Нэлли Саванина
Наставничество и его роль в профессиональном становлении педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Наставничество играет важную роль в профессиональном развитии педагогов, поскольку позволяет опытным специалистам передавать свои знания и умения новым коллегам. Президент Российской Федерации В. В. Путин объявил 2023 год Годом педагога и наставника. Цель этой инициативы заключается в повышении статуса педагогических работников, в том числе тех, кто выполняет наставническую деятельность.
Публикация «Наставничество и его роль в профессиональном становлении педагога» размещена в разделах
Современная образовательная среда требует не только профессиональных теоретических знаний, но и умение применять полученные знания на практике. Поэтому наставничество играет важную роль в развитии у молодых педагогов компетенций необходимых для эффективной профессиональной работы.
В педагогической литературе «наставничество» рассматривается как процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества. Наставничество определяют как одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приёмы под непосредственным руководством педагога-наставника.
Основная цель наставничества в учреждении - это оказание помощи молодому специалисту в профессиональном становлении, формирование уверенности в собственных силах, мотивации на дальнейшее саморазвитие и раскрытие творческого потенциала.
Организация наставничества в дошкольной образовательной организации проходит через несколько этапов:
1 этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать план адаптации. Задачами этапа является выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений в работе.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы: опрос; собеседование; анкетирование; наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.
2 этап - основной (организационный). Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственный план самосовершенствования. Содержание работы на данном этапе: создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов; взаимопомощь; координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей; разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями образовательных программ и задачами реализуемых программ; оказание методической помощи; помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога; рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
3 этап - контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Задачей данного этапа является подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы. Содержание работы на данном этапе: анализ результатов работы молодого педагога с детьми; динамика профессионального роста молодого педагога; рейтинг молодого педагога среди коллег; самоанализ своей деятельности за прошедший год; перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами; подведение итогов, выводы.
В организации наставничества важно соблюдать основные принципы: добровольность; гуманность; соблюдение прав молодого специалиста; соблюдение прав наставника; конфиденциальность; ответственность; искреннее желание помочь в преодолении трудностей; взаимопонимание; способность видеть личность.
Формы наставничества, которые использую в работе, включают в себя как теоретическую, так и практическую индивидуальную работу с наставляемыми молодыми педагогами. Стараюсь видеть их сильные стороны, потребности и взгляды, чтобы помочь разработать план действий, установить цели и достичь их. Также поддерживаю педагогов в процессе выполнения заданий, стимулирую к самокритическому анализу результатов и помогаю улучшать их профессиональные навыки.
Предлагаю подробнее ознакомиться со следующими формами, методами и технологиями работы с молодыми коллегами:
1. Консультации и беседы. При проведении консультаций и бесед, делюсь своими знаниями и умениями, основанными на богатом опыте работы, помогаю молодому специалисту разобраться с непонятными моментами и выбрать правильное направление действий, советую литературу, полезные интернет-сайты.
В практической работе проконсультировала по таким темам, как:«Особенности организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО»; «Структура оформления информационных центров (уголков) для родителей»; «Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте» и другие.
Также важной технологией работы наставника с молодым специалистом является обратная связь. Важно регулярно давать молодому специалисту обратную связь по его работе и оказывать поддержку в трудных ситуациях. Это позволяет не только повысить качество работы молодого специалиста, но и дать ему мотивацию для дальнейшей работы и развития.
2. Взаимопосещение занятий наставника и молодого специалиста – это уникальная возможность обмена опытом и знаниями между опытным наставником и молодым специалистом. Такой подход не только помогает молодому специалисту улучшить свои навыки, но и способствует повышению компетенций наставника, молодые специалисты получают возможность на своем опыте узнать о лучших практиках, используемых опытным наставником, но так же и сами могут поделиться своими знаниями и идеями с наставниками, которые приведут к внедрению новых подходов в работу и улучшению уже существующих процессов.
3. В своей практике наставника, активно применяю технологию проблемно-педагогической ситуации, которая позволяет эффективно работать с молодыми специалистами и решать возникающие проблемы. Применение данной технологии позволяет создавать ситуации, в которых молодые специалисты должны решать различные задачи, сталкиваться с трудностями и принимать решения. Такой подход позволяет формировать не только профессиональные навыки, но и развивать личностные качества участников образовательного процесса.
При использовании технологии проблемно-педагогической ситуации особое внимание уделяется процессу обратной связи между наставником и молодыми специалистами. Это позволяет выявлять ошибки в работе и создавать условия для их корректировки.
Кроме того, использую в своей работе тренинги, семинары - практикумы, регулярные встречи и т. д. Важно понимать, что каждый молодой специалист индивидуален, и нуждается в индивидуальном подходе. Поэтому я, как наставник должна уметь анализировать нужды и потребности молодого специалиста, и предлагать ему варианты обучения и работы, которые будут эффективны и интересны. Чтобы максимально использовать свои возможности как наставника, стараюсь поддерживать общение с молодыми педагогами, побуждаю участвовать в семинарах и конференциях, интернет- конкурсах, где они могут поделиться своими знаниями и умениями, а также поучиться у других опытных коллег.
Ожидаемые результаты наставничества :
Для наставника :
- Систематизируются и структурируются собственные знания и опыт. Одно дело - знать, другое - уметь им поделиться;
- Расширяется набор используемых в своей практике инструментов передачи знаний и опыта;
- Происходит рост самооценки наставника;
Для молодого педагога :
- Молодой педагог быстрее адаптируется в должности;
- Целенаправленно развивает профессиональные навыки, умения и компетенции, раскрывает свой потенциал.
- Получает качественную обратную связь от наставника, стимулирующую к активной деятельности, развитию и саморазвитию;
Для учреждения:
- Сокращает срок адаптации новых сотрудников;
- Способствует стабильному профессиональному росту членов коллектива;
- Создает благоприятную среду для саморазвития сотрудников;
- Способствует развитию навыков коммуникаций;
- Улучшает психологический климат внутри коллектива, сплачивает коллектив;
Таким образом, наставничество имеет большое значение в профессиональном становлении молодого педагога. Оно способствует не только улучшению профессиональных навыков молодых специалистов, но и формированию личностных качеств, необходимых для успешной работы в образовательной сфере. Поэтому так важна организация и развитие системы наставничества среди педагогического сообщества. Важно помнить, что разнообразие форм и методов работы с молодыми сотрудниками - залог успешного развития дошкольного учреждения и ее сотрудников.
Список литературы:
1. Гераськина М. А. Современные формы наставничества в развитии профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования. Мурманск. 2020. С. 11.
2. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. Эволюция в системе наставничества в педагогической практике. Академия, 2018. 284 с.