Татьяна Александровна Головинова
Настольные игры для детей с ТНР. Игра своими руками на разные лексические темы
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель:
Воспитатель группы
старшего дошкольного возраста
для детей с ТНР Головинова Т. А.
МАДОУ № 453
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
За последние время возросло количество детей, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом это число увеличивается. Причины этого явления очень разнообразны.
Публикация «Настольные игры для детей с ТНР, Игра своими руками на разные лексические темы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Настольные игры своими руками
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2021
У таких детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной.
В основе работы педагога с детьми с ТНР и ОНР лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к повторению материала, он должен использовать максимальное количество дидактических игр.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
Игра – это наш незаменимый помощник в обучении дошкольника.
Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели.
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед педагогом в его работе с дошкольниками.
1. Педагогам необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
2. При проведении игры необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
На сегодняшний день существует большое разнообразие детских развивающих настольных игр. Для ребенка всегда можно выбрать наиболее подходящий вариант, в зависимости от возраста, потребностей и возможностей.
К сожалению, многие родители не понимают, зачем нужны настольные игры. Зачем нужно терять время на игру с детьми, когда в доме и так все есть компьютер и телевизор. Выбрать настольную игру для детей на любой вкус и кошелек можно всегда.
Основными преимуществами настольных игр является то, что для их проведения не требуется ни оборудование специальных игровых площадок, а достаточно просто стола, ни наличие сложного инвентаря.
Для чего же нужны настольные игры? Как их использовать? В чем их польза? И каковы же их полезные функции?
Попробую ответить на эти вопросы!
Использование настольных игр
• Для проведения совместного досуга как детей между собой, так и для семейного досуга, и для сплочения членов семьи.
• При организации детских праздников, что бы создать веселую атмосферу.
• В дороге, когда требуется чем-то занять заскучавшего ребенка.
• Во время пребывания в больнице, когда активные движения игрока должны быть ограничены.
• В дошкольных и школьных детских учреждениях в качестве дидактического материала для их изучения, повторения или закрепления изученного материала.
Прелесть настольных игр состоит в том, что в них можно сыграть при любой погоде и в любое время суток, как вдвоем, так и большой компании.
Польза настольных игр для детей
• Помимо развлекательной функции практически все настольные игры приносят пользу, способствуя развитию личностных качеств и способностей ребенка. Сочетая в себе игру и обучению, настольные игры могут стать прекрасным образовательным средством для детей дошкольного и школьного возраста.
• Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление.
• Как правило, настольные игры подразумеваю участие нескольких игроков. Взаимодействуя между собой в процессе игры и подчиняясь ее правилам, дети учатся правильно общаться друг с другом, терпеливо ожидать своей очереди, чтобы сделать ход, сопереживать соперникам и достойно переживать как победу, так и поражение.
• Настольные игры способствуют правильному формированию личностных качеств детей.
•
Полезные функции настольных игр
• Одни игры в красочной интересной форме обучают детей распознавать и запоминать различные предметы и явления, способствуют развитию внимания и расширению словарного запаса.
• Другие - служат своеобразной подготовкой ребенка к жизни, предлагая ему в процессе игры различные проблемы, при решении которых он учится примерять на себя новые роли и тем самым развивает свои навыки и приобретает жизненный опыт.
• Третьи – развивают физическую способность, улучшая скорость реакции, ловкость, глазомер и координацию движений.
Вспомните, с какой радостью и вы играли в детстве в морской бой, шашки, шахматы, монополию и настольный футбол. Игры подарят детям радостные впечатления, удовольствие и, конечно же, пользу.
Как правило, основная масса игр и игровых пособий направлена на автоматизацию звуков и развитие связной речи у дошкольников. Но так как я работаю с детьми с ТНР, то мне необходимо охватить также лексику и грамматический строй речи.
Здесь я бы хотела представить игру, которую я разработала и применяю на практике в детском саду с детьми ТНОР и ОНР в старшем дошкольном возрасте.
Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.
Цель:
Создать авторскую игру для детей старшего дошкольного возраста для более интересного повторения и закрепления пройденного материала по темам недели.
Оборудование:
• Панно, разделенное на четное количество одинаковых квадратов разного цвета.
• Маленькими картинками связанными с темами недели в нашем детском саду.
• Кубик, у которого цвета граней соответствуют цветам на панно. Мы взяли синий и зеленый, для того, чтобы это панно нам пригодилось и для других целей – закрепление согласных мягких и твердых звуков.
Задачи:
- Закрепить с детьми изученный материал по темам недели.
- Подготовить наглядные материалы для игры.
- Привлечь внимание детей к игре.
- Вызвать интерес у детей для проведения совместного досуга.
- Использовать как в дошкольных, так и в школьных детских учреждениях в качестве дидактического материала для их изучения, повторения или закрепления изученного материала.
- Закрепить согласные мягкие и твердые звуки.
Ход игры:
В представленной мною игре могут участвовать 2 человека. Каждый из участников выбирает себе определенный цвет, тот, который ему нравится. Выбирают тему, по которой дети хотят по играть. Например: «Посуда», «Мебель», «Сказки», «Транспорт наземный, воздушный, водный и т. д.», «Игрушки», «Продукты питания», «Цветы», «Животные» и так далее.
Темы могут быть очень разнообразны, самое главное, что бы по этим темам были картинки для не читающих детей и слова – ответы для читающих детей не превышающие по размеру размер цветной клетки на панно. Начинают игру по часовой стрелке.
По считалочке определяют того, кто будет ходить первым. Кидается кубик. Если выпал цвет, который выбрал тот игрок, который бросил кубик, то игрок выбирает картинку (слово - ответ, связанную с выбранной темой и помещает ее на сою клетку на панно и передает право хода следующему. Если цвет выпал не тот, который выбран для игры, то ход передается сопернику. Кто первый закрыл все клетки своего цвета на панно – то и победил.
Этот же набор оборудования можно использовать для уже известной ранее игры. Схема игры та же, только не выбирается тема, а выбирается буква и звук, который ребенок будет искать в картинка (мягкий или твердый). При выбросе нужного цвета, выбирается ребенком картинка, в которой звучит мягкий или твердый звук этой буквы. Кто первый закрывает все клетки выбранного цвета, тот и победил.
Картинки при этом используются те же самые, что и по темам недели, смысл в том, что ребенок должен назвать картинку и произнести четко выбранный им звук.
Практический опыт:
После того, как мне пришла в голову идея создать такую игру, меня не покидал интерес, как же дети будут в нее играть, и понравится ли она им! Результат не заставил себя ждать!
При первом же слове «ИГРА», у ребят загорелись глаза, они оживились и повеселели! Игра вызвала большой интерес, и я увидела, что мои труды были ненапрасными. Дети играли с большим азартом, радовались каждому правильному ответу, терпеливо ожидали своей очереди, радовались победе.
Итог: Игра удалась!
Вывод:
По моему мнению, в процессе такой игры в неформальной обстановке человек лучше воспринимает и запоминает материал какой – либо темы недели или звуки.
И я, как создатель этой идеи, решила, что картотеку нужно увеличивать! Её можно разработать не только для детей дошкольного возраста, но и детей школьников, причем любого класса, по любой теме любого предмета, но и для школьников разного возраста, начиная с детского сада (от 3 до 99) и заканчивая взрослыми людьми, работающими на разных предприятиях. Кроме того, игру для школьников и взрослых можно сделать так, что она увеличит участников, которые будут в нее играть.
Что я и начала делать!
Заинтересовав сою старшую дочь, мы придумали игру по русскому языку на закрепление материала 8-9 классов.
В представленной в школу нами игре могут участвовать от 2 до 40 человек при наличии ведущего. Каждый из участников выбирает себе определенный цвет, тот, который ему нравится. Начинают игру по часовой стрелке. Первый участник вытягивает карточку с вопросом, дает на него ответ, либо выбирает правильный из предложенных ему вариантов. Если ответ дан правильный, участник получает фишку и закрывает одну клетку поля. Если же ответ неправильный, участник фишки не получает, и вступает в игру другой участник, который вытягивает новую карточку с вопросом. Тот участник, который быстрее всех закроет клетки своего поля, выигрывает. В процессе этой игры можно закрепить материал как по всему курсу русскому языка, так и по любой теме выбранного предмета при наличии нужного количества вопросов.
В ближайшем будущем я и займусь разработкой этой игры дальше!