Татьяна Химочкина
Ученическая научно-исследовательская работа «Вред от гаджетов»
▼ Скачать + Заказать документы
ФИО автора: Голик Кристина Вячеславовна
Руководитель работы : Химочкина Татьяна Ивановна
Регион: Республика Калмыкия
«Проблема зависимости молодёжи от гаджетов»
Содержание:
Введение
Глава I. Практическая часть
2.1 Гипотеза
2.2 Правила и рекомендации по использованию мобильного телефона
Публикация «Ученическая научно-исследовательская работа „Вред от гаджетов“» размещена в разделах
- Гаджеты. Вред и польза
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
2.3Проведение исследование возможности возникновения синдрома абстиненции при пользовании электронными устройствами
2.3.1. Понятие синдрома абстиненции
2.3.2. Проведение исследования по отказу от «гаджетов»
2.3.3 Результаты исследования
2.4 Рекомендации по использованию «гаджетов» с минимальным вредом для психического и физического здоровья
Заключение
Приложения
Список использованных источников
Введение
В наше время мир поглотили социальные сети и различные гаджеты. В частности, подростки слишком много времени уделяют сотовому телефону, нежели живому общению со своими родными и друзьями. Телефон становится не просто средством общения и связи, а предметом зависимости.
Главное достоинство современных электронных помощников-гаджетов - обеспечение быстрой и доступной связи, комфорта и доступа к информации. Как свидетельствуют данные недавнего опроса Фонда Общественное Мнение (ФОМ, 67% россиян уверены, что современные электронные гаджеты бесспорное благо для человека и приносят больше пользы, чем вреда. Основными факторами “вредности” гаджетов противники увлеченности ими называют вред здоровью и развитие у людей зависимости от них.
Данная исследовательская работа посвящена использованию гаджетов детьми в своей жизни. Я задумалась, почему я и мои одноклассники обижаемся, когда наши родители порой запрещают нам пользоваться гаджетами. Почему современные подростки не могут обойтись без электронных устройств?
Актуальность исследования заключается в том, что в данной работе изучается проблема «гаджет-зависимости» обучающихся лицея.
Эта тема актуальна потому что:
• во-первых, среди подростков идет постоянное увлечение «гаджетами»;
• во-вторых, чрезмерное пристрастие к «гаджетам» разрушающе действуют на учащихся, вызывает отрицательное воздействие на психику;
• в-третьих, отсутствуют глубокие исследования в этой области в силу относительной новизны феномена «гаджет-зависимости», который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался.
Цель и задача исследования:
SSS 61692; Раскрыть понятие «гаджето-зависимость», дать характеристику, выявить причины ее возникновения.
SSS 61692; Выявить вредное влияние «гаджетов» на организм учащихся.
SSS 61692; Выявить значение связи «гаджет – зависимости» с психологическими свойствами личности учащихся.
SSS 61692; Обозначить пути решения проблемы «гаджет – зависимости».
SSS 61692; Познакомить учащихся, принимавших участие в исследовании на наличие зависимости от гаджетов и возникновении синдрома абстиненции, а также с результатами исследования.
SSS 61692; Провести анкетирование с целью выявления вреда «гаджетов» на человека.
SSS 61692; Разработать памятки для обучающихся, их родителей и педагогов. Способствовать формированию ответственности за свое психическое и физическое здоровье.
Гипотеза: У детей среднего и старшего школьного возраста существует «гаджет – зависимость», которая негативно влияет на развитие личности. Важно, чтобы все дети понимали, как разумно пользоваться гаджетами и использовали свои знания для сохранения собственного здоровья.
Объектом исследования являются обучающиеся 8 – 11 классов лицея.
Предметом исследования является возможность возникновения синдрома абстиненции у обучающихся при постоянном использовании электронных устройств или мобильного телефона.
Методы исследования:
1) Информационно-рецептивный:
- подготовить анкеты (перед и после исследования).
-провести исследование, как долго подростки смогут обходиться без телефона.
- проанализировать полученные в ходе исследования данные.
- опрос учащихся.
- сбор информации с использованием Internet-ресурсов.
- разработать рекомендации по пользованию «гаджетами».
- изучение и анализ литературы.
2) Наглядный (видео – метод)
- показ презентации и видеоролика «Постоянная зависимость от «гаджета».
- показ презентации итогов анкетирования.
Предполагаемый результат: после завершения исследования учащиеся смогут:
SSS 61692; оценивать пользу и вред увлечения гаджетами;
SSS 61692; выполнять гимнастику для мышц и глаз;
SSS 61692; следить за временем;
SSS 61692; рассказывать о необходимости соблюдения правил безопасного пользования современными электронными устройствами своим близким, знакомым.
Практическая значимость: Полученные результаты могут учитываться педагогами при проведении уроков, при использовании в домашних условиях «гаджетов», а также для работы психологов, социальных педагогов, классных руководителей.
На сегодняшний день существуют различные подходы к решению гаджет-зависимости среди подростков. Однако я решила изучить эту проблему на примере нашего лицея и в этом заключается новизна моего исследования.
Глава I.
Практическая часть
2.1 Гипотеза.
Эксперимент. Принимая во внимание результаты исследований западных и российских ученых и психологов, можно выдвинуть гипотезу о том, что современные школьники зависимы от использования портативных электронных устройств. Для подтверждения выдвинутой гипотезы в октябре 2018 года был проведен эксперимент на базе МКОУ «Кировский сельский лицей» среди учащихся 8-11 классов в количестве 47 человек.
Анкета для опроса учащихся
1. ФИО учащегося
2. Имеется ли у вас мобильный телефон?
3. Есть ли выход в интернет в вашем телефоне?
4. В каких целях вы используете телефон наиболее часто?
А) подготовка к урокам; Б) общение в социальных сетях; В) развлечения, игры; Г) «убить время».
5. Сколько времени за сутки вы находитесь в сети интернета (в часах?
6. Сколько примерно времени (в минутах) у вас уходит на один телефонный разговор?
7. Сколько примерно времени (в минутах) в сутки вы общаетесь по телефону?
8. Бывают ли такие случаи, когда вы общаетесь ночью в сети интернет?
9. Если да, то часто ли бывают такие ситуации?
10. Подчеркните те нарушения здоровья, которые вас беспокоят:
бессонница ночью, сонливость днем, головные боли, боли в сердце, понижение зрения, частая утомляемость.
11. Как вы оцениваете свое самочувствие по пятибалльной шкале?
(0 – очень плохо, 1 – плохо, 2 – 3 – удовлетворительно, 4 – хорошо,
5 – отлично).
Результаты анкетирования учащихся
Учащиеся активно пользуются телефонами, планшетом, компьютером, телевизором. 100% опрошенных используют телефон, планшет.
Гаджеты нужны, утверждают учащиеся. Цели использования различны: для развлечений, для поиска нужной информации, просто «убить время».
Часть учащихся ищет информацию для уроков - 12 человек;
некоторые пользуются для общения - 25 человек; используют для развлечений (игр) - 3 человека; также дети просто хотят «убить время» -7
человек.
Количество учащихся, использующих сеть интернет
На вопрос: Есть ли выход в интернет в вашем телефоне? Если да, то сколько времени за сутки вы находитесь в сети интернета (в часах?
Время одного звонка в минутах
Время всех звонков в сутки в часах
Нарушение здоровья
Собственная оценка здоровья учащимися
Вывод: на основании проведенного анкетирования было выявлено, что действительно мобильные телефоны отрицательно влияют как на работоспособность, так и общее самочувствие учащихся.
2. 2 Правила и рекомендации по использованию мобильного телефона:
- Не подносить телефон к голове сразу же после нажатия кнопки начала набора номера. В этот момент электромагнитное излучение в несколько раз больше, чем во время разговора;
- Держать телефон в сумке, поскольку на расстоянии 30-40 см воздействие ЭМП значительно меньше;
- Использовать мобильные телефоны с гарнитурами;
- Носить мобильные телефоны на шее не рекомендуется;
- Ограничить продолжительность одного звонка до 1 минуты.
Смартфон в кармане брюк
Когда в середине 2011 года ведущие врачи из Всемирной организации здравоохранения признали излучение мобильных телефонов вредным для здоровья, активисты всех стран выступили с протестными акциями “Руки прочь от смартфона!”. Медики утвердительно закивали головами: “И не только руки!”
Научные исследования доказали: десятиминутного разговора по мобильному телефону достаточно, чтобы температура поверхности мозга повысилась на 0,1° С. Клетки на такой подогрев реагируют весьма неоднозначно: сильные начинают усиленно делиться, слабые просто погибают.
Чтобы начались проблемы с потенцией, достаточно по одному часу в день в течение года носить подобного рода излучатель в переднем кармане брюк.
А еще есть мнение, что под воздействием ЭМИ (электромагнитного излучения) от мобильных телефонов повышается свертываемость крови. А это может привести к закупорке сосудов и нарушению работы сердечно - сосудистой системы.
Наушники на голове
Каждый десятый пользователь плеера – потенциальный обладатель слухового аппарата. К такому выводу пришли специалисты научного комитета ЕС. Все дело в особых волосковых клетках, которые расположены во внутреннем ухе. Эти клетки делятся на группы, каждая из которых отвечает за преобразование звуков из внешней среды в импульсы, которые передаются в кору головного мозга. Если какая-то группа поражена, человек перестает воспринимать шелест листьев, или шепот, или тихую мелодию и т. д. А поражаются клетки из-за превышения допустимого уровня шума. Средняя громкость обычного разговора около 60 децибел, а громкость музыки в наушниках почти в два раза выше. Специалисты ВОЗ утверждают, что воздействие шума такой силы даже на протяжении часа в день способно стать причиной глухоты в ближайшие два-три года.
Планшет перед глазами
О вреде компьютерных мониторов можно не упоминать: это знают все. О коварстве модных планшетов и электронных книг говорят гораздо реже, ведь их в основном используют на досуге, а считается, что свободного времени у современных мужчин немного, и испортить себе глаза они просто не успеют. Тем не менее зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, в XXI веке оказалось мало приспособлено к работе с компьютерным изображением. Картинка экрана отличается от естественной тем, что она самосветящаяся, а не отраженная. В результате нарушается аккомодация (перефокусировка взгляда с ближних предметов на дальние и обратно, значительно снижается острота зрения. Те, кто регулярно работает за компьютером и при этом находит время по 5 часов в день смотреть на экран гаджетов, через 10 лет могут потерять из вида практически все.
Предлагаю,7 лучших упражнений для поддержания, восстановления и улучшения зрения:
Упражнение 1. ШТОРКИ
Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.
Упражнение 2. СМОТРИМ В ОКНО
Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.
Упражнение 3. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА
Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.
Упражнение 4. МАССАЖ
Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
Упражнение 5. ГИДРОМАССАЖ
Дважды в день, утром и вечером, ополаскиваем глаза. Утром – сначала ощутимо горячей водой (не обжигаясь, затем холодной. Перед сном все в обратном порядке: промываем холодной, потом горячей водой.
Упражнение 6. РИСУЕМ КАРТИНКУ
Первая помощь для глаз – закройте их на несколько минут и представьте что-то приятное. А если потереть ладони рук и прикрыть глаза теплыми ладонями, скрестив пальцы на середине лба, то эффект будет заметнее.
Упражнение 7. «СТРЕЛЯЕМ ГЛАЗАМИ»
• Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.
• Чертим круг по часовой стрелке и обратно.
• Рисуем глазами диагонали.
• Рисуем взглядом квадрат.
• Взгляд идет по дуге – выпуклой и вогнутой.
• Обводим взглядом ромб.
• Рисуем глазами бантики.
• Рисуем букву S – сначала в горизонтальном положении, потом в вертикальном.
• Чертим глазами вертикальные дуги, сначала по часовой стрелке, потом – против.
• Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.
• Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.
• Часто-часто моргаем веками – как бабочка машет крылышками.
2.3Проведение исследование возможности возникновения синдрома абстиненции при пользовании электронными устройствами
Понятие синдрома абстиненции
Абстиненция – состояние, возникшее в результате внезапного прекращения приема веществ, вызвавших зависимость, или после введения их антагонистов, характеризуются психологическими, вегетативно – соматическими и неврологическими расстройствами.
Несмотря на то, что абстиненция вызывается на отказ от приема каких-либо вредных веществ, тем не менее, некоторые специалисты утверждают, что зависимость от «гаджетов» носит точно такой же характер, как наркотики и алкоголизм, т. е. и синдром абстиненции будет иметь такие же симптомы:
- чувство потерянности;
- грусть;
- паника.
Проведение исследования по отказу от «гаджетов».
Гипотеза перед началом исследования: обучающиеся не просто зависимы от своих гаджетов, а испытывают и синдром абстиненции.
Для исследования вопроса о значении «гаджетов» в жизни молодых людей, обучающимся в начале и в конце эксперимента было предложено ответить на вопросы двух анкет.
В первом анкетировании, перед отказом от «гаджета», приняли участие 47 обучающихся. Первая анкета (Приложение 1) содержала 20 вопросов. Нас интересовало: что проще - дойти до товарища и поговорить с ним с глазу на глаз или же отослать смс, присутствует ли телефон с учащимся повсюду, испытывает ли обучающийся беспокойство, отдавая телефон в другие руки или же забывая его дома. Сколько времени тратиться на пользование телефона? Обладаем ли мы культурой общения по телефону? Есть ли потребность нахождения в социальных сетях. Результаты анкетирования приведены в количественном и процентном соотношении.
После того как мы провели анкетирование, решили провести второе исследование, которое заключалось в том, что обучающиеся проведут один учебный день без своего электронного устройства.
В течение учебного времени (7 часов – один учебный день) после отказа от «гаджета» проведено второе анкетирование, в котором участвовало 33 учащихся (9 – 11 классы). Анкета (анкета Приложение 2) содержала 12 вопросов. В том числе, при анкетировании нужно было указать: через какое время после отказа от «гаджета», захотелось воспользоваться мобильным телефоном и с какой целью, а также описать свое состояние во время эксперимента. Результаты приведены в количественном и процентном соотношении.
Результаты исследования
Важно отметить, что не все участники (обучающиеся) исследования прошли его до конца. Через 1 час после начала исследования 11 обучающихся (33,3 %) захотели воспользоваться телефоном, через 2 часа – 6 обучающихся (18,2 %, через 3 часа – 5 обучающихся (15,2 %, через 4 часа – 3(9%, через 5 часов – 6 (18,2 %,
Продержаться весь учебный день без использования своего «гаджета» смогли 2 человека (6 %).
Во время исследования у большинства обучающихся наблюдалось:
1. Раздражительность
2. Скука
3. Потеря во времени
4. Легкая паника
5. Ощущение потери
6. Дискомфорт
7. Чувство не нужности
Эти симптомы исчезли при возобновлении пользованием сотовым телефоном.
На основании полученных результатов можно предположить наличие синдрома абстиненции у некоторых обучающихся.
2.4 Рекомендации по использованию «гаджетов» с минимальным вредом для психического и физического здоровья
Существуют некоторые рекомендации, как нужно пользоваться сотовым телефоном или иным электронным устройством с минимальным вредом для здоровья :
• Ограничить время и частоту использования сотового телефона - более 2-3 минут за один вызов и более 10-15 минут в день. Использование беспроводной гарнитуры обезопасит от ЭМИ излучения.
• Не спите рядом со своим «гаджетом».
• Старайтесь как можно меньше носить электронное устройство (сотовый телефон или «гаджет») близко к телу, например, в карманах, лучше носить его в сумке или чехле.
• Находясь дома класть его на расстоянии не менее 50 см от себя.
• Не прикладывайте мобильный телефон к уху в тот момент, когда он находится в процессе поиска оператора сети (это бывает также при самом включении телефона и при очень плохо приёме).
• Выбирая при покупке электронного устройства будь то мобильный телефон или другое, поинтересуйтесь уровнем его излучения (SAR) и старайтесь выбрать с наименьшим показателем.
Заключение
Многие исследователи уделяли всегда больше внимания физиологическим проявлениям зависимости от «гаджетов», нежели соматическим проявлениям зависимости: раздражительность, скука, желание накричать на кого-то и так далее.
Таким образом, излишнее увлечение гаджетами может иметь негативные последствия, как для физического, так и для психического здоровья человека. Многочасовое непрерывное использование гаджетов может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с гаджетом. В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на гаджет, как отдаляется от друзей, забывает поесть.
Исследуя гаджет - зависимость учащихся лицея, я пришла к следующему выводу: современные школьники зависимы от использования портативных электронных устройств. Они пользуются активно телефонами, планшетом, компьютером, телевизором. 100% опрошенных респондентов используют телефон, планшет. Гаджеты нужны! - утверждают учащиеся. Цели использования различны: для развлечений, для поиска нужной информации, просто «убить время». Основная часть учащихся ищет информацию для уроков - 12 человек; некоторые пользуются для общения - 19 человек; используют для развлечений (игр) - 9 человек; также дети просто хотят «убить время» -7 человек.
При проведении данного исследования выяснилось, что молодые люди в возрасте от 14 - 16 лет (8-11 классы) при отказе от гаджета получили отрицательный психологический эффект (ощущение потери, легкая паника, дискомфорт, беспокойство, ожидание очередного контакта, который исчез при возобновлении работы с телефоном, что и говорит о возможном наличии у ряда обучающихся синдрома абстиненции.
Из 33 испытуемых только 2 человека смогли отказаться от гаджета без изменений в психологическом состоянии. 22 обучающихся смогли недолго продержаться без контакта со своим «гаджетом» (1-3 часа) - они находятся в группе риска. А остальные 11 (33,3%) обучающихся, к сожалению, возможно имеют синдром абстиненции.
На данный момент высокая зависимость учащихся присутствует; на мой взгляд, это объясняется тем, что учащиеся стали меньше времени уделять подготовке к урокам, занятиям в кружках, спортивных секциях.
Я хочу порекомендовать следующее, чтобы не приобрести данную зависимость: время использования электронных устройств ограничивать до разумных пределов чаще совершать прогулки и общение с друзьями, которые отвлекают от желания использовать гаджеты читать книги, так как шелест страниц успокаивает нервную систему внимательно изучать инструкцию по эксплуатации уже имеющихся гаджетов, чтобы убедиться в использовании имеющихся функций устройства в полном объёме, т. к. большая часть потребителей не использует и половины возможностей любимых приборов.
По итогам исследования нами были проведены классные часы в форме беседы о гаджетомании, разработаны и распространены памятки среди обучающихся (Приложение 3, и родителей (Приложение 4).
Считаю важным итогом работы : возможность обратить внимание на существующую проблему обучающихся и создание видео-ролика «Гаджеты – это благо или зло?», как средство профилактики вредных привычек среди молодежи.
Приложение №1
Рекомендации по использованию «гаджетов» с минимальным вредом для психического и физического здоровья
Существуют некоторые рекомендации, как нужно пользоваться сотовым телефоном или иным электронным устройством с минимальным вредом для здоровья :
• Ограничить время и частоту использования сотового телефона - более 2-3 минут за один вызов и более 10-15 минут в день. Использование беспроводной гарнитуры обезопасит от ЭМИ излучения.
• Не спите рядом со своим «гаджетом».
• Старайтесь как можно меньше носить электронное устройство (сотовый телефон или «гаджет») близко к телу, например, в карманах, лучше носить его в сумке или чехле.
• Находясь дома класть его на расстоянии не менее 50 см от себя.
• Не прикладывайте мобильный телефон к уху в тот момент, когда он находится в процессе поиска оператора сети (это бывает также при самом включении телефона и при очень плохо приёме).
• Выбирая при покупке электронного устройства будь то мобильный телефон или другое, поинтересуйтесь уровнем его излучения (SAR) и старайтесь выбрать с наименьшим показателем.
Приложение2
Уважаемые родители!
Ваш ребенок в начале месяца принял участие в исследовании «гаджет – зависимость» (сотовый телефон, iPhone, iPad, планшет и другое электронное устройство).
В исследовании участвовало 33 обучающихся (8 – 11 классы).
Из них только 2 человека смогли отказаться от гаджета без изменений в психологическом состоянии. 22 обучающихся смогли недолго продержаться без контакта со своим «гаджетом» (1-3 часа) - они находятся в группе риска. А остальные 11 (33,3%) обучающихся, к сожалению, возможно имеют синдром абстиненции.
Во время исследования у многих наблюдалось: раздражительность, скука, потеря во времени, легкая паника, ощущение потери, дискомфорт.
Предлагаем Вам обратить внимание на следующие моменты:
• Какое количество времени проводит ваш ребенок наедине со своим «гаджетом».
• Постоянно ли «гаджет» ребенка в зоне доступности, видимости.
• Требуете ли Вы, чтобы сотовый телефон был постоянно «в руках».
• Есть ли у Вашего ребенка постоянные, реальные, не виртуальные друзья.
• Читает ли ребенок книги.
• С какой целью чаще используются гаджеты (звонки или игры).
• Имеет ли значение стоимость (крутость) этого гаджета для него.
• Имеет ли значение (статус) стоимость телефона ребенка для Вас (с какой целью Вы его покупали).
• Сколько тратит Ваш ребенок денег ежемесячно на телефон.
• Знаете ли Вы о вреде гаджетов на здоровье.
Систематическое отслеживание данных моментов, позволит снизить риск возникновения «гаджето-зависимости» и сохранит психическое и физическое здоровье наших детей!
Спасибо за содействие!
Список использованных источников:
1. Википедия, свободная энциклопедия, Всё о гаджетах,
2. Интернет журнал Keit, Что такое гаджет-зависимость,
3. Интернет журнал Здоровье, Диагноз: гаджет-зависимость, /2008/05/30/diagnoz-gadzhet-zavisimost/index.html.
4. Гаджет-аддикция.
5. https://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/fizicheskoe-zdorove/vred-mobilnogo-telefona-dlya-zdorovya-mif-ili-real
6. https://cellblaster.ru/stati/vliyanie-mobilnyih-telefonov-na-organizm-cheloveka.html
7. https://kompleksppi.ru/publ/pamjatka_polzovatelju_mobilnym_telefonom/1-1-0-