Корякина
Настольная дидактическая игра «Карта Чурапчи» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Настольная дидактическая игра «Карта Чурапчи» в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Корякина Х. И., Макарова Т. А.
ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта»
Публикация «Настольная дидактическая игра „Карта Чурапчи“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством настольной дидактической игры «Карта Чурапчи». Затронуты проблемы повышения эффективности педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей. Проведено экспериментальное исследование в этом направлении.
Annotation. The article deals with the development of cognitive interest in children of older preschool age through the board didactic game "Map of Churapchi". The problems of increasing the effectiveness of pedagogical work on the development of cognitive interest in children were touched upon. An experimental study in this direction was conducted.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, познавательный интерес, развитие познавательного интереса, дидактическая игра.
Keywords : senior preschool age, cognitive interest, development of cognitive interest, didactic game.
В связи с совершенствованием системы дошкольного образования, введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования, необходимо осуществить поиск эффективных приемов проведения дидактических игр с целью развития познавательных интересов старших дошкольников.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что познавательный интерес – интерес к познанию, а его, область – познавательная активность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование [1, с. 7]. Г. И. Щукина, рассматривает интерес с его содержательной стороны, выделяет несколько уровней:
1. Непосредственный интерес к фактам, занимательным явления. Это – элементарный уровень познавательного интереса.
2. Интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений, составляющих более широкую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами познания. На этом уровне интерес уже находится на поверхности отдельных фактов.
3. оИнтерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей [3, с. 74].
Старший дошкольный возраст является периодом активного формирования физических и психических свойств, в том числе и периодом активного формирования познавательного интереса. Важное значение при этом, принадлежит дидактическим играм.
В детских вопросах содержательная сторона занимает основное место в проявлении познавательного интереса. В процессе общения детей с природой, можно развивать познавательный интерес и использовать дидактические игры, например экологической направленности, т. к. процесс общения детей с природой - это простор для детской деятельности [5, с. 25]. Такие игры помогут дошкольникам любить родной край и окружающую как живую, так и неживую природу. Такие игры дополнительно организовываются воспитателем и включаются в процессе изучения природы. Эту форму обучающей игры называют игровая обучающая ситуация.
Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольные печатные игры, может предоставлять играть им самостоятельно, если они играют, соблюдая правила.
Таким образом, познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности детей и систематической и целенаправленной воспитательной работы может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие.
Роль дидактической игры в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение) [4, с. 36]. Воспитывает интерес и внимательность ребят; развивает все виды способностей; вводит их в жизненные ситуации; учит делать все по правилам, формирует любознательность, позволяет ребенку проявлять самому инициативу; закрепляет знания, умения, навыки.
Экспериментальной базой исследования является МБДОУ ЦРР Детский сад «Сулусчаан» с. Усун-Кюель Чурапчинского улуса Республики Cаха (Якутия, где приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Для проведения диагностики, с целью выявления исходного уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста до формирующего этапа эксперимента, нами были подобраны соответствующие методики: экспресс-диагностика познавательных процессов Дембо-Рубинштейна, методика В. С. Юркевича «Древо желаний», методика Н. И. Гуткиной «Столкновение интересов».
По результатам проведения диагностики, мы выяснили, что 40% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы имеют низкий уровень развития познавательного, исходя из трех критериев, определенных в начале исследования. Отсутствие любознательности (интереса). 50% детей, входящих в экспериментальную группу и 60% детей, составляющие контрольную группу показали средний уровень. Детей с высоким уровнем познавательного интереса в экспериментальной группе 10% и в контрольной группе 20%. Если сравнивать результаты диагностической методики «Столкновение интересов» Н. И. Гуткина, в обеих группах, то их показатели находились на одном уровне.
Таким образом, полученные результаты позволили сделать вывод, что у большинства детей низкий и средний уровень развития познавательного интереса, что говорило о необходимости проведения формирующей работы в этом направлении.
На формирующем этапе мы поставили цель: развивать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста посредством настольной дидактической игры «Карта Чурапчи».
Содержание формирующего этапа эксперимента показало продуктивность данного подхода к повышению уровня развития познавательного интереса.
Мы постарались создать в своей группе такие условия, которые позволили нам обеспечить наиболее эффективное развитие познавательного интереса к предметному миру. Посредством планомерной работы нам удалось обогатить эмоционально-чувственный опыт детей яркими впечатлениями о предметном мире, расширить и углубить опыт детей знаниями и представлениями о предметном мире, повысить уровень познавательного интереса.
Требования к нашему центру познавательного развития:
- свободный доступ детей;
- хорошо освещён (вблизи естественного источника света);
- «Познавательный центр» является центром группы;
- материалы размещены мозаично, дети не мешают друг другу, если используют наборы центра;
- созданы условия как для самостоятельной работы, так и со взрослыми;
- имеется материал на подгруппу детей;
- центр организован с посильным участием детей и их родителей, что создает у них положительное отношение к материалу и вызывает дополнительное желание играть.
Считаем, что деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает.
Учитывая особенности возраста своих воспитанников, мы придумали настольную дидактическую игру «Карта Чурапчи», ее применяли во время занятий, предлагая детям несложные умственные задачи, собирание пазлов. Данная игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих.
Игра «Карта Чурапчи» не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей и т. п. Состоит из элементов карты Чурапчинского улуса и слаживается в деревянную коробочку.
Старшим дошкольникам предлагалось ответить на различные вопросы познавательного характера, например «Где живет ваша бабушка и дедушка?», «Село Мугудай с какими селами граничит?», «Назови и покажи Центр Чурапчинского улуса», «Сколько участков есть в Чурапчинском улусе? Покажи их» и т. д.
Как мы знаем, в дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.
Дидактические игры проводились как во время занятий (как целое занятие или часть его, так и в часы игр.
Подводя итоги работы, мы отметили, что дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас.
Повторная диагностика на контрольном этапе исследования показала, что уровень развития познавательного интереса у детей обеих групп после проведения контрольного этапа исследования стал различаться. Уровень развития познавательного интереса у детей экспериментальной группы стал значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных мероприятий с использованием настольной дидактической игры «Карта Чурапчи». Таким образом, развитие познавательного интереса у 4(40%) детей экспериментальной группы теперь находился на высоком уровне, у 6 (60%) детей - на среднем, а низкий уровень – не был выявлен. В контрольной группе отмечался средний уровень – 5(50%).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента доказали значимость проведенной работы, налицо положительная динамика изменений экспериментальной группы до и после занятий с использованием настольной дидактической игры «Карта Чурапчи» в развивающий процесс.
Итак, проанализировав результаты своей педагогической деятельности, мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен.
Список литературы
1. Березина Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина // Педагогические науки. - 2013. - № 4. – 7 с.
2. Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников : для работы с детьми 4-7 лет / Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.– 75 с.
3. Смирнова А. Н. Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста / А. Н. Смирнова // Научная статья. - 2014. - № 5. – 74 с.
4. Чернявская Е. Е. Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возрастов / Е. Е. Чернявская // Вестник экспериментального образования. - 2015. - № 3. – 36 с.
5. Чиркова Т. И. Обсуждение с воспитателями вопроса о месте игры в обучении дошкольников / Т. И. Чиркова // Психологическая служба в детском саду. - 2011. - № 3. - 25 с.