наталья вальковская
Проект «Наши дружные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Каждый дошкольник – маленький исследователь, открыватель. С радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию.
Но, что-то может пойти в развитии не так. И может наблюдатся задержка в развитии речи. Считается, что главное, от чего зависит речь - это степень речевого общения детей с окружающим миром и людьми. Но наблюдения показали, что уровень развития речи в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В этом случае придут на помощь мамам и педагогам ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, и как мы знаем, что….
Публикация «Проект „Наши дружные пальчики“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Игра - один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторик и речи ребёнка.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится выразительной.
Игры с пальчиками один из вариантов радостного общения с близкими людьми
ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ
Создание условий для развития у детей речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений. Учить сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Улучшить союз родителей и ребенка, их тесное общение, через совместные пальчиковые игры.
Ожидаемый результат педагога:
• Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
• Формирование речевых навыков у детей;
• Интеллектуальное развитие детей;
• Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный:
• Проведение анкетирования родителей (август месяц)
• После анализа анкетирования, было выявлено, что родители хотят заниматься совместно с детьми, развивать мелкую моторику, через пальчиковые игры, улучшая речевую деятельность детей.
• Изучение литературы по пальчиковой гимнастике (игре)
• Изучение литературы по логопедическим играм, артикуляционной гимнастики
• Разработать тематический план занятий.
Основной (практический) :
• Активная работа по обучению детей в группе, а так же совместно с родителями пальчиковой гимнастике (играм) сентябрь 2019г. -май 2020 г.
Заключительный:
• Подведение итогов, анкетирование
• Создание презентации, представление на педагогическом совете в 2020г.
• Обобщение опыта работы.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА:
Реализация опыта будет осуществляться во 2 младшей группе "Лесовичок" в рамках работы клуба «Наши дружные пальчики»
Занятие будут проводиться 2 раз в месяц, во второй половине дня с детьми и родителями 2-ой младшей группы. А так же в первой половине дня с детьми, для закрепления изученной пальчиковой игры.
• Продолжительность занятий составляет 20-30 минут
• Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей.
• В организации досуговой деятельности будут использоваться приемы: постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживания основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж.
• Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания используются стихотворные формы, подвижные пальчиковые игры, могут быть использованы персонажи (игрушки или куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа)
ЭТАПЫ РАЗУЧИВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ :
На первоначальном этапе разучивания, мы отдаем предпочтения массажу (под спокойную музыку)
• Разминания пальчиков друг другу.
• Поглаживание ладонью ладонь /прямолинейные, зигзагообразными, кругообразными, продольными/
• Растирание в отличии от поглаживания отличается тем, что на руку производится определенное давление и рука не скользит по ней, а сдвигает кожу. Образуя впереди складку из кожи, растирание выполняется подушечками пальцев.
• Вибрация – похлопывания, рубление, поколачивания кулочками, встряхиванияи и мелкие потряхивания. Слабая вибрация повышает мышечный тонус рук, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
• Кроме перечисленного большое внимание уделяем массажу самих пальцев рук. Используем все приемы и пощипывания подушечек.
Пальчиковая гимнастика
• Педагог сначала показывает игру малышу сам.
• Взрослый показывает игру, пальчиками ребенка.
• Взрослый вместе с ребенком выполняют движения одновременно. Взрослый проговаривает текст.
• Ребенок сам выполняет движения и проговаривает, взрослый подсказывает и помогает.
• Все вместе проговаривают и показывают движения.
МЕСЯЦА Название Движения
Сентябрь «Семья»
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик – я!
Это вся моя семья!
Начинаем с большого пальчика, поочередно перебирая пальчики, загибаем в кулак.
После мизинца на последнюю фразу разжимаем кулачок и показываем 5 пальчиков.
«Вышла мышка, как-то раз…»
Вышла мышка, как-то раз
Посмотреть, который час,
Вдруг часы сказали: «Бом»
Мышь скатилась кувырком
Пальчики средний и указательный в виде ножек сделаны, шагают от плеч до коленок.
На слова «посмотреть» прикладываем правую руку ко лбу и смотрим в даль.
На слово «Бом» хлопаем в ладоши над головой.
И кувырком перекручивая руки скатываемся по ногам вниз.
Октябрь «Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице,
Повстречал ежонка ёж,
Здравствуй, братец, как живешь!
Большим пальчиком соединяемся со всеми пальчиками поочередно. На 2 руках одновременно.
Затем собираем пальчики вместе в щепотку, представляя ежика, и они между собой здороваются. Кивая друг другу.
«Белка на тележке»
Сидит белка на тележке
Продают она орешки
Лисичке-сестричке, воробью,
Синичке, мишке -толстопятому,
И заиньке усатому!
Стукаем кулачок о кулачок поочерёдно меняя.
На перечисление животных, загибаем пальчики начиная с большого, на последнюю строчку, показываем ушки зайчики, шевелим ими.
Ноябрь "Компот"
Будем мы варить компот,
фруктов много нужно вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.
Стукаем кулачками на первую строчку.
На вторую загибаем пальчики на правой руке. Затем разводим в стороны.
Правая ладошка в виде доски разделочной. Левой крошим по ладошке.
Рубим.
На слова сок -сжимаем кулачки. Давим сок.
Закидываем сливы и и щепочкой сыпем песок.
Правая рука в кулачке - мешаем компот.
Разводим ручки, для угощения!
«Кошка»
- Как у нашей кошки
- Беленькие ножки,
- Мяконькие лапки,
- Ноготки - царапки.
- Поцарапаем немножко
- Не ребята мы, а кошки
Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.
Гладим ручки.
Расставляем пальчики широко -показываем коготки.
Царапаем ручки играючи. И опять показываем коготки.
Декабрь
«Ёлочка»
Перед нами елочка
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
Пальцы рук переплетены, расставлены в стороны.
Показать шишечки -кулачками.
Иголочки расставить пальчики.
Сложить в шарик кулачки.
Показать ушки-указательный и средний.
Свечка-рука прямая.
Звезды-ладошки к друг другу -пальчики расставлены. Человечки-руки на пояс.
Январь «Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран
Настоящий великан.
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать!
Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.
Показываем названия.
Руки по бокам крутим паровоз, лошадка впереди прямые.
Руки в стороны.
Руки над головой друг с другом прямые.
Руки перед собой-крутим.
Самосвал -руки вверх. Кран -левая перед собой, правой поднимаем груз.
Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.
Курочка»
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала
И пила она водицу
Прямо из корытца.
Левая ладошка вверх. Пальцы правой руки сложены в ножки указательный и средний, бегут по дорожке. Щиплют травку тремя пальчиками. И все пальчики складываются в клювик и пьют водицу. Затем ручки меняются
Февраль «Дом и ворота»
На поляне дом стоит,
Ну, а к дому путь закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.
Делаем крышу.
Руки повернуты ладонями к груди.
Ладони отворачиваются.
Крыша домика.
«Замок»
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
- Покрутили,
- Потянули
- И открыли!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок» :
Постучали-На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.
Покрутили-Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
Открыли-Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Март «Сова»
Ах, ты совушка-сова
Ты большая голова
Ты на дереве сидела
Головою все вертела
В траву свалилась
В яму покатилась Складываем руки шариком.
Растопырить пальцы, показать дерево.
Складываем руки шариком и вертим.
Уронить руки на колени и скатиться вниз к ногам.
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).
Действия аналогичны первоначальным.
"Паучки" ползают по голове.
Апрель Маленький мизинчик
плачет, плачет, плачет (пальцы в кулачке, демонстрируем мизинчик)
Безымянный не поймет: (показываем по очереди все названные пальчики)
"Что все это значит?"
Средний палец очень важный
не желает слушать
Указательный спросил:
"Может хочешь кушать?"
А большой бежит, бежит,
Тащит риса ложку,
Говорит: "не надо плакать
На, поешь немножко". ("кормит" мизинчик, соединяем мизинчик и большой)
«Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Машут ладошками.
Машут сильнее.
Мотылек складываем руку на руку, делая крылья.
Жука -расставив пальчики шевелим ими.
Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.
Машут ладошками.
Роняют ладони на стол.
Май «Червячки»
Раз, два, три,четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает
Головой она кивает
Каркает:"Вот и обед!"
Глядь -
а червячков уж нет Ладони лежат на коленях лежат на коленях. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).
Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
разводим руками.
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.
«Рыбки».
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Лежало большое бревно на песке,
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!»
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко. "
А третья сказала: "Мне хочется спать!»
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
Плывите отсюда, чтоб не проглотил! Ладони сомкнуты, чуть округлены
Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Быстро качаем ладонями (дрожь).
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот). Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).