Папки-передвижки

Научно-исследовательская работа «Дидактические способы формирования ориентационной основы учебных действий»

Карина Камынина
Научно-исследовательская работа «Дидактические способы формирования ориентационной основы учебных действий»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность исследования.

Проблему нашего исследования мы определили следующим образом: дидактические способы формирования ориентационной основы учебных действий.

Интерес к обозначенной проблеме не случаен, он основывается на понимании важности и актуальности деятельностного подхода в обучении в контексте тех изменений, которые происходят в образовательной сфере.

Публикация «Научно-исследовательская работа „Дидактические способы формирования ориентационной основы учебных действий“» размещена в разделах

В последние годы наблюдается кризис образования, его структур, обусловленный дефицитом финансового обеспечения, превращением образования в инструмент рыночных отношений, приверженностью образования традиционному укладу его организации, который часто не вписывается в быстроменяющиеся жесткие реалии современного общественного развития.

Ретроспективный анализ психолого-педагогической, философской, политологической и социологической литературы о сущности кризиса образования и путях выхода из него (Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, В. Г. Кинелев, Ф. Э. Шереги, реальной образовательной практики позволяет выделить два основных концептуальных подхода.

Первый подход — технократический. Его приверженцы исходят из того, что существующая система образования при всех ее вариациях не обеспечивает таких уровня, качества, масштабов интеллектуальной, когнитивной и профессиональной подготовки молодежи, которые требуют современные складывающиеся технологии, в том числе и социальные. Эта концепция предлагает изменить смысл и характер образования, сфокусировав его содержание и методы на формировании у дошкольников рациональных умений оперировать информацией, владеть получаемыми знаниями и умениями.

Второй подход — гуманистический. Его сторонники усматривают истоки и содержание кризиса в дегуманизации образования, которое под давлением индустриального технократизма и рыночного утилитаризма теряет гуманистический смысл, то есть ориентацию на развитие личности. Выход видится в переориентации образования с научения узкому спектру профессиональных знаний и умений на процессы формирования личности во всей полноте интеллектуального, культурного, психологического и социального развития человека.

По нашему мнению, необходимо не столько противопоставление этих двух подходов, сколько объединение всего ценного, что есть в обеих концепциях реформирования образования. Есть, на наш взгляд, и путь, позволяющий это сделать, — реализация образования через учебную деятельность, продуктами которой одновременно являются и рациональная технология учения, и развитие.

Говоря об актуальности проблемы, необходимо учитывать и следующее обстоятельство. Меняются функции и строение знаний в образовательном процессе. Сегодня социальной силой обладает знание, представленное в духе современного информатизированного общества как системное, междисциплинарное, обобщенное, как результат определенного рода деятельности, и именно эта деятельность и ее способы должны стать предметом усвоения. Но, как показали наши наблюдения за дошкольной системой образования, знания зачастую преподносятся дошкольникам как некая формула, подлежащая усвоению, а сам процесс усвоения знаний, особенно на занятии, продолжает носить преимущественно характер репродукции, а не поисковой мыслительной деятельности. Воспитатели на занятии чаще всего главное внимание уделяют раскрытию предметного содержания, а не организации учебной деятельности детей. Возникает противоречие между необходимостью усвоения теоретических и практических знаний во время занятий и отсутствием у детей собственной познавательной активности, без которой это усвоение невозможно.

Значение учебной деятельности, направленной на освоение индивидом социального опыта, постоянно возрастает.

В связи с этим роль воспитателя дошкольных существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь воспитателю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", воспитатель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).

Как показала практика, эффективным методическим средством для формирования всех видов УУД является включение заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи.

С самых первых занятий ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Воспитатель формирует у дошкольника умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т. п. При этом воспитателю необходимо четко объяснять ребенку, какое общение принято в семье, детском саду, обществе, а какое – недопустимо.

Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только своспитателем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных УУД (умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться учитывать позицию собеседника). Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

В процессе такой работы формируются умения : контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы воспитатель активно включался в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные дидактические приёмы : организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной-вербальной-графической-символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания-«ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий. При этом дети учатся правилам работы в группе (паре, прививаются умения осознанности и критичности своих действий.

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения : дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Дидактические УУД формируются, когда:

ребенок учится отвечать на вопросы;

ребенок учится задавать вопросы;

ребенок учится вести диалог;

ребенок учится пересказывать сюжет;

- ребенок учится решать стоящую перед ним задачу самостоятельно и умеет просить помощь, при этом, оказывая ее нуждающимся.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании современного молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

- Происходит постепенное вымывание видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

-Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

- Резко выросла информированность детей. Если раньше занятия были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

- Современные дети мало читают,слушают особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе и дошкольном учреждении, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

Большинству из воспитателей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый воспитатель должен выходить за рамки программы, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ребенок не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Таким образом, универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Данная способность обеспечивается тем, что дидактические способы формирования универсальных учебных действий – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание дошкольниками ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение "умения учиться" предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности

Цель формирующего этапа эксперимента – создание условий для дидактических способов формирования ориентационной основы действий, раскрытия творческого потенциала и личностных качеств воспитанников, используя дидактические способы

Формирующий эксперимент включал в себя следующие этапы:

Первый этап – подготовительный: постановка проблемы; подбор методической литературы; определение цели и задач; разработка занятий.

Второй этап – основной : совместное творчество детей и педагогов; работа с детьми (беседы, обучающие занятия, просмотр дидактических материалов;

Третий этап – заключительный: проведение итоговой диагностики, представление результатов

На данном этапе эксперимента были поставлены следующие задачи:

-сформировать у детей технические навыки использования дидактических материалов,

-выявить влияние дидактических материалов на развитие формирования ориентационной основы учебных действий.

Свою работу с дидактическими материалами построила следующим образом.

На первом этапе знакомлю детей с дидактическими материалами ; выявляем их важность, нужность.

На втором этапе проводятся «подготовительные игры».

На третьем этапе- непосредственное ознакомление с функциями дидактических материалов. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем иллюстрациями, кукольными героями и музыкой По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить иллюстрации по ходу сюжета

-найти «знакомые» ситуации в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении картинок по сюжету сказки

-определить отсутствие картинки

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на иллюстрации, кукольных героев.

.Для этого нужно выделить главные моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам дидактическим материалам.

На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок- предлагается набор из 6-7 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка,какие сказочные слова будут в сказке и. т. д. Затем вводится новые характеристики героев и рассмотрение их с другой стороны (Баба Яга как даритель) и. т. д. В конце концов дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки.

Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рассказыванию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные задачи.

Техническая сторона творческой деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с картами, стараемся подвести их к осознанному выбору для создания своей сказки. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность придумывать таким образом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок сравнит свой рассказ среди других работ, он заметит разнообразие вариантов сочиненяемых произведений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям фантазировать во всем многообразии.

Из анализа детских работ можно сделать вывод, что не все дети умеют сочинять предложения, описывающие в полной мере тот или иной предмет или событие. Поэтому мы рекомендуем воспитателям с детьми в свободное время чаще использовать работу с дидактическими материалами, чтобы закрепить навыки составления связного, эмоционально окрашенного рассказа.

Опыт работы показал, что овладение техникой использования дидактических методов доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения заданий.

Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается то или иное действие, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Для формирования ориентационной основы учебных действий посредством дидактических методов было проведено 3 занятия в форме занятий по речевому развитию и 2 занятия в виде индивидуальной работы которые были разработаны с учетом возрастных особенностей детей.

Формы организации деятельности воспитанников

— Чудеса в решете.

— Кто на свете злее всех (добрее всех)

— Заветные слова.

— Что в дороге пригодиться?

— Что общего.

При организации деятельности воспитанников на занятиях предусмотрены коллективная и групповая формы занятий.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Работу по сочинению сказок можно разделить на два этапа:

1 этап — непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Начать занятие можно так: «На лесной полянке в небольшой резной избушке живут сказочные действия. Живут они очень дружно, помогают друг дружке сказки сочинять. Давайте-ка познакомимся с ними»

Читаете сказку, затем «раскладываете» ее по функциям. Позднее дети сами находят обозначенную функцию словесно, выкладывают карточки с функциями.

По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям можно предложить задания:

• найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке;

• самостоятельно определить отсутствие знакомой карты;

• выставить карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;

• найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.

На материале сказочных текстов провести упражнения на формирование образности речи. Они делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задумываться о значении используемых в тексте слов и выражений.

На 2 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки, самому быть внимательным при сочинении.

Например, задание — сочинить сказку «Про елочку». Предложено 5 карт — отлучка, запрет, нарушение запрета, волшебное средство, счастливый конец. Можно дать карты по порядку, а можно предложить самим подумать, как их расположить.

Или — придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Условие: они добрые и помогают людям. Какая волшебная карта будет главной («помощь», какие карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и неожиданностей (запрет, нарушение запрета, трудная задача, счастливый конец?

Опыт работы показал, что для детей творческое рассказывание имеет смысл только вместе со словами, жестами, мимикой, то есть всем тем, что сопровождает процесс обычного разговора.

Предлагаются следующие рекомендации для работы с детьми по формированию ориентационной основы учебных действий посредством дидактических методов :

– ненавязчиво предлагать ребенку различные материалы для исследования;

– показывать примеры творческой деятельностии уметь подхватить открытия самого ребенка;

– эмоционально поддерживать интерес ребенка к использованию дидактических методов.

Только таким образом, использование дидактических методов будет стимулировать формирование ориентационной основы учебных действий. Целью контрольного эксперимента является сравнение результатов между детьми экспериментальной подгруппы и детьми контрольной подгруппы после серии проведенных занятий.

Контрольный этап эксперимента проводился в двух подгруппах – экспериментальной и контрольной. Результаты исследования по развитию ориентационной основы учебных действий посредством дидактических методов в экспериментальной группе занесены в таблицу 3.

В результате контрольного эксперимента выявлено, что у 5детей – высокий уровень развития художественно-творческих способностей (33%), у 8 детей (53%) – средний уровень и у 2 детей (14 %)-высокий уровень

Можно заметить разницу в уровне овладения детьми дидактическими способами для формирования ориентационной основы учебных действий в экспериментальной группе. По результатам контрольного эксперимента видно, что у детей экспериментальной подгруппы средний увеличился.

После проделанной работы с детьми можно заметить существенную разницу. В конце эксперимента у детей экспериментальной группы повысился уровень умений. Уровень овладения детьми дидактическими способами для формирования ориентационной основы учебных действий в экспериментальной группе у детей выше, чем у детей контрольной группы.

На основе проделанной работы было замечено, что у детей возрос интерес к работе с дидактическими материалами. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.

По итогам проведенного исследования дидактических способов формирования ориентационной основы учебных действий х активизировался познавательный интерес, формировалось эмоционально положительное отношение к процессу рассказывания, происходило эффективное развитие воображения и восприятия. Данная методика, позволяет достаточно полно изучить особенности речевых и творческих способностей. Из данных наблюдений можно проследить, что у детей экспериментальной подгруппы работы более оригинальны, преимущественно без повторений

Использование Дидактических способов и материалов и постепенное их освоение детьми (по принципу от простого к сложному) поможет в решении ряда вопросов. Вышесказанное об использовании в педагогическом процессе дидактических способов позволяет нам убедиться в необходимости создания и применения педагогической технологии, Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Исследовав практические особенности уровня развития дидактических способов формирования ориентационной основы учебных действий детей подготовительной к школе группы, сделаем выводы по работе.

На занятиях по дидактические материалы используются не так часто, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, их применение способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные рассказы.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; живая, эмоциональная речь воспитателя. Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Результаты показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных результатов и развитие конкретных УУД. ;

- скорректирована собственная деятельность воспитателя и содержание образовательного процесса;

- определено, насколько эффективно используется потенциал учебной литературы;

- увидели возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника (по каким конкретным умениям ребёнок успешен, а по каким требуется помощь педагога или родителей)

В результате проведенного эксперимента была выявлена разница в уровне овладения детьми дидактическими способами формирования ориентационной основы учебных действий В результате проделанной формирующей работы по влиянию дидактических способов формирования ориентационной основы учебных действий видно, что у детей экспериментальной подгруппы уровень владения навыками гораздо выше, чем у детей контрольной подгруппы.

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детейИнтересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей Что же такое бумага и каковы ее свойства? Давайте поговорим об этом. Для человечества важно, распространение и передача различной информации.

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детейИнтересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей Что же такое бумага и каковы ее свойства? Давайте поговорим об этом. Для человечества важно, распространение и передача различной информации.

Интересные опыты «Свойства яйца» как научно-исследовательская деятельность для детейИнтересные опыты «Свойства яйца» как научно-исследовательская деятельность для детей Что же такое яйцо и каковы его свойства? Речь пойдет о таком удивительном продукте как яйцо. Удивительное оно потому, что в нем, в таком.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Научно-исследовательская деятельность в старшей группе. Обучающий научный опыт «Физические силы»Научно-исследовательская деятельность в старшей группе. Обучающий научный опыт «Физические силы» .

Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2 Ознакомление детей с геометрическими фигурами позволяет им анализировать мир, тот мир, который его окружает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Научно-исследовательская работа «Дидактические способы формирования ориентационной основы учебных действий»
Опубликовано: 7 января 2022 в 17:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научно-исследовательская работа «Дидактические способы формирования ориентационной основы учебных действий»» (включая файлы) размещена пользователем Карина Камынина (УИ 2776350) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД