тамара маслак
Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте в играх и упражнениях
▼ Скачать
Научная статья о результатах дипломного исследования
Тема: «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте в играх и упражнениях»
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.
Публикация «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте в играх и упражнениях» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.
Таким образом, в настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным.
Цель исследования – выявить эффективность комплекса определить игр и упражнений, направленных на обучение грамоте старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему подготовки дошкольников к обучению грамоте
2. Выявить уровень овладения грамоте старших дошкольников.
3. Разработать комплекс игр и упражнений, направленных на обучение грамоте старших дошкольников
4. Экспериментально проверить эффективность разработанных игр и упражнений, направленных на обучение грамоте старших дошкольников.
Нами были рассмотрены теоретические основы подготовки дошкольников к обучению грамоте, а именно: задачи и содержание работы по подготовке к обучению грамоте; методика подготовки дошкольников к обучению грамоте; система работы по подготовке дошкольников 6-7 лет к обучению грамоте в играх и упражнениях
Для того, чтобы доказать, игры и упражнения оказывают влияние на обучение грамоте дошкольников было проведено опытно-экспериментальное исследование, которое проходило в три этапа.
На первом констатирующем этапе – мы провели диагностику и выявили уровень сформированности готовности к обучению грамоте.
На формирующем этапе разработан и реализован комплекс игр и упражнений, направленный на повышение уровня готовности к обучению грамоте.
На контрольном этапе проведена повторная диагностика, которая показала, что использование игр и упражнений способствует подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Таким образом, можно сказать, что игра для ребенка дошкольного возраста – это основной вид деятельности. Речевые игры способствуют выполнению важных задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого материала. Поэтому, на занятиях по обучению грамоте мною используются дидактические игры и упражнения для того, чтобы легче заинтересовать каждого ребенка, привлечь его внимание, организовав увлекательную ситуацию, создать стимул для подражания.
Литература
1. Бабаева, Т. И., Михайлова, З. А. Детство [Текст] : программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб. : Детство-Пресс, 2017 – 67 с.
2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений / Л. Р. Болотина. - М. : Академия, 2000- 387 с.
3. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.- 289 с.
4. Дурова, Н. В. Обучение дошкольников грамоте [Текст] / Н. В. Дурова. – М. : Школьная Пресса, 2016 – 216 с.