Лина Цапок
Занятие для воспитанников подготовительной группы «Наши меньшие друзья. Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
«Занятие на тему:
НАШИ МЕНЬШИЕ ДРУЗЬЯ.
для воспитанников подготовительной группы
(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»
Выполнила:
воспитатель МБДОУ № 15 «Солнышко»
МО, г. Королёв
Цапок Лина Александровна
Цель: расширять представления детей о мире природы как творении Божьем.
Задачи:
- уточнить и расширить представления детей о птицах как творениях Божиих;
- формировать у детей представление о том, что птицы – наши меньшие друзья;
- учить детей проводить наблюдения в природе;
Публикация «Занятие для воспитанников подготовительной группы „Наши меньшие друзья, Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- уточнить и расширить представления детей о жизни зимующих птиц, о том, как тяжело птицам зимой и чем мы можем им помочь;
- воспитывать милосердие, сострадание, доброе отношение к живым существам, желание помогать нашим меньшим друзьям;
- развивать связную речь;
- пополнять словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры;
- формировать у детей умение соотносить базовые понятия духовно-нравственной культуры с их отражением в повседневной жизни;
- развивать эстетическое восприятие, наблюдательность внимание, мышление.
Использованные материалы:
- картинки «зимующие птицы»;
- заготовки кружочки из цветной бумаги, листы бумаги Ф А-5 голубого цвета, клей;
- аудиозапись голосов птиц;
- CD- диск. Добрый мир. Православная культура для малышей. Музыкальные материалы.
16. Ворона Сл. А. Блок. Муз. В. Казбанов.
17. Воробейчик. Сл. М. Пожарова. Муз. В. Казбанов.
Список использованной литературы:
1. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. с. 62, 71, 72, 77.
2. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. с. 59, 60, 66, 77.
3. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – с. 73-74, 127-128.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами на прогулке;
- размещение кормушек на детской игровой площадке;
- беседы с детьми о зимующих птицах в ходе наблюдений на прогулке; рассматривание иллюстраций «зимующие птицы»;
- прослушивание песен о птицах, и обсуждение впечатлений и представлений детей от прослушанных песен;
- разучивание игр «Галки-вороны», «В дятла», «В сову».
Ключевые слова: творение, друг, милосердие, сострадание, забота, добро, помощь, добродетель, любовь.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент:
Дети располагаются на стульчиках в кругу на ковре.
1. Вводная беседа
Далее по тексту в круглых скобках приведены ответы детей.
Воспитатель. Ребята, устраивайтесь поудобней, я предлагаю вам сегодня совершить новое путешествие в удивительный мир природы, и для начала отгадайте несколько загадок. Послушайте, пожалуйста.
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
Воспитатель. Кто это, дети? (Это дятел.) Правильно, ребята, молодцы, послушайте-ка, следующую загадку.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Воспитатель. А эта загадка о ком? (Эта загадка про снегиря.) Верно, а вот еще послушайте.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Воспитатель. Как называют эту птичку, ребята? (Это птичка-синичка.) Молодцы, и эту загадку отгадали. А Следующая загадка о ком?
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует. (Эта загадка про воробья).
Воспитатель. И это верно, хорошо, а вот эту отгадаете?
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её. (Сорока).
Воспитатель. Как хорошо, вы отгадываете загадки! И последняя.
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением (Ворона.)
Воспитатель. Все правильно, ребята, конечно же вам знакомы все эти птицы. А вспомните ли вы, ребята, в какой день творения Бог создал птиц? (Это был пятый день творения.) Верно, а кого еще сотворил Бог в этот пятый день? (В пятый день Бог ещё создал рыб и насекомых.) Именно так, давайте вспомним стихотворение, с которым мы познакомились в прошлом году, когда совершали прогулки по дням творения.
2. Чтение стихотворения «День пятый» (Хрестоматия №1, с. 62)
Было тихо над землёй,
Лишь волной шумел прибой.
Сотворил Господь в день пятый
Рыб и птиц для нас с тобой.
В океане голубом
Кит, дельфин, карась и сом
Обрели с тех пор свой дом.
Птицы радуются в небе,
Занимается заря.
Они песней славят Бога,
За любовь благодаря.
Воспитатель. Итак, ребята, давайте припомним, кого из творений Бог поселил в морях, океанах и реках? (В морях и речках Бог поселил рыб.) А кого поселил на земле? (На земле он поселил птиц и насекомых.) Кто из тех, кого Бог сотворил в пятый день может летать в небе? (Птицы и насекомые.) Могут ли птицы жить в воде? (Птицы умеют нырять и плавать.) Хорошо, ребята, вы все верно запомнили, молодцы.
А скажите мне, чем особенны птицы, о которых я вам загадала загадки, что их объединяет? (Это зимующие птицы.) Да, именно так, все названные птицы, зимующие. Послушайте, пожалуйста, стихотворение про воробья.
3. Чтение стихотворения «Воробей» (Хрестоматия №3, с. 59)
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Воспитатель. Итак, ребята, о ком это стихотворение? (Это стихотворение о воробье.) Каким описан воробей в этом стихотворении? (Маленький, замёрзший, голодный, чуть живой.) Почему воробей «чуть живой»? (Потому что зимой холодно и нечего кушать.) Ребята, что такое голод и холод для птицы, чем это грозит? (Птичка может погибнуть.) Скажите мне, ребята, должен ли человек помогать только людям или и животным, и птицам тоже стоит помочь? (Нужно помогать всем живым. Они слабее нас.) Верно, ребята, мы должны быть милосердными к птицам, помогать им, ведь они, как и мы живые, птицы – это творения Бога. Бог любит всех. И человек должен
проявлять такую же любовь и заботу к окружающему миру. Как мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям птицам? (Будем подсыпать корм в кормушки.)
4. Рассматривание иллюстраций (Хрестоматия № 3, с. 60, 66.)
Дети стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию. (Хрестоматия, с. 60.) Расскажите мне, пожалуйста, что изображено на рисунке? (На улице зима. Все вокруг покрыто снегом. На дереве кормушка для птиц. В ней насыпан корм. Возле кормушки синица и снегирь. птицы прилетели поклевать зернышки или хлебные крошки.) Хорошо, ребята, вы все точно описали.
А вот на этой иллюстрации целая стайка птичек собралась у кормушки. (Хрестоматия № 3, с. 66.) Птички клюют зёрнышки и, наверное, весело щебечут. Скажите, пожалуйста, ребята, какие качества проявляет человек, который помогает нашим меньшим друзьям? (Милосердие, сострадание, заботу, доброту.) Все так, вы все верно говорите. А какой добродетелью обладает человек, который проявляет все эти качества? (Любовь.) Да, ребята, человек, любящий все живое, весь мир сотворенный Богом, обязательно поможет тем, кто нуждается в помощи.
5. Рассказ воспитателя
Воспитатель. Птицы – Божьи творения. Они – наши меньшие друзья. Вы помните, что Бог дал человеку завет «заботиться о созданном Богом красивом мире и всех живых творениях». И мы с вами, с радостью помогаем птицам пережить зиму. Как вы уже сказали зимой корма для птиц мало, и, если им не помочь, они могут погибнуть.
Вы, наверняка помните, чем мы можем подкармливать птиц. Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. А кормить птиц лучше в их птичьей «столовой» - кормушке, повешенной, например, на ветку дерева. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы сами будут прилетать к этому времени, птиц нужно подкармливать регулярно, ежедневно, а не время от времени, особенно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.
6. Игра «В сову» (Хрестоматия № 1, с. 77.) Предварительно дети переносят стульчики с коврика к столам. Игра проводится на коврике.
Воспитатель. Ребята, мы с вами, недавно на прогулке, разучили игру «В сову», я предлагаю вам сейчас поиграть, немного размяться.
Считалкой выбирают «сову».
Считалка про птиц.
Начинается считалка,
На берегу сидела галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Остальные ребята – «мыши». «Сова выкрикивает: «Утро!» – и тут же «мыши» начинают бегать, скакать, делать различные движения. «Сова кричит: «День!» – «мыши» продолжают двигаться. Затем «сова» кричит: «Вечер!» – тогда «мыши» начинают ходить вокруг неё и петь:
Ах, ты, совушка-сова,
Золотая голова,
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
«Сова» говорит: «Ночь!» При этом «мыши» замирают. «Сова» подходит к каждому из играющих и различными движениями, и весёлыми гримасами пытается рассмешить. Тот, кто засмеётся или сделает какое-то движение, из игры выбывает.
7. Творческая мастерская
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами переберёмся в нашу творческую мастерскую, приглашаю вас присесть за столы.
Ребята присаживаются за столы, на которых все приготовлено для аппликации, звучит аудиозапись птичьих голосов.
Воспитатель. Я предлагаю вам сегодня создать новые произведения для пополнения нашей выставки творческих работ. И поскольку, наше занятие было посвящено птицам – этим прекрасным творениям Божиим, то давайте попробуем изобразить птиц.
А работы мы с вами выполним в технике оригами из бумажных кружочков с элементами аппликации. Мы уже не раз выполняли работы в этой технике, и сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько вариантов создания образа птицы из бумажных кружков разного цвета, сложенных тем или иным способом. Вы помните, что, если сгибая, бумажный круг в определённых местах, можно получить фигуры, похожие на треугольник, прямоугольник, сложив круг пополам, соответственно получим полукруг и т. д. И из этих фигур можно создавать образы практически всего, что мы видим в окружающем нас мире.
Ребята, рассматривают предложенные образцы работ (снегирь, синица, воробей, сова, дятел, делают выбор, какую именно работу они хотят выполнить. Подбирают, заготовки подходящего цвета, и принимаются за работу. По мере необходимости, воспитатель помогает детям, если у тех возникают затруднения, подбадривает неуверенных. По окончании продуктивной деятельности, ребята представляют свои работы к общему вниманию и немного рассказывают о них.
Воспитатель. Ребята, кто хочет рассказать о своей работе, пожалуйста, покажите нам свою картинку и расскажите о ней.
8. Рассказы детей.
Ваня С. Я решил сделать воробья. Мне нравятся воробьи, потому что они храбрые. Они не боятся клевать крошки и зёрнышки даже там, где есть большие птицы, голуби или вороны, которые могут их обидеть.
Соня Х. Мне нравятся синички, поэтому я и сделала синичку. Они очень красивые. Их часто можно видеть стайками. Синички перелетают с дерева на дерево и ищут, например, ягоды рябины.
Муслима К. Я видела в зоопарке сову. Она мне очень понравилась. Папа говорил, что это умная птица. Она может ловить мышей и даже зайцев.
Майя Б. А мне нравятся снегири. Очень жаль, что их редко можно у видеть. Наверное, они прячутся от людей. У снегиря красивая красная грудка. Его сразу можно заметить издалека.
Артём Л. А я сделал дятла. Он лечит деревья. Ну, он долбит кору деревьев, и клюёт вредных жучков, которые портят деревья.
Воспитатель. Спасибо, ребята, вы выполнили красивые работы, и интересно рассказали нам о птицах. Давайте разместим ваши работы на выставке.
Воспитатель помогает детям закрепить работы в, специально выделенном, месте для творческих работ.
9. Подведение итога
После организации выставки, воспитатель приглашает детей на коврик для подведения итогов.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на занятии? (О пятом дне творения. О птицах. О зимующих птицах. О том, что птиц надо подкармливать.) Верно, ребята, а почему мы должны помогать птицам зимой?
(Птицы – творения Божии. Они слабые. Они наши меньшие друзья. Человеку было велено оберегать их.) Какими качествами должен обладать человек? (Милосердие, сострадание, желание помочь.) Молодцы, ребята, наше путешествие продолжится на прогулке.