Ирина Аксенова
Проект по экологическому воспитанию «Наши верные друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил
чем большим количеством элементов действительности
он располагает в своем опыте, тем
значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая деятельность»
Л. С. Выготский
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Наши верные друзья“» размещена в разделах
Данный проект это единая система, которая включает в себя предварительную работу, работу с родителями, с детьми. Запланированные направления деятельности с детьми способствуют формированию гуманных чувств, расширению кругозора, развитию речи, словарного запаса, воспитанию трудолюбия и чувства ответственности перед живым существом.
Проект применяют для экологического развития дошкольников, привития заботы и любви к живому. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.
Актуальность:
Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
В условиях модернизации современной системы образования и осознания возросшей роли инновационной деятельности, мы стремимся к обновлению содержания, достижению нового качества образования на основе внедрения инноваций по приоритетным направлениям деятельности, обозначенным в Программе развития дошкольного учреждения.
Мощным инструментом содействия педагогам в профессиональном росте, воспитанникам в успешном освоении образовательной программы с учетом ФГОС ДО, родителям в осуществлении активного участия в воспитательно-образовательном процессе является инновационный проект экологической направленности «Наши верные друзья» имеющий – социальную значимость конкретных мероприятий, составляющих сущность проекта.
Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Цель проекта : развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности.
Задачи проекта :
1. Развивать творчество, креативность, любознательность участников проекта.
2. Формировать интерес к познавательной деятельности.
3. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных.
4. Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с животными.
5. Воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным.
6. Способствовать установлению партнёрских, сотруднических отношений ДОУ с семьёй каждого воспитанника
В основе работы с детьми по проекту, лежат принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию :
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым способствующего саморазвитию.
2. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
3. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
4. Принцип дифференциации, учета индивидуальности направлен на обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения познавательной деятельности, с учетом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Ожидаемый результат:
Дети:
1) Расширение базы знаний у детей о мире животных (динозаврах, формирования представления о далеком прошлом Земли.
2) Развитие у детей умения подбирать и систематизировать материал для исследования по теме проекта
3) Расширение и активация словаря
40 Развитие у детей любознательности, воображения, мышления, памяти
Родители:
1) Повышение общей и экологической культуры.
2) Приобретение знания по вопросам организации проектной деятельности дошкольников
Продукт проекта :
1. Разработали опрос для детей и родителей на тему «Есть ли у вас домашнее животное»
2. Создание альбома «Мое любимое животное»
3. было проведено развлечение «Наши верные друзья»
4. Изготовление дидактической игры «Угадай-ка», «Собери картинку», «Что лишнее», «Наши помощники», «Отвечай быстро» .
Этапы реализации проекта :
I этап -Подготовительный
1. Подготовка методического обеспечения проекта :
2. Разработка проекта;
3. Подбор научной и методической литературы.
4. Подготовка оборудования и материала.
5. Опрос детей и родителей на тему «Есть ли у вас домашнее животное»
II этап- Основной
1. Реализация основных мероприятий проекта
2. Создание соответствующей развивающей среды
3. Организация мини-лектория, мини-библиотеки по теме проекта в помощь родителям
III Этап - Итоговый
1. Презентация проекта «Наши верные друзья»
2. Совместное развлечение «Верный друг»
3. Опрос детей и родителей на тему «Есть ли у вас домашнее животное»
Реализация содержания проекта.
Данный проект это единая система, которая включает в себя предварительную работу, работу с родителями, с детьми. Запланированные направления деятельности с детьми способствуют формированию гуманных чувств, расширению кругозора, развитию речи, словарного запаса, воспитанию трудолюбия и чувства ответственности перед живым существом. Был реализован с детьми среднего дошкольного возраста в специально-организованной деятельности; совместной деятельностим педагога и ребёнка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; взаимодействии детей и родителей.
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что продуктивная совместная деятельность по созданию альбома «Мое любимое животное», совместное изготовление и опроса "Есть ли у вас домашнее животное?", совместному проведению развлечение «Наши верные друзья» объединяют детей-родителей-педагогов общими интересами, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, расширяют кругозор, способствуют раскрепощению детей.
Знакомство с животным миром, привитием навыков бережного отношения к ним, ко всему живому, помогли раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировали некоторые суждения, развили способность самооценки. Проведённая совместная работа в группе помогла осуществить основные направления работы в образовательной деятельности. Были созданы необходимые условия реализации проекта :
-интерес детей у родителей
-методические разработки.
Достигнутые результаты:
Участие детей в проекте поспособствовало развитию творчества, любознательности, наблюдательности; формированию ответственности, коммуникативных умений.
«Не навреди!» - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был добрым, сердечным, отзывчивым. «Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу». Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними животными, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать другим. Мы, взрослые, благодаря сотрудничеству с родителями и детьми, научили детей правильному общению с животными. Мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями других. Эти бесценные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки личности ребенка. По итогам диагностики детей по воспитанию любви к животным, повысился интерес к животному миру.