Оксана Довженко
Наставничество как инновационная форма работы с выпускниками организаций для детей-сирот
▼ Скачать + Заказать документы
Когда воспитанник живет в детском доме, вокруг него много народа: воспитатели, дети, педагоги дополнительного образования. Иногда его навещают близкие родственники. О них заботятся, обслуживают, развлекают. И однажды наступает день, о котором он мечтал: «Буду, наконец, самостоятельный, буду жить в своей квартире!». Ему исполняется 16 или 18лет, он поступает в профессиональное учебное заведение.
Публикация «Наставничество как инновационная форма работы с выпускниками организаций для детей-сирот» размещена в разделах
Воспитатель отвозит его с вещами в общежитие. Все! Он один! Не знает ни соседей, ни кого-то еще вокруг. Некому позвонить. Нет друга, который бы пришел и отметил с тобой новоселье. Это колоссальное одиночество. В этот момент особенно нужен наставник, взрослый друг, с которым бы он мог поделиться своими страхами и спросить совет.
Дети, которые попадают в детский дом, им не хватает очень многих знаний и умений для выхода в самостоятельную жизнь – от бытовых навыков до уверенности в собственных силах и мотивации жить самостоятельно. У них нет опыта выстраивания взаимодействия с чужими им людьми, а потом и семейных отношений. Обратиться за советом часто не к кому. Таким другом и советчиком может стать наставник, куратор.
Одной из главных задач, стоящих перед наставником, или сопровождающим куратором, работающим с выпускником государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является социальная адаптация выпускника к современным условиям среды.
Несмотря на то, что в детском учреждении выпускник включен в массу мероприятий различной направленности, в жизнь он выходит с множеством проблем: не знает, как эффективно взаимодействовать с другими людьми, куда обращаться за помощью, как определить, нарушаются ли его права и, если нарушаются, то каким образом можно защитить себя.
Помогая решить проблемы своего подопечного, наставник может самостоятельно выбирать инструменты и методы работы с выпускником, учитывая физические, интеллектуальные, психологические особенности молодого человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Необходимо помнить, что успех работы наставника заключается не в том, что он сам решает все проблемы выпускника в кратчайшие сроки, а в мотивации выпускника на изменение своего стиля жизни и поведения.
В процессе осуществления своей деятельности куратор выпускника решает различные задачи, что позволяет ему развиваться личностно и профессионально. Быть куратором выпускника детского дома – не легкая работа, но куратор всегда должен помнить о том, что его деятельность важна для общества, ведь благодаря его труду увеличивается доля выпускников детских государственных учреждений, у которых есть успешное будущее.
Каковы же задачи наставничества в детском доме?
- смягчение ситуации депривации воспитанников: появление мудрого друга, который становится посредником между воспитанником и окружающим миром, способствует восстановлению утраченных связей и гармонизации отношений;
- выявление сильных сторон воспитанника и оказание поддержки в их развитии;
- развитие умений и навыков, формирование ценностей, необходимых для успешной социализации;
- развитие рефлексивной практики с целью обеспечения процесса самовоспитания.
В зависимости от обстоятельств и задач наставничества можно говорить о разных его формах. В процессе работы сложилось понятие дружеское наставничество, когда близкий человек, друг, может дать дружеский совет по поводу того или иного обстоятельства. Эта форма наставничества подразумевает наличие молодого наставника, почти сверстника, например, студента-волонтера. Наставничество в жизни - форма, требующая более опытного наставника, умудренного жизнью взрослого, способного оказать помощь в решении серьезных проблем воспитанника, чаще всего, эта форма используется для сопровождения выпускников детского дома.
Наставничество требует времени, четкости взаимоотношений, ответственности обеих сторон, целенаправленности действий и – что принципиально – наличия у наставника большего опыта, чем у воспитанника. В связи со сложностью этого процесса особые требования предъявляются к наставнику. Наставником может быть человек, обладающий эмпатией; умением задавать вопросы; способностью слышать и обсуждать проблемы; принимать решения, рефлексировать и давать конструктивную, не порицающую, оценку (вербальную и невербальную). Иначе говоря, наставник должен создать условия для того, чтобы воспитанник смог увидеть и оценить сложившуюся ситуацию с различных точек зрения и принять правильное решение.