Махруткина Оксана
Наблюдения за сезонными изменениями «Наступила золотая осень»
Наблюдения за сезонными изменениями
Наблюдения за сезонными изменениями в природе развивают у ребенка любознательность, умение логически связывать различные явления в животном и растительном мире и объяснить их.
Осень приходит к нам постепенно. Первый месяц- Сентябрь. Вначале мало отличается от лета: на деревьях много зеленых листьев, на клумбах пышно цветут астры, георгины, бархатцы, хризантемы. Днем на улице тепло, но ночи становятся значительно холоднее. В солнечные теплые дни после первых заморозков листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые, золотистые цвета, что придает листьям нарядный и красивый вид.
Публикация «Наблюдения за сезонными изменениями „Наступила золотая осень“» размещена в разделах
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Признаки осени. Наблюдения на прогулке
- Темочки
Совет: расскажите детям, почему желтеют листья.
После первых заморозков при дуновении ветра листья легко отделяются от ветки. Начинается массовый листопад и земля покрывается слоем сухих шуршащих листьев.
Совет: расскажите детям, почему листья опадают, становятся сухими.
Предложите ребенку правильно закончить предложения:
На деревьях листья…
Небо часто закрывают …
Мы достаем и надеваем…
Дует резкий и холодный …
Можно выучить пальчиковую гимнастику:
Снова птицы улетают,
И до следующей весны.
В птичьих стаях улетают:
Ласточки, скворцы, грачи,
Лебеди и журавли.
Второй месяц – Октябрь - называют золотой осенью.
Начало октября, как правило, начинается с полным запестрением деревьев и массовым листопадом.
Резкая смена погоды сопровождается усиленным листопадом. Везде наблюдается отмирание травянистой растительности. Дни стоят еще на диво погожие, сухие. В полдень через облачные гряды проглядывает солнышко, разливая короткое прощальное тепло.
Осень. С грустью и тревогой прошуршит палым листом. Октябрь среди братьев - месяцев самый нарядный, самый живописный, особенно вначале.
Совет родителям.
Дети с большим удовольствием собирают опавшие листья, так щедро раскрашенные осенью в яркие цвета; шишки и желуди, сброшенные с деревьев потоками ветра или непоседливыми обитателями лесов и парков. Дети используют яркий природный материал не только на занятиях творческой деятельностью, но и в игре.
Перебирая, обследуя каждый камешек, листочек, шишку, у детей накапливается впечатления и знания об их свойствах и качествах: гладкий- шероховатый, объемный- плоский, большой- маленький, прочный- хрупкий и т. д.
Помимо этого, у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует наилучшей постановке руки к письму, развитию правильного звукопроизношения, связной речи.
Предложите детям дома поиграть с природным материалом.
Игры:
*обведи листья по контуру и раскрась их
*рисование осеннего узора оттиском листьев
*сложи из природного материала
портрет любимого сказочного героя
Закончи предложения:
На улице становится все…
Люди одеты…
Еще бывают солнечные дни, яркое голубое небо, но солнце…
Дни становятся намного…
На дорогах в парке вся земля покрыта.
Пальчиковая гимнастика.
«Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимать и разжимать кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
Мы соберем
Маме осенний
Букет отнесем. Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.
Третий месяц – ноябрь.
Ноябрь самый холодный месяц и характеризуется как предзимье. Выпадает временный, но довольно устойчивый покров. Ландшафт приобретает осенне-зимние черты. Водоемы затягиваются тонким молодым льдом. Завершается листопад деревьев и наступает пора замирания активной жизни растений.
Совет родителям:
Попробуйте завести дневник наблюдений, где вы будете зарисовывать и записывать даты основных проявлений осени, начало листопада, его конец, когда погибли цветы после заморозков, когда появился лед на лужах?
Закончи предложение:
В это время на деревьях листьев…
Лужи по утрам…
Выпадает первый…
В лесу и около людей остались зимовать только…
Часто дождь идет вместе…
Пальчиковая гимнастика.
Солнышко греет уже еле-еле Поочередно соединяют, начиная с больших
Перелетные птицы на юг улетели; пальцы обеих рук.
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре- Руки сжимают в замок.
Поздняя осень стоит на дворе. Разводят руки перед собой
Что почитать детям?
*В. Степанов «Воробей»
*К. Бальмонт «Осень»
*А. Майков «Осенние листья»
*А. Барто «Шуточка про Шурочку»
*И. Соколов– Микитов «Лес осенью»
*В. Бианки «Лесные домишки»[/i]
Обязательно после прочтения по-обсуждайте, о чем был тот или иной рассказ или стихотворение. Рассмотрите иллюстрации. По возможности, выучите понравившиеся стихотворение.