зинченко анастасия
Научно-исследовательский детский проект «Числа в сказках» в подготовительной группе
Однажды, беседуя с детьми на занятии по математике, я сказала :
«Математика – настоящее волшебное сказочное царство.
Таня: «А что такое волшебное сказочное царство?»
Я: «Волшебное сказочное царство – это сказки, которые мы с вами читаем, а волшебное, потому что, в них много волшебства, загадок и чудес».
Семё н: «А какие в них загадки?
Я: например, математические. В некоторых сказках живут цифры, числа – разве это не чудо!
Публикация «Научно-исследовательский детский проект „Числа в сказках“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
«С раннего детства, читая сказки, мы знакомимся с числами. А цифры, числа, если вы сильно захотите, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи и действия». Вот, например, сказки, в названиях которых есть числа : «Три медведя», «Три поросенка», Волк и семеро козлят». Какие числа живут в этих сказках? ( дети назвали: 3,3,7)
Теперь, когда я читала детям сказки, ребята стали обращать внимание на числа, которые там встречались. Однажды зашел спор о том, а какие же числа чаще всего встречаются в сказках! Мы даже проголосовали и записали (писала Анастасия Викторовна, кто как думает - какое число считает (предполагает) самым распространенным в сказках. За число 1 проголосовали – ни одного человека, за число 2 – ни одного человека, за число 3 – 6 человек, за число 4 – 1 человек, за число 5 - 3 человека, за число 6 – 2 человека, за число 7 – 4 человека, за число 8 -1 человек, за число 9 - 2 человека, за число 10 – ни одного человека. Больше всего ребята проголосовали за числа 3,7. Это и было нашим предположением, которое мы решили проверить.
С помощью родителей был пополнен уголок чтения книгами сказок. Дети их с удовольствием рассматривали в свободное время. Стали искать сказки, которые можно прочитать и исследовать, а встречаются ли в них цифры и какие.
Выяснила: помнят ли дети, что нужно сделать прежде, чем приступить к какому-то большому делу. Дети ответили, что нам необходимо составить план наших действий.
Дети вносили предложения, из которых мы составили план:
1. Узнать необходимую информацию с помощью взрослых.
2. Взять в библиотеке необходимую литературу или принести из дома.
4. Прочитать сказки, посоветовавшись с Анастасией Викторовной и родителями, и найти в них числа от 1 до 10.
(мы выбрали вот такие сказки : «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Царевна-лягушка», «Лиса, заяц и петух», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане»).
5. Нарисовать таблицу с числами от 1 до 10 и в ней отметить прочитанные сказки.
6. Подвести итог работы: подготовить таблицу и рассказать другим детям о том, какие числа живут в сказках.
Сначала мы вспомнили и отметили числа, которые есть в названиях сказок. Это сказки : «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Три медведя», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и семь гномов».
Далее мы вспомнили и исследовали сказки, которые читали в младших группах :
Сказка «Репка» - 6 героев вытянули репку.
«Колобок» - 4 персонажа встретил Колобок (заяц, волк, лиса, медведь).
«Теремок» - 7 героев жили в Теремке, а 8-ой – медведь развалил его.
Сказка «3 медведя»
Главных героев – 3. Всех предметов по 3 (кровати, миски, стулья).
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - 2 «…у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка», 3 – три раза козленочек бегал на реку и кричал:
-Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
«Лиса, заяц и петух» - 4 раза звери приходили на помощь зайцу: «Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, бык гнал – не выгнал, и ты петух, не выгонишь!
«Гуси-лебеди» - 2 «Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький».
Прочитав ряд сказок, мы обнаружили следующие числа :
Сказка «Царевна лягушка»
Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.
Сказка «Хаврошечка» - 1 «Осталась она сиротой…»,
Было у хозяйки 3 дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка. 3 раза засыпала Хаврошечка.
В сказках А. С. Пушкина числа также встречаются довольно часто:
«Сказка о попе и работнике его Балде» (А. С. Пушкин»
Балда соглашается работать всего за 3 щелка.
Поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года».
3 раза Балда в море «верёвку крутил».
3 раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».
«Сказка о рыбаке и рыбке» (А. С. Пушкин)
Старик со старухой много лет прожили вместе:
«Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…».
Три раза старик кидал в море свой невод.
«Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной,
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морской,
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой – золотой…»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (А. С. Пушкин) :
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц.
Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем.
Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, 3 раза лебедь превращает его в насекомое.
Три раза выручает лебедь царевича, подарив ему чудеса.
Второе чудо:
«И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря».
Пожелав жениться на царевне, был готов
«За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель».
Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич трех злодеек-обидчиков.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (А. С. Пушкин) :
Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью: к красному солнцу, к месяцу ясному, к ветру буйному.
После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она
не восстала ото сна».
«семь богатырей, семь румяных усачей»
В приданое царевне было дано «семь торговых городов
да сто сорок теремов».
После смерти царевны богатыри
«гроб её к шести столбам
на цепях чугунных там
осторожно привинтили
и решёткой оградили».
«Сказка о золотом петушке» (А. С. Пушкин) :
Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.
И вновь мы встречаемся с числом 3. Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.
В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места.
Мы установили, что в сказках встречаются следующие числа : 1,2, 3,4,6,7,8,.
Данные исследований заносим в таблицу «Числа в сказках»
(в Приложении).
Проанализировав только малую часть сказок можно убедиться в том, что самым распространённым числом является «3».
Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве.
Число «3» издревле считали магическим. В сказках всегда желания выполняются только в третий раз.
Подготовка таблицы «Числа в сказках».
Гипотеза проекта подтвердилась, самым распространенным числом является число 3, а число 7 также встречается в сказках часто (после цифры 3). Числа 5,9,10 ни разу нам не встретились в сказках.
Подготовка к выступлению перед детьми в группе и родителями.
Методические компоненты
Методическое обеспечение: литература, сказки, мультфильмы.
Материально-техническое: мультимедиа, компьютер,
Методы проекта :
• Исследовательские: проблемные вопросы и ситуации;
• Словесные: беседа, рассказывание, слушание;
• Практические: исследование, заполнение таблицы.
• Наглядные: рассматривание, показ.
Интеграция образовательных областей.
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
• Познавательное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
В ходе научно-исследовательского проекта «Числа в сказках» были получены следующие результаты:
1. Были закреплены элементарные математические представления о числах (закреплен количественный и порядковый счет) через тесную связь восприятия и познания окружающего мира.
2. Проявился острый интерес к слушанию сказок. Дети выяснили, что самое распространенное число, которое встречается в сказках – три. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Результаты проекта подтверждают эту истину.
3. Сложилась атмосфера сотрудничества и взаимопонимания взрослых и детей в достижении общих целей.
Список используемых источников:
1. «Сказки», Пушкин А. С., М., 1990.
2. «Русская волшебная сказка». Антология, М., «Высшая школа», 1992.
3. «Большая книга сказок».
4. Мартынова Е. А., Сучкова. И. М. «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий», Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.