Юлия Домрачева
Выступление на педсовете «Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при выполнении общеразвивающих упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете "Об осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода при выполнении общеразвивающих упражнений в режимных моментах "динамическая пауза", "физкультминутка", "гимнастика после сна".
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения.
Публикация «Выступление на педсовете „Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при выполнении общеразвивающих упражнений“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Индивидуально-дифференцированный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. При организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми согласно принципу индивидуально-дифференцированного подхода необходимо учитывать состояние здоровья воспитанников, физическое и психическое развитие, уровень двигательной активности, половые особенности детей. Педагогическое взаимодействие строится на основе полученных в ходе диагностики данных об уровне здоровья, физической подготовленности.
При выполнении общеразвивающих упражнений в ходе режимных моментов – динамическая пауза, физкультминутка, гимнастика после сна мы осуществляем индивидуально-дифференцированный подход.
Общеразвивающие упражнения динамических пауз и физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Для физкультминуток 3-4 упражнения, для динамической паузы 6-8 упражнений для разных групп мышц, заканчиваем прыжками, бегом на месте или ходьбой.
Индивидуально-дифференцированный подход на основе состояния здоровья при проведении физкультминуток и динамических пауз мы осуществляем следующим образом:
- детям с плоскостопием предлагаем выполнять упражнения, стоя на массажных ковриках, стоя на канате, стоя на гимнастической палке.
- упражнения, которые не рекомендованы детям с плоскостопием, мы заменяем. Например, длительность прыжков мы сокращаем для таких детей, а предлагаем упражнения для профилактики плоскостопия: захватить мяч пальцами ног, покатать ногой гимнастическую палку, ходьба на месте по массажному коврику.
- с целью профилактики нарушений осанки мы осуществляем индивидуально-дифференцированный подход следующим образом:
мы исключаем упражнения на скручивание, упражнения на увеличение мобильности позвоночника (наклоны туловища вперёд и назад, наклоны в стороны). При выполнении этих упражнений мы предлагаем детям уменьшать амплитуду движения. Детям с нарушением осанки предлагаем выполнять упражнения с лёгкими мешочками на голове или кубиками. Также общеразвивающие упражнения можно выполнять стоя у стены осанки: поднять руки вперёд, вверх, в стороны, присесть. Можно выполнять наклоны вперёд и в стороны с различным положение рук, приседания у стены осанки с касанием её затылком и спиной.
В зависимости от особенностей физической подготовленности дошкольников мы стараемся давать разные виды дифференцированных заданий, учитывать объём предложенного материала, степень усложнения его содержания, оказания помощи. Содержание дифференцированных заданий усложняем за счёт выполнения детьми знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений. Например, предлагаем детям выполнять упражнения с мячами разного размера. Упражнения с набивными мешочками увеличивают физическую нагрузку.
Такие дифференцированные задания побуждают дошкольников к исследованию, экспериментированию с возможностями своего тела, движениями, и позволяют поддерживать у ребёнка радость и удовольствие от движения.
Следует помнить, что индивидуально - дифференцированный подход при выполнении общеразвивающих упражнений в режимных моментах необходимо осуществлять и по половому признаку.
У мальчиков и девочек по-разному функционирует мозг, по-разному организованы психические процессы. Игнорируя эти отличия, бесполовое образование снижает воспитательный и учебный эффект, тормозит установление полоролевого поведения. Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода мы используем различные методические приёмы, учитывающие особенности строения детей, различия в подборе упражнений, их дозировке, времени проведения. Для дифференцированного выполнения общеразвивающих упражнений подбираем более лёгкие пособия для девочек и утяжелённые для мальчиков. Например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые.
Характер упражнений тоже различный: например, мальчиков мотивируем на силовые упражнения, девочек – на ритмичность, пластику и выразительность. Индивидуально – дифференцированный подход позволяет мальчикам почувствовать себя ловкими, сильными, выносливыми, а девочкам – гибкими, пластичными, грациозными.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, элементы простого самомассажа, выполнение общеразвивающих упражнений у кроватей, ходьба по дорожке здоровья, выполнение упражнений в помещении с контрастной температурой воздуха, умывание. При выполнении общеразвивающих упражнений при проведении гимнастики после сна мы также осуществляем индивидуально-дифференцированный подход по состоянию здоровья, по половому признаку, по уровню физической подготовленности. Подъём после дневного сна мы осуществляем постепенно, с проснувшимися детьми мы начинаем выполнять упражнения в постели, остальные дети постепенно присоединяются. Общеразвивающие упражнения возле кроватей, дети выполняют стоя на индивидуальных ковриках. Для профилактики плоскостопия мы используем индивидуально-дифференцированный подход, предлагая детям выполнять упражнения, стоя пятками на набивных мешочках, или заменяем прыжки, на ходьбу на месте на носках, перекаты с пятки на носок, поднимание на носки. С целью профилактики нарушений осанки при выполнении общеразвивающих упражнений мы используем набивные мешочки, кубики, также как и при проведении физкультминуток.
При планировании работы необходимо учитывать индивидуально-дифференцированный подход к детям, перенесшим какое-либо заболевание.
Ослабленные дети нуждаются в индивидуализации физической нагрузки Переходы к нагрузке и обратно к покою должны быть для них пассивными, необходимо предусмотреть упражнения в расслаблении и динамические дыхательные упражнения. Нельзя перегружать детей и эмоциями. Чередуя упражнения, повышающие эмоциональный тонус, с теми, которые требуют сосредоточенного внимания, можно уравновесить настроение детей, и тем самым до некоторой степени снизить нагрузку.
Для детей с ослабленным иммунитетом мы сокращаем времяна выполнение прыжков, ходьбы босиком по массажной дорожке, выполнение упражнений в прохладном помещении и др. Для таких детей мы заменяем упражнения на простой самомассаж, упражнения на стульчике: подъём мячика – ёжика и другие.
Таким образом, индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников учитывает разные стороны его развития и включает в себя комплекс методов и приемов работы, направленных на установление взаимосвязи между содержанием двигательных навыков и умений и индивидуальных особенностей детей.