Татьяна Джаджиева
Из опыта организации методической работы в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта организации методической работы в школе в 2018-2019 году
Методическая служба МБОУ Россошанской ООШ осуществляла свою деятельность в 2018-2019 учебном году целенаправленно, на основе диагностики и анализа методических потребностей и затруднений учителей школы. Деятельность Методической службы ориентирована на гуманизацию образовательного процесса, обеспечивает его построение с учетом достижений современной педагогической науки и творческой практики обучения и воспитания, направлена на поддержку инновационной деятельности педагогического коллектива.
Публикация «Из опыта организации методической работы в школе» размещена в разделах
1. Одним из главных направлений деятельности методической службы школы является методическое обеспечение инновационной деятельности школы. В 2018 – 2019 учебном году в системе методической работы уделялось внимание работе по обновлению содержания образования и коррекции технологического обеспечения образовательного процесса с целью обеспечения баланса фундаментальности и системно-деятельностного подхода, диктуемого внедрением ФГОС основного общего образования и реализацией ФГОС начального общего образования. Основными направлениями инновационной деятельности школы являются следующие направления: реализация педмониторинга, диагностическая деятельность, использование современных технологий, осуществление системы педагогической поддержки в образовательном процессе, освоение новых учебников и ведение новых учебных предметов в соответствии с Основной образовательной программой, внедрение и реализация ФГОС.
Инновационная деятельность педагогического коллектива имеет практическую направленность на совершенствование образовательной деятельности и внедрение новых технологий, ориентированных на развитие обучающихся и основанных на достижениях современной педагогики (личностно ориентированные и развивающие технологии, в том числе технология развития критического мышления) и техники (компьютерные технологии) :
1) Осуществлялась работа по внедрению информатизации в образовательный процесс на уровнях начального общего и основного общего образования. Результат - все учителя школы используют информационно-коммуникационные технологии в процессе подготовки и проведения уроков и внеклассных воспитательных мероприятий, что подтверждается анализом посещённых уроков и внеклассных воспитательных мероприятий в процессе планового их посещения;
2) Образовательная деятельность была организована на здоровьесберегающей основе. В режиме учебного дня утренняя зарядка, подвижные перемены. Учителя школы знают основные критерии здоровьесбережения и стараются организовать уроки на рациональном уровне. 3) В течение учебного года достаточно эффективно использовалась система педагогической поддержки подростков в учении в соответствии с программами «Одарённые дети», «Работа с учащимися, имеющими низкие учебные возможности и низкую учебную мотивацию», обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в учении, самовоспитании, в общении, в сохранении их здоровья.
4) В 2018 – 2019 учебном году в МБОУ Россошанской ООШ на уровне начального общего образования успешно реализовывался ФГОС в 1-4 классах, осуществлялось преподавание курсов по выбору: по русскому языку в 1 классе «Час чистописания», продолжена работа по внедрению УМК «Школа России» на уровне начального общего образования (учителя Икрянникова Л. А., Писарь Н. В.).
В 3 классе осваивались новые учебники прусскому языку, литературному чтению, математике, ОМ.
На уровне основного общего образования в 2018 – 2019 учебном году
введён предмет ОДНКНР в 5-8 классах за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений, с целью воспитания у обучающихся способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитанию веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; формирования знания основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовности на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве, понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества и т. д.
В связи с присвоением школе статуса казачье, усилено изучение краеведческого материала в рамках внеурочной деятельности. В рамках реализации казачьего компонента в школе реализуются программы внеурочной деятельности: «Дончата» в 1-4 классах, Литература Дона в 5-7 классах, Проектная деятельность по истории Дона в 7 классе.
В системе реализуется педмониторинг. Педмониторинг позволяет получить и проанализировать информацию о результатах диагностики уровня достижения планируемых предметных результатов, сравнить их с итогами аттестации за четверть, выявить дефициты в овладении базовыми знаниями и разработать систему мер по их устранению, является важным звеном в системе работы по повышению качества образования. В течение 2018 – 2019 учебного года составлены несколько мониторинговых карт.
Мониторинговые карты изучаются в ШМО, учителя анализируют причины нестабильности ЗУН школьников или снижения их качества, принимают решения о внесении коррективов в технологическое обеспечение уроков с целью повышения качества знаний обучающихся.
5) В течение 2017-2018 учебного года учителя школы осваивали новые учебники:
по русскому языку в 8 кл. ( авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Лодыженская, Л. А. Тростенцова и др.) /учитель Лопаткина Л. В. /
по английскому языку в 8 кл. (УМК «Spotlight» -«Английский в фокусе») /учитель Джаджиева Т. И. /
2. В течение года продолжена согласно плану целенаправленная работа над методической проблемой школы : «Синтез традиций и инноваций – основной подход в решении задачи повышения качества образования в школе». В системе работы над проблемой был пополнен информационный банк «Диагностическая карта успешности учителей», выявлены их педагогические затруднения, которые учтены при планировании работы МС и школьных методических объединений (ШМО) учителей. Диагностическая карта успешности учителей школы позволяет осуществлять мониторинг результативности работы над методической проблемой в течение учебного года (по четвертям, определять направления дальнейшей поиска и отбора наиболее эффективных подходов, приёмов и методов. В 2018 – 2019 уч. году, как и в предыдущем году, в школе активно используется такая форма работы, как портфолио учителя, подтверждающего личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития учеников, вклад в развитие системы образования школы и участие в общественной жизни.
Под руководством МС по разработанному им плану осуществлялась подготовка тематических педсоветов с повестками:
- «Формирующее оценивание в системе контрольно-оценочной деятельности учителя» (протокол от 26. 12. 2018 г. № 4);
- «Эффективность деятельности по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических национально-культурных традиций в рамках реализации Воспитательной системы школы «Дорога успеха» (протокол от 29. 04. 2019 г. № 6).
- Важной формой работы над проблемой школы и средством ее реализации являются также заседания МС. В 2018-2019 учебном году вопросам синтеза традиций и инноваций были посвящены заседания МС с повестками:
- «О методическом паспорте школы» (одна из страниц паспорта – План работы над единой методической темой) (протокол от 23. 08. 2018 г. № 1);
- «О результатах анализа планов учебно – воспитательной работы классных руководителей (протокол от 30. 08. 2018 г. № 2);
- «Коррекция Информационного банка «Одарённые дети» на начало 2018 – 2019 уч. г. и организация индивидуальной работы с детьми данной категории» (протокол от 30. 08. 2018 г. № 2);
- «О проведении школьных олимпиад по предметам (протокол от 30. 08. 2018 г. № 2);
- «Об итогах стартовой диагностики обучающихся и организации системы коррекционной работы по устранению выявленных пробелов ЗУН» (протокол от 20. 09. 2018 г. № 3);
- - «О преподавании курсов по выбору и элективных курсов в процессе реализации Учебного плана на 2017-2018 уч. год» (протокол от 05.12. 2018 г. № 4);
- «Об участии обучающихся школы в муниципальном этапе ВсОШ» (протокол от 05.12. 2018 г. № 4);
- «О проекте решения педсовета с повесткой «Формирование планируемых результатов в процессе реализации программы междисциплинарного характера «Программа развития универсальных учебных действий» в рамках реализации ООП НОО и ООП ООО» (протокол от 25.12. 2018 г. № 5);
- «О выполнении учебных программ по предметам в течение I полугодия» (протокол от 25.12. 2018 г. № 5);
- «Реализация планов работы ШМО» (протокол от 25.12. 2018 г. № 5);
- "Педагогический мониторинг. Анализ мониторинговых карт «Уровень обученности школьников во II четверти» (по классам, предметам и учителям) и меры по повышению качества обученности школьников» (протокол от 10.01. 2019 г. № 6);
- «О реализации планов работы творческих групп» (протокол от 10.01. 2019 г. № 6);
- «Реализация плана инновационной деятельности школы» (протокол от 27. 02. 2019 г. № 7);
- «О подготовке к педсовету с повесткой: «Эффективность деятельности по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических национально-культурных традиций в рамках реализации Воспитательной системы школы «Дорога успеха» (протокол от 20. 03. 2019 г. № 8);
- «О подготовке и проведении итоговой ученической конференции» (протокол от 26. 04. 2019 г. № 9);
- «Коррекция Информационного банка «Одарённые дети» на конец 2018 – 2019 уч. г. и мониторинг эффективности работы педколлектива с одарёнными детьми» (протокол от 26. 04. 2019 г. № 9);
- - - «Анализ работы методической службы в 2018 — 2019 уч. г. и задачи на новый учебный год (по итогам заключительного контроля «Реализация плана работы методической службы школы»)» (протокол от 31. 05. 2019 г. № 10) и др.
Продолжена работа творческих групп по проблемам:
1) «Синтез традиций и инноваций как основной подход в решении задач качества образования школьников» :
члены творческой группы успешно реализовали план работы группы :
составляли поурочные планы в соответствии с учётом традиций и инноваций,
делали самоанализ уроков в аспекте проблемы,
составляли диагностическую карту освоения учебного материала и карту успешности учителя с целью определения эффективности УВП,
- участвовали в подготовке и проведении методических оперативок :
«Использование цифровых технологий в обучении школьников» /29. 10. 2018 г., учитель Икрянникова Л. А. /
Методика индивидуального прогресса /18.02.2019 г., Джаджиева Т. И. /
Дифференциация планируемых результатов: базовый уровень и уровень возможностей (повышенный и адаптированный) /29.04.2019 г., Икрянникова Л. А. /
- участвовали в подготовке и проведении занятий теоретического семинара: «Современные технологии построения УВП. ППО» по теме: «Основные цели, задачи, этапы реализации Воспитательной системы школы «Дорога к успеху» (традиции казачьего родного края)» /22.04. 2019 г., учитель Медведева И. А. /
- участвовали в подготовке и проведении совещаний у директора, повестки:
«Об итогах предупредительного контроля «Организация образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС ООО в 8 классе» /протокол от 25.09. 2018 г. № 1, выступили Джаджиева Т. И., Фитисова И. И. /
«Организация работы с обучающимися с ОВЗ по индивидуальным учебным планам в условиях инклюзивного образования» /протокол от 25.09. 2018 г. № 1, выступили Севостьянова Н. В., Лисогор Л. А. /
«Об учебных достижениях обучающихся в I четверти» /протокол от 26.10.2018 г. № 2, слушали Джаджиеву Т. И., выступили Медведева И. А., Икрянникова Л. А. /
«Формирование ИКТ-умений в работе с гипермедийными информационными объектами» /протокол от 27.11.2018 г., выступили Икрянникова Л. А., Фитисова И. И. /
«О реализации программ «Одарённые дети» и «Работа с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности и низкую учебную мотивацию» /протокол от 09.01.2019 г. № 5, слушали Джаджиеву Т. И., выступили Икрянникова Л. А., Фитисова И. И., Ананьева О. П. /
- участвовали в заседаниях МС школы с повесткой :
«Об итогах стартовой диагностики обучающихся и организации системы коррекционной работы по устранению выявленных пробелов ЗУН» /протокол от 20. 09. 2018 г. № 3/;
«Об уровне физического развития обучающихся школы» /протокол от 31. 05. 2019 г. № 10/
- осуществляли самоанализ результатов профессиональной деятельности учителей и работа по формированию опыта синтеза традиций и инноваций в образовательном процессе школы
2) «Формирующее оценивание как средство повышения эффективности оценивающей деятельности учителя» :
члены творческой группы Писарь Н. В., Лопаткина Л. В., Лисогор Л. А. изучали методическую литературу и ППО по проблеме. Изучив УМП О. Н. Крыловой, Е. Г. Бойцовой «Технология формирующего оценивания в современной школе», в практической деятельности использовали методы и приёмы формирующего оценивания на уроках;
разработали и провели методическую оперативку по теме «Контрольно-оценочная деятельность учителя» /26.11.2018 г., Писарь Н. В. /
участвовали в подготовке и проведении занятий теоретического семинара: «Современные технологии построения УВП. ППО» по теме: «Контрольно-оценочная деятельность учителя в рамках реализации ФГОС» /10.12.2018 г., Писарь Н. В/
участвовали в заседании МС школы с повесткой : «О реализации планов работы творческих групп» (протокол от 10.01. 2019 г. № 6);
Писарь Н. В. представила презентацию опыта использования формирующего оценивания как средство повышения эффективности оценивающей деятельности учителя.
- Самоанализ результатов деятельности членов творческой группы и выступления на заседаниях ШМО
Работа над методической проблемой школы – одно из основных направлений деятельности цикловых ШМО и ШМО классных руководителей. Вопросы синтеза традиций и инноваций рассматривались в течение учебного года на их заседаниях в соответствии с планами работы, что подтверждает систематичность и целенаправленность работы всех структурных подразделений методической службы над методической проблемой школы :
1) ШМО учителей начальной школы, учителей русского языка и литературы, английского языка, искусства, технологии, информатики:
В 2018-2019 учебном году было проведено 8 плановых заседаний. Наиболее эффективными в аспекте повышения качества образовательных результатов были заседания ШМО с повестками:
обмен опытом по темам : «Применение электронного обучения, ЦОР» (протокол от 01.04.2019г. №6, «Обобщение и представление опыта работы в сети Интернет, на семинарах, конференциях» (протокол от 25.04.2019 г. № 7) ,в ходе которых учителя делились опытом работы;
круглый стол по темам: «Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности» (протокол от 31.05.2019г. № 8, ;
открытые уроки английского языка в 5 классе (учитель Джаджиева Т. И.) (протокол от 25.10.2018г. № 2, «Обучение грамоте» в 1 классе (учитель Икрянникова Л. А.) (протокол от 29.12.2018 г. № 4, урок русского языка в 3 классе (учитель Писарь Н. В.) .) (протокол от 01.04.2018г № 6,
методические оперативки по темам : «Организация работы с обучающимися, имеющими повышенный уровень мотивации по предметам» (протокол от 25.10.2018г. № 2, «Современные подходы к оценке образовательных достижений обучающихся в основной школе» (протокол №7 от 26.04.2018г.) и др.
С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам русский язык и литература, английский язык, искусство, технология, информатика.
ШМО учителей истории, обществознания географии, биологии, физики, химии, математики, физкультуры:
- Проведены 8 заседаний ШМО, ориентированных на повышение качества образовательных результатов:
Работа с одаренными детьми. Обмен опытом.
Итоги стартовой диагностики по математике- 5-6 кл, алгебре в 7-9 кл.
Повышение качества образовательных результатов через работу методического объединения
Дифференцированные планируемые результаты: базовый уровень и уровень возможностей (повышенный и адаптированный) при составлении календарно – тематического плана по учебному предмету
Периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации учителя (протокол от 12.09.18г. № 1,
Открытый урок по обществознанию 8 класс. Самоанализ и анализ урока.
О выборе тем учебных ученических проектов в 2018-2019 уч. году. (протокол от 29.10.2018г. № 2)
Т. с. «Организация разных видов деятельности на уроках” (протокол от 25.11.2018г. № 3)
Обмен опытом по применению проектов (круглый стол).
Открытый урок по физкультуре. Самоанализ и анализ открытого урока.
Применение индивидуального прогресса (динамики успешности) (протокол от 27.12.2018г. № 4)
Круглый стол. Результаты работы с одаренными детьми.
Оценка достижений во внеурочной деятельности
Применение формирующей оценки в контрольно- диагностической деятельности учителя (протокол от 28.03.2019г. № 6)
Организация работы с текстом учебника и др. источников на уроках биологии, истории.
Реализация воспитательных задач экологической направленности. (протокол от 25.04.2019г. № 7)
Кроме того, следует отметить, что ШМО участвовали в анализе результатов административного контроля достижения планируемых предметных результатов в рамках в рамках реализации Плана контрольно-оценочной деятельности на 2018-2019 уч. г. по уровням образования.
ШМО учителей-предметников уделяли внимание организации предметных недель. В течение 2018-2019 учебного года были проведены предметные недели согласно Плану воспитательной работы школы, цель которых закрепление и углубление знаний, полученных на уроках, выявление «одаренных детей», развитие логического мышления, внимания, памяти, речи учащихся, развитие интереса к изучению данного предмета. Анализ проведенных недель показал, что интерес учащихся к внеурочной деятельности по предметам достаточно высок; внеклассная работа по предметам способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.
На заседания ШМО классных руководителей также прослеживается систематическая работа по повышению качества образовательных результатов. Проведены заседания ШМО с повестками:
О результатах психолого - педагогического обследования обучающихся на выявление уровня нравственной воспитанности и задачах классных руководителей по его коррекции.
О новой воспитательной модели МБОУ Россиганской ООШ «Дорога успеха» (радицииказачьего родного края) (протокол от 30. 09. 2018 г. № 2,
Т/с «Профилактика девиантного поведения». Организация социальных акций, практик, проектов. (протокол от 09.01. 2019 г. № 3,
Круглый стол «Моделирование воспитательной системы класса в связи с реализацией ФГОС ООО».
Наличие детско-взрослых проектов социально-гражданского характера в рамках деятельности органов ученического самоуправления «Совет дела»
Организация просветительско-воспитательной деятельности по формированию личностных установок на ЗОЖ.
Оценка достижений учащихся во внеурочной деятельности (протокол от 29.03. 2019 г. № 4).
Т/с «Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы».
Эффективность деятельности классных руководителей. Результаты психолого - педагогического обследования обучающихся 7-9 классов на уровень нравственной воспитанности (протокол от 21.05.2018 г №6) и др.
План работы над методической проблемой школы в основном выполнен, цели и задачи реализованы.
В поддержку методической темы и проблемы школы в 2018 – 2019 учебном году проведены следующие мероприятия:
Занятия теоретического семинара «Современные технологии построения УВП. ППО» (темы занятий актуальны) :
1. «Контрольно-оценочная деятельность учителя в рамках реализации ФГОС» : актуализированы понятия: «формирующее оценивание», «контрольно-оценочная деятельность».
2. «Основные цели, задачи, этапы реализации Воспитательной системы школы «Дорога к успеху» (традиции казачьего родного края) : показана актуальность проблемы в условиях реализации казачьего компонента при статусе казачьей школы, актуализированы условия реализации Воспитательной системы, раскрыты ведущая идея, основные задачи и направления системы работы педагогического коллектива школы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на традициях донского казачества; выявлен положительный опыт реализации задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, сделан акцент на компоненты обновления воспитательного процесса с учётом современных достижений науки и на основе отечественных традиций, в том числе и традиций казачества (в связи с присвоением школе статуса «казачьей»).
Повышению эффективности занятий способствовало использование ИКТ. Презентации отражали наиболее важный теоретический материал, изучаемый во время занятий.
Повышению эффективности занятий способствовало использование ИКТ. Презентации отражали наиболее важный теоретический материал, изучаемый во время занятий.
Методические оперативки (перечислены ранее) : Их проведение способствовало актуализации таких понятий, как «формирующее оценивание», «оценочная деятельность учителя», «деятельностный подход к организации образовательного процесса», «приёмы, методы и средства обучения», «универсальные учебные действия», планируемые результаты («предметные», «метапредметные» и «личностные», «внеурочная деятельность», «проектная деятельность», «Диагностические методики» и др.
Совещания у директора (перечислены ранее)
Взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий по предмету, уроки-демонстрации (актуальная практическая форма показа формирующегося и сформированного опыта) с целью обмена опытом использования традиций и инноваций в процессе обучения школьников активно и целенаправленно осуществляется в период подготовки к тематическим педсоветам и в рамках ШМО.
В 2018 – 2019 уч. году были проведены уроки-демонстрации (сюжетный урок литературного чтения в 1 классе 29.11.2018г., учитель Икрянникова Л. А. ; урок математики в 5 классе 05.12.2018г., учитель Фитисова И. И., открытые уроки в рамках деятельности ШМО (говорилось ранее, уроки и занятия внеурочной деятельности в рамках взаимопосещения при подготовке к педсоветам 11 уроков,5 воспитательных мероприятий
В рамках деятельности ШМО классных руководителей проводился анализ всех общешкольных мероприятий, подготовленных и проведённых в форме КТД, в подготовке и проведении которых участвовали все классы основной школы.
Составление диагностической карты успешности учителя всеми учителями (по итогам каждой четверти)
Распространение опыта учителей :
а) Фитисовой И. И., по проблеме «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций в рамках реализации в рамках деятельности классного руководителя» (выступление на педсовете)
б) Писарь Н. В. по теме «Формирующее оценивание в системе контрольно-оценочной деятельности учителя» (выступление на педсовете);
Показателем эффективности мероприятий, проводимых в поддержку методической темы и проблемы школы, является вовлечение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность (подтверждается анализом планово посещаемых уроков и воспитательных мероприятий в процессе внутришкольного контроля, личные достижения обучающихся школы (Рейтинг участия в муниципальных и муниципального этапа областных мероприятиях и творческих конкурсах); участие педагогов в профессиональных конкурсах разных уровней: в 2018-2019 учебном году учителя школы приняли участие в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах и тестированиях проектов ''Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика'', «Портала педагога», портала «Солнечный свет», «Инфоурок», Всероссийского педагогического издания «Педология», всероссийского издания «ПЕДРАЗВИТИЕ», Журнал «Педагог», образовательного портала «Знанио», Международный центр образования и педагогики, Центр гражданского образования «Восхождение», и др., получили 249 дипломов победителей и призёров. Победителями и призёрами всероссийских и международных олимпиад стали 9 учителей (100 %)
Председатель МС МБОУ Россошанской ООШ ___ Джаджиева Т. И