Получи документы

Научно-исследовательский детский проект «Числа в сказках» в подготовительной группе (6 фото)

зинченко анастасия
Научно-исследовательский детский проект «Числа в сказках» в подготовительной группе

Однажды, беседуя с детьми на занятии по математике, я сказала :

«Математика – настоящее волшебное сказочное царство.

Таня: «А что такое волшебное сказочное царство

Я: «Волшебное сказочное царство – это сказки, которые мы с вами читаем, а волшебное, потому что, в них много волшебства, загадок и чудес».

Семё н: «А какие в них загадки?

Я: например, математические. В некоторых сказках живут цифры, числа – разве это не чудо!

Публикация «Научно-исследовательский детский проект „Числа в сказках“ в подготовительной группе» размещена в разделах

«С раннего детства, читая сказки, мы знакомимся с числами. А цифры, числа, если вы сильно захотите, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи и действия». Вот, например, сказки, в названиях которых есть числа : «Три медведя», «Три поросенка», Волк и семеро козлят». Какие числа живут в этих сказках? ( дети назвали: 3,3,7)

Теперь, когда я читала детям сказки, ребята стали обращать внимание на числа, которые там встречались. Однажды зашел спор о том, а какие же числа чаще всего встречаются в сказках! Мы даже проголосовали и записали (писала Анастасия Викторовна, кто как думает - какое число считает (предполагает) самым распространенным в сказках. За число 1 проголосовали – ни одного человека, за число 2 – ни одного человека, за число 3 – 6 человек, за число 4 – 1 человек, за число 5 - 3 человека, за число 6 – 2 человека, за число 7 – 4 человека, за число 8 -1 человек, за число 9 - 2 человека, за число 10 – ни одного человека. Больше всего ребята проголосовали за числа 3,7. Это и было нашим предположением, которое мы решили проверить.

С помощью родителей был пополнен уголок чтения книгами сказок. Дети их с удовольствием рассматривали в свободное время. Стали искать сказки, которые можно прочитать и исследовать, а встречаются ли в них цифры и какие.

Выяснила: помнят ли дети, что нужно сделать прежде, чем приступить к какому-то большому делу. Дети ответили, что нам необходимо составить план наших действий.

Дети вносили предложения, из которых мы составили план:

1. Узнать необходимую информацию с помощью взрослых.

2. Взять в библиотеке необходимую литературу или принести из дома.

4. Прочитать сказки, посоветовавшись с Анастасией Викторовной и родителями, и найти в них числа от 1 до 10.

(мы выбрали вот такие сказки : «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Царевна-лягушка», «Лиса, заяц и петух», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане»).

5. Нарисовать таблицу с числами от 1 до 10 и в ней отметить прочитанные сказки.

6. Подвести итог работы: подготовить таблицу и рассказать другим детям о том, какие числа живут в сказках.

Сначала мы вспомнили и отметили числа, которые есть в названиях сказок. Это сказки : «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Три медведя», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и семь гномов».

Далее мы вспомнили и исследовали сказки, которые читали в младших группах :

Сказка «Репка» - 6 героев вытянули репку.

«Колобок» - 4 персонажа встретил Колобок (заяц, волк, лиса, медведь).

«Теремок» - 7 героев жили в Теремке, а 8-ой – медведь развалил его.

Сказка «3 медведя»

Главных героев – 3. Всех предметов по 3 (кровати, миски, стулья).

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - 2 «…у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка», 3 – три раза козленочек бегал на реку и кричал:

-Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

«Лиса, заяц и петух» - 4 раза звери приходили на помощь зайцу: «Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, бык гнал – не выгнал, и ты петух, не выгонишь!

«Гуси-лебеди» - 2 «Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький».

Прочитав ряд сказок, мы обнаружили следующие числа :

Сказка «Царевна лягушка»

Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.

Сказка «Хаврошечка» - 1 «Осталась она сиротой…»,

Было у хозяйки 3 дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка. 3 раза засыпала Хаврошечка.

В сказках А. С. Пушкина числа также встречаются довольно часто:

«Сказка о попе и работнике его Балде» (А. С. Пушкин»

Балда соглашается работать всего за 3 щелка.

Поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года».

3 раза Балда в море «верёвку крутил».

3 раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».

«Сказка о рыбаке и рыбке» (А. С. Пушкин)

Старик со старухой много лет прожили вместе:

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…».

Три раза старик кидал в море свой невод.

«Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морской,

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростою рыбкой – золотой…»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (А. С. Пушкин) :

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком».

Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц.

Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем.

Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, 3 раза лебедь превращает его в насекомое.

Три раза выручает лебедь царевича, подарив ему чудеса.

Второе чудо:

«И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря».

Пожелав жениться на царевне, был готов

«За царевною прекрасной

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель».

Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич трех злодеек-обидчиков.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (А. С. Пушкин) :

Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью: к красному солнцу, к месяцу ясному, к ветру буйному.

После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она

не восстала ото сна».

«семь богатырей, семь румяных усачей»

В приданое царевне было дано «семь торговых городов

да сто сорок теремов».

После смерти царевны богатыри

«гроб её к шести столбам

на цепях чугунных там

осторожно привинтили

и решёткой оградили».

«Сказка о золотом петушке» (А. С. Пушкин) :

Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.

И вновь мы встречаемся с числом 3. Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.

В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места.

Мы установили, что в сказках встречаются следующие числа : 1,2, 3,4,6,7,8,.

Данные исследований заносим в таблицу «Числа в сказках»

(в Приложении).

Проанализировав только малую часть сказок можно убедиться в том, что самым распространённым числом является «3».

Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве.

Число «3» издревле считали магическим. В сказках всегда желания выполняются только в третий раз.

Подготовка таблицы «Числа в сказках».

Гипотеза проекта подтвердилась, самым распространенным числом является число 3, а число 7 также встречается в сказках часто (после цифры 3). Числа 5,9,10 ни разу нам не встретились в сказках.

Подготовка к выступлению перед детьми в группе и родителями.

Методические компоненты

Методическое обеспечение: литература, сказки, мультфильмы.

Материально-техническое: мультимедиа, компьютер,

Методы проекта :

Исследовательские: проблемные вопросы и ситуации;

Словесные: беседа, рассказывание, слушание;

Практические: исследование, заполнение таблицы.

Наглядные: рассматривание, показ.

Интеграция образовательных областей.

• Социально-коммуникативное развитие

• Речевое развитие

• Познавательное развитие

• Художественно-эстетическое развитие

В ходе научно-исследовательского проекта «Числа в сказках» были получены следующие результаты:

1. Были закреплены элементарные математические представления о числах (закреплен количественный и порядковый счет) через тесную связь восприятия и познания окружающего мира.

2. Проявился острый интерес к слушанию сказок. Дети выяснили, что самое распространенное число, которое встречается в сказках – три. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Результаты проекта подтверждают эту истину.

3. Сложилась атмосфера сотрудничества и взаимопонимания взрослых и детей в достижении общих целей.

Список используемых источников:

1. «Сказки», Пушкин А. С., М., 1990.

2. «Русская волшебная сказка». Антология, М., «Высшая школа», 1992.

3. «Большая книга сказок».

4. Мартынова Е. А., Сучкова. И. М. «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий», Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

Научно-исследовательский детский проект «Числа в сказках» в подготовительной группе
Фото «Числа в сказках»
Научно-исследовательский детский проект  в подготовительной группе - фото
Фото №1 Однажды беседуя с детьми на занятии по математике я сказала Математика настоящее волшебное сказочное царство Фото №2 Таня А что такое волшебное сказочное царство Я Волшебное сказочное царство это сказки которые мы с вами читаем а волшебное потому что в них много волшебства загадок и чудес Фото №3 Семё н А какие в них загадки Я например математические

Прикреплённые файлы:

chisla-v-skazkah_1n91l.pptx | 2547,71 Кб
 
Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами»Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами» Цель проекта: Узнать об оригами и о том, можно ли развлечь себя, имея лишь лист бумаги. Задачи: 1. Узнать, как появилось оригами; 2.

Детский исследовательский проект «Космический адвент-календарь»Детский исследовательский проект «Космический адвент-календарь» Вместе с нашей страной оренбургские дошкольники в этом году оказались в эпицентре торжественных событий в честь юбилея первого полёта.

Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!»Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!» Детский исследовательский проект «Мой дедушка – мой герой!»Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Детский исследовательский проект «Профессии моей семьи»Детский исследовательский проект «Профессии моей семьи» Цель: узнать историю семьи, о членах семьи, об их интересах, профессиях. Задачи: познакомиться с разнообразием профессий и важности труда.

Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни»Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни» Этой весной, мне посчастливилось провести весело и насыщенно, ведь я готовила и провела несколько детских проектов. Это 1 проекта с моим.

Исследовательский детский проект «Тайны мыльных пузырей» в первой средней группеИсследовательский детский проект «Тайны мыльных пузырей» в первой средней группе Сматрова Ольга Андреевна, воспитатель МБДОУ «Ёлочка», г ЧерногорскДетский исследовательский проект «Тайны мыльных пузырей» в 1-й средней.

Исследовательский проект «Детский сад. История и современность» Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные жители поселка мало знают, каким был раньше детский сад, где он располагался.

Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль»Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль» Наш проект ребята представили на районной научно-практической конференции и получили Диплом первой степени среди детских садов района.

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Капелька жизни»Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Капелька жизни» Актуальность Проблема защиты и бережного отношения к воде сегодня очень важна и актуальна. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно.

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «В саду растет лимон»Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «В саду растет лимон» Цель: Расширение и углубление представлений детей 6-7 лет о растении лимон (семейство рутовых) в контексте опытно-исследовательской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научно-исследовательский детский проект «Числа в сказках» в подготовительной группе
Опубликовано: 16 января 2022 в 15:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД