салыева наталья
Эссе «Наставник — это призвание»
▼ Скачать + Заказать документы
Наставник — это призвание
Активное развитие и поддержка института наставничества является приоритетной линией обновления дошкольного образования. В нашем детском саду разработано положение о «Школе молодого профессионала». Мы, работая с молодыми педагогами, развиваем в детском саду школу наставничества.
Что подразумевает в себе понятие «наставничество»? Это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, профессиональной компетентности и личностных ценностей через неформальное взаимообагащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Публикация «Эссе „Наставник — это призвание“» размещена в разделах
Где Наставник- это педагогический работник, ответственный за профессиональную и должностную адаптацию молодого педагога.
А Наставляемый – это молодой педагог, не имеющий опыта педагогической деятельности, который через взаимодействие с наставником, и при его поддержке и помощи приобретает новый опыт.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Цель практики наставничества- научить секретам педагогического мастерства молодых воспитателей, привить любовь к своей профессии, желание учиться новому, стремиться к профессиональному росту, стать активным членом трудового коллектива.
Я уже не первый год являюсь наставником и пришла к выводу, что, чтобы совместная деятельность наставника и молодого специалиста принесла положительные результаты, необходимо соблюдать определенные принципы:
- наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна только в том случае, если молодой воспитатель действительно хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку;
- наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с молодым воспитателем на равных;
-развитие и поддержка должны быть не прерывными. Разовые действия не дают должного результата.
Можно разделить развитие наставничества на этапы.
1 этап. Адаптационный «Добро пожаловать! Мы все тебе рады!»
Задачи этапа: адаптация молодого педагога, выявление профессиональных затруднений молодых педагогов; разработка основных направлений работы с молодыми педагогами.
Содержание этапа: Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:
• педагогическое образование;
• теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
• наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
• ожидаемый результат педагогической деятельности;
• выявление особенностей личности педагога.
Исходя из результатов диагностического этапа разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.
2 этап. Основной, развивающий «Попробуй себя! Я тебе помогу»
Задача этапа: реализация профессионального становления молодого педагога. Содержание этапа:
• создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
• взаимоподдержка и взаимопомощь;
• координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
• разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
• оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
• помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
• оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
• советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия
3 этап. Контрольно-оценочный «У тебя всё получилось! Я горжусь тобой!»
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Содержание этапа:
• анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
• динамика профессионального роста молодого педагога;
• рейтинг молодого педагога среди коллег;
• самоанализ своей деятельности;
• перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
• подведение итогов, выводы.
Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, можно использовать разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.
На 1 этапе проводилась беседа-знакомство с наставляемым, анкетирование. Проводилось наблюдение за организацией образовательного процесса в группе (присутствовала на проведении режимных моментов, на занятии). В рамках «Школы молодого профессионала» проводили разнообразные тренинги (на снятие эмоционального напряжения, тревожности;
-тьюторство как основной ресурс наставничества, постоянное взаимодействие с педагогом при реализации индивидуального маршрута сопровождения с учетом индивидуальных особенностей личности наставляемого.
Провожу консультации по вопросам, которые вызывают затруднения. В группе есть блокнот «Вопрос-ответ». Когда у наставляемой возникает вопрос, она его может записать в блокнот, в котором я записываю ответ или вклеиваю небольшую заметку-памятку. Потом можно открыть блокнот и вспомнить полученные знания.
На 2 этапе проводятся взаимопосещения занятий, режимных моментов, по итогу которых даются советы по методике их проведения. Проводится обучение на рабочем месте. Много для наставляемого значит личный пример наставника.
Используем нетрадиционные формы работы:
- мастер-классы;
- деловые игры и квест-игры на сплочение коллектива;
- семинары-практикумы;
- «коуч»-метод (терапия успеха) образец того, как состояться в профессии. Оказание помощи в постановке и достижении цели.
Широко использую «Кейс»-метод. Это решение набора различных профессиональных задач, проблем. Педагогический кейс помогает молодому коллеге приобрести навыки решения практических задач.
У нас есть кейс «Организация режимных моментов». Наставляемая достает оттуда карточку с названием режимного момента. Она должна изучить все, что касается именно этого режимного момента, показать его наставнику. Потом из кейса достает карточку с заданием и вопросами по режимному моменту и выполняет. Если есть затруднения, наставник объясняет и помещает материал в блокнот «Вопрос-ответ», для закрепления. Так же в этом кейсе есть небольшая картотека игры для разных режимных моментов.
В кейсе «Педагогические ситуации» находится картотека с различными ситуациями. Раз в неделю наставляемый выбирает карточку с педагогической ситуаций и вместе с наставником разбирает его, отвечает на вопросы и предлагает собственное решение. Так же к каждой ситуации предлагается мнение специалиста.
Кейс «Изучаем нормативные документы» содержит перечень основных нормативных документов и вопросы по ним. Наставляемый вытягивает из кейса карточку с названием того документа, который она должна изучить. По пришествии определенного времени. Она достает из кейса перечень вопросов и отвечает на них.
Мы сейчас находимся на втором этапе.
На третьем этапе молодой педагог действует более самостоятельно при небольшой помощи наставника. Наша задача помочь в подготовке и показе открытых занятий, в подготовке к предстоящей аттестации. Молодой педагог уже самостоятельно может организовать и провести родительское собрание, выступить с докладом (сообщением) на тематическом педсовете. Наставляемая участвует в конкурсных движениях, создает свой мини-сайт, активно участвует в инновационной деятельности детского сада.
Наставником можно быть не только для молодого педагога, только что поступившего на работу в детский сад, но и для студенток педучилища. Им еще предстоит прийти на работу в детский сад, но уже сейчас нужен совет и помощь опытного педагога.
В работе с родителями мы тоже являемся в каком-то роде наставниками. Мы им помогаем в разных вопросах, консультируем, проводим вместе с ними обучающие и развлекательные мероприятия с детьми. Учим их быть вместе с ребенком и действовать с ним сообща.
Ну и конечно же, мы первые наставники для наших детей. Каждый день с ними – это игры, занятия, общение, в которых учатся не только они, но и мы, взрослые.
Наставничество – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя. Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Наставнику важно иметь достаточно широкий кругозор, чтобы быть интересным молодому коллеге, быть с ним «на одной волне». Ему необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).
Опыт показывает, что систематическая работа с молодым педагогом способствует:
- формированию заинтересованности молодого педагога в работе;
- получению положительных результатов;
- развитию педагогического потенциала;
-созданию педагогической среды, в которой молодой специалист найдет себя и
будет востребован.
В конце хочется напомнить главные правила общения с наставляемым :
- не приказывать;
- не проповедовать;
- не поучать;
- не подсказывать решения;
- не выносить суждений;
- не оправдывать и не оправдываться;
- не ставить «диагноз».