели, задачи.
Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Учреждении.
Публикация «Научно-методическая публикация „Организация и проведение подготовки к прогулке детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
2. Требования к прогулке. Режим длительности прогулки.
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа.
— Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
— В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день : в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.
-Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.
3. Подготовка к прогулке.
Начинается вся подготовка воспитателя к зимней прогулке – с перспективного плана. Затем смотрим календарный план воспитательно-образовательной работы.
Подготовка к прогулке – многоэтапный процесс:
Первый это подготовительный этап – мотивационный. Цель данного этапа снять излишнее психо - эмоциональное напряжение, обеспечить благоприятный эмоциональный настрой детей в группе, настроить их на прогулку и одевание.
Чтобы создать эмоциональный настрой и снять излишнюю расторможенность, можно поиграть с детьми в игры малой подвижности, пальчиковые и релаксационные игры. Также настроить детей на прогулку можно в конце своего занятия с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Второй этап это – организационный. В него входят культурно гигиенические навыки и одевание детей.
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам, во избежание перегрева детей :
- воспитатель выводит в раздевалку первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
- помощник воспитателя в это время проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в раздевалку;
- одеваться и раздеваться детям необходимо самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала, дети надевают колготки, кофты, рейтузы, комбинезон, обувь, а затем шапки, куртки, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей.
- Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.).
- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру — мытье ног.
Третий завершающий этап – выход на прогулку.
Выходя на прогулку, дети строятся парами, сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Воспитатель осматривает участок на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.
При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.
4. Структура прогулки.
Прогулка должна состоять из 5 структурных элементов:
1. наблюдение;
2. двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;
3. индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
4. трудовые поручения;
5. самостоятельная деятельность детей.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
1. Наблюдение.
Большое место на прогулке отводится наблюдению. Объектами наблюдений могут быть:
- Живая природа: растения и животные;
- Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
- Труд взрослых. (1-2 раза в квартал).
Виды наблюдения: 1. Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.
2. Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
2. Двигательная активность.
В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать : подвижные игры 2-3 в месяц, спортивные мероприятия и индивидуальные поручения.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались и не перегревались. Организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.
Воспитатель не должен допускать длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
3. индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников
В соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно – речевому, социально – личностному, физическому или художественно – эстетическому развитию детей. С этой целью подготавливаются все необходимые на прогулке материалы и оборудование.
Также на прогулках осуществляется работа и по разучивание потешек или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
4. Труд.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Воспитатель привлекает детей к сбору игрушек; оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке (подмести участок; собрать сухие листья; почистить участок от снега; построить горку и т. д.).
5. Самостоятельная игровая деятельность детей.
На прогулке дети сами могут придумать себе игру, а воспитатель должен руководить самостоятельной деятельность детей : обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают сандали, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Таким образом, прогулка на свежем воздухе в сочетании с подвижными играми, наблюдением и занятиями физическими упражнениями создает прекрасные условия для оздоровления детей, повышения их двигательной активности и эмоционального настроя.