Олеся Герасименко
Игра «Наши пернатые друзья»
Наши пернатые друзья
Цель: Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.
Программное содержание: Формировать представление о перелетных птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни. Расширять представления о том, как люди заботятся о перелётных птицах. Закрепить знания о зимующих птицах. Развивать речь детей, мышление, внимание. Обогащать словарный запас у детей: скворечник, перелётная, птенцы, скворчонок, грачонок. Воспитывать интерес к окружающей природе.
Публикация «Игра „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
Предварительная работа: наблюдения за зимующими птицами, рассматривание альбомов и журналов с изображением перелетных птиц.
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц (скворец, ласточка,грач) и их гнезд, аудиозапись с голосами птиц.
Ход НОД
Воспитатель. Здравствуйте ребята. Очень рада видеть вас снова. Вы знаете, дети
сегодня на улице воробушки расчирикались, так звонко, звонко, раскричались. Как вы думаете почему?
(Ответы детей)
Воспитатель. Рады ли воробьи зиме? А весне? Почему?
Дети, зиме они не радуются, потому что зимой им очень трудно прокормиться. А весной радуются, чирикают, купаются в лужах. Послушайте, о чем они поют, когда зима заканчивается.
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
Мы живы!
- Живы мы!
Воспитатель. Ребята, а теперь повторите за мной чистоговорку:
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
(Одеваю на руку куклу-перчатку воробья, который держит картинки с изображением птиц)
Воспитатель. Давайте, дети мы с вами поиграем в игру : «Какая птица лишняя»
Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.
Ход игры: педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.
Воробей. Чик-чирик, чик-чирик! Какой ужас! Скоро будем перелетных птиц встречать, а у нас еще ничего, ничего не готово! Зачем вы меня сюда позвали?
Воспитатель. Здравствуй, Воробьишка! Мы тебя не звали, а просто учились произносить правильно слова.
Воробей. Здравствуйте! А я так торопился к вам ребята! Я вам принес картинки с изображением птиц! Помогите разобраться в этих картинках! Убрать надо тех птиц, кто со мной зимовал здесь, а остальных скоро будем встречать!
Дети. Посмотрите, вот эти птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно только весной. Они совершают перелеты, поэтому их и называют? Как?
Дети. Их называют перелетными. Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются на Родину, чтобы свить гнездо и высидеть своих птенцов. Ребята, а назовите зимующих птиц? Почему их называют зимующими? Объясните нам?
Воспитатель. Дети, как вы думаете, почему весной птицы возвращаются к нам, в наши края?
(Ответы детей)
Воспитатель. Давайте рассмотрим ласточку, грача, скворца.
(Включается аудиозапись с голосами птиц)
Воспитатель. Вы узнали голоса птиц? Чьи это голоса?
Дети рассказывают.
Воспитатель. Грач (из семейства вороновых) – стройная черная птица. Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.
Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. Для весеннее - осенних перелётов грачи собираются в огромные стаи. У него есть хвост, крылья и клюв, сильные крылья; лапки и клюв у грачей светлые).
Воспитатель. Скворец - следующая птица, которая к нам прилетает весной.
Воробей. Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут.
Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур. Можно даже услышать слова человеческой речи. Целый день скворцы соревнуются в красноречии, стараясь любой ценой перекричать соседей.
В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках.
Воспитатель. Ласточка — небольшая красивая перелетная птица, стремительная в полете, с длинными остроконечными крыльями. В народе ее ласково зовут «касаточка».
Быстрокрылые ласточки прилетают с наступлением теплых весенних деньков и сразу же принимаются за строительство гнезд. Для постройки своего домика ласточке нужна влажная глина, шерстинки животных, перышки других птиц, соломинки и травинки.
Воробей. Ребята, посмотрите, как она выглядит – у нее белая грудка и очень необычный хвост – разделенный на две части.
Проводится физкультминутка «Перелетные птицы «
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели. И на место сели (улетают», садятся)
Воспитатель. А сейчас ребята я попрошу вас отгадать загадки.
1-я.
По всей Европе обитает,
На зиму в Африку летает.
С ним весело и не до скуки
— Легко заучивает звуки.
И, суть мелодии схватив,
Он повторит любой мотив.
Живёт под крышею певец
Красавец, умничка — …
Дети. Скворец.
2-я.
По весенней чёрной пашне
кто-то ходит, строг и важен.
Прыгнет, крыльями помашет -
крылья чёрные, как сажа.
Не отмыть её, хоть плачь!
Этой птице имя …
Мы по птичьему полёту
Можем предсказать погоду:
Вот к дождю — летает низом
В дом – корзинку под карнизом.
В клювике несё т водицу:
Строить домик пригодится.
Грязь приклеит палочки
В гнёздышке для …
Дети. Ласточки
Проводится дидактическая игра : «Кого выводят птицы?» или «У кого кто?»
Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц в Р. п. мн. числа
Журавли – журавлят
Грачи – грачат
Скворцы - скворчат…
Гуси -…гусят
Утки -…утят
Грачи -…грачат
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего птицам гнезда?
Дети. Чтобы в гнездах спать, выводить птенцов.
Воспитатель. Молодцы, правильно. Дети, назовите перелетных птиц?
(Ответы детей)
Воробей. Молодцы, ребята. А за то, что вы хорошо работали, я хочу подарить вам раскраски с изображением перелетных птиц.