Татьяна Викторовна Колмакова
«Наша дружная семья». Проект по взаимодействию с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения. Принятие нового Закона Российской Федерации «Об образовании», введение Федерального образовательного стандарта диктуют необходимость использования новых методов в работе дошкольных учреждений. Дошкольное образование рассматривается как первая ступень общего образования, как фундамент для развития личности ребенка.
Публикация «„Наша дружная семья“, Проект по взаимодействию с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Целью преобразований дошкольного образования является создание условий для развития многообразных дошкольных образовательных организаций, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей по обучению и воспитанию детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГОС ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка дошкольника. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В свою очередь, роль родителей детей дошкольного возраста определяется и в Законе РФ «Об образовании» : «Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности в младенческом возрасте».
Из всего вышеизложенного следует, что тесное взаимодействие детского сада и семьи в условиях изменяющейся системы дошкольного образования не просто необходимо, но и продиктовано многими нормативными документами.
Но до сих пор отношение к детскому саду у многих родителей чисто потребительское, основанное на рыночных отношениях: заплатил – получил услугу в полном объеме. Именно поэтому педагогами с семьями воспитанников должна проводиться постоянная работа по привлечению родителей к взаимодействию и вовлечению их в образовательный процесс.
К сожалению, личный опыт показывает, что занятость родителей в социальной сфере жизни и активная трудовая деятельность, правовая безграмотность родителей, а часто и педагогов ДОУ является серьезным препятствием для налаживания доверительных отношений, без которых невозможно тесное плодотворное сотрудничество.
Исходя из актуальности данной проблемы в наше время, можно сформулировать цель нашего проекта :
Создание условий для привлечения родителей к активному участию в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.
В связи с этим вытекают следующие задачи:
1. Создать в группе психологически комфортные условия для эмоционального взаимодействия педагогов, родителей и детей.
2. Выявить и реализовать потребности родителей воспитанников в педагогических знаниях.
3. Установить тесное сотрудничество между педагогами и родителями воспитанников в вопросах воспитания и развития детей через подготовку, организацию и проведение творческих мероприятий для всех участников проекта.
4. Активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с педагогами ДОУ и детьми, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Тип проекта :
долгосрочный;
практико-ориентированный;
творческий;
коллективный.
Участники проекта :
воспитатели и младший воспитатель группы;
администрация МАДОУ;
специалисты МАДОУ;
родители воспитанников группы;
воспитанники группы;
общественные организации.
Принципы взаимодействия педагогов с родителями:
умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям;
способность оказать психологическую помощь;
способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;
положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме;
проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями;
недопустимость сравнения одного ребенка с другим. При рассмотрении конфликтной ситуации – разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей.
Основные формы работы с родителями:
анкетирование;
родительское собрание;
своевременное информирование о ходе воспитательно-образовательного процесса;
индивидуальные беседы и консультации;
тестирование и опросы;
информационные листы, памятки, буклеты, рекомендации;
совместные творческие мероприятия;
участие в конкурсах различного масштаба;
мастер-классы, практикумы;
просмотр образовательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями, педагогами.
повышение уровня педагогической компетентности родителей;
развитие творческих способностей детей и родителей в совместной конкурсной деятельности;
увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий;
создание системы комплексной работы с родителями.
Продукты проекта :
анкеты, тесты, опросники;
папка с памятками, буклетами, рекомендациями;
фотоматериалы с совместных мероприятий;
страничка группы на сайте МАДОУ;
видеофильм «Наша дружная семья»;
Риски:
повышенный уровень тревожности, связанный с отсутствием теоретических знаний и практического опыта в воспитании детей дошкольного возраста;
отсутствие коммуникативных навыков у родителей;
трудность привлечения родителей воспитанников к участию в совместных мероприятиях;
участие одних и тех же семей в жизни группы.
Устранение рисков:
снижение уровня тревожности через психолого-педогогическое просвещение родителей по вопросам социально-личностного развития детей и применение полученных знаний на практике;
развитие коммуникативных навыков родителей через совместную деятельность всех участников проекта;
стимуляция и поощрение семей – участников совместных мероприятий грамотами и благодарственными письмами;
привлечение семей всех воспитанников к участию в жизни группы через индивидуальные поручения.
Этапы проведения проекта :
Подготовительный – 1, 2 недели сентября.
изучение научной и методической литературы по теме проекта;
анкетирование родителей;
календарно-тематическое планирование в рамках проекта;
Основной – 3 неделя сентября – 2 неделя мая.
разработка конспектов и сценариев мероприятий и их проведение;
регулярное обновление информационного уголка для родителей;
реализация планов взаимодействия участников проекта.
Заключительный – 3, 4 недели мая.
фотовыставка;
анализ проделанной работы;
презентация видеофильма «Наша дружная семья»;
награждение семей – активных участников проекта.
Заключение
Для того, чтобы отладить эту систему взаимодействия, детский сад должен быть открытым для семьи, действия педагогов абсолютно прозрачны и доброжелательны. Воспитатели должны в непосредственном общении с родителями постоянно, но ненавязчиво подчеркивать непреложную значимость семьи в воспитании ребенка, делать акцент на то, что именно родители – главные воспитатели своих детей, а детский сад выступает в роли помощника, куда можно при необходимости обратиться за любым советом.
И только тогда, когда родители сами осознают, насколько важным для ребенка является семья и без сомнений примут помощь детского сада в воспитании своих детей, когда они будут уверенны в заинтересованности каждого педагога ДОУ в сотрудничестве – только тогда можно говорить о том, что семья и детский сад находятся в едином образовательном пространстве.
Список литературы
1. Зверева, О. Л. Родительские собрания в ДОУ [Текст] : метод. пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова - М. : АЙРИС-пресс, 2008. - 128 с.
2. Чиркова, С. В. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа [Текст] : учебно-метод. пособие / С. В. Чиркова – М. : ВАКО, 2011. - 256 с.
3. Чиркова, С. В. Родительские собрания в детском саду: Подготовительная группа [Текст] : учебно-метод. пособие / С. В. Чиркова – М. : ВАКО, 2010. - 336 с.
Приложение
Примерное перспективно-тематическое планирование
по взаимодействию с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста
Месяц Неделя Тема Содержание работы с родителями
Сентябрь 1 Обследование речи детей. Анкетирование родителей. Уточнение сведений о семьях воспитанников.
Опрос «Ваши вопросы для проведения родительского собрания».
Консультация «Знакомимся с ФГОС дошкольного образования» (приемная группы).
Фотоотчет о проведении развлечения «День знаний» (сайт группы).
2 Буклет «Возрастные особенности детей 5-6 лет» (индивидуально).
Организационное родительское собрание «И снова здравствуйте!»
Памятка «Наши правила и законы» (индивидуально).
3 Детский сад. Игрушки. Опрос «Чего Вы ждете от детского сада?» (индивидуально).
Консультация «Игрушки – полезные и не очень» (приемная группы)
Буклет «Словесные игры на каждый день»
Выставка семейного творчества «Моя любимая игрушка» (приемная группы)
4 Осень. Буклет «Как одевать ребенка осенью»
Домашнее задание «Сбор осенних листьев для создания коллекции»
Октябрь
1 Огород. Овощи. Консультация «Чем полезны овощи для детей» (приемная группы).
Начало оформления выставки семейного творчества из природного материала «Осень в моём огороде».
Буклет «Как правильно заучивать наизусть стихотворение» (индивидуально).
2 Сад. Фрукты. Консультация: «Какие фрукты полезны для детей» (приемная группы).
Выставка рисунков «Наша семья в саду».
Подведение итогов выставки семейного творчества из природного материала «Осень в моём огороде» (сайт группы).
3 Лес. Грибы. Ягоды. Совместная подготовка к проведению театрализованного представления «Осенины».
Консультация «Эти грибы несъедобны!» (приемная группы).
Буклет «Я хочу!» (индивидуально).
4 Откуда хлеб пришел?» Буклет «Научите ребенка беречь хлеб!» (индивидуально).
Консультация «Агрессивность у ребенка старшего возраста» (приемная группы).
Театрализованное представление «Осенины» (музыкальный зал).
5 Перелетные птицы. Фотоотчет о театрализованном представлении «Осенины» (сайт группы).
Открытое занятие для родителей «Такие разные птицы»(музыкальный зал).
Буклет «Игры для развития мелкой моторики» (индивидуально).
Домашнее задание. Доклад на тему: «Улетают птицы в дальние края»
Ноябрь 1 Человек. Части тела. Памятка «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное и речевое развитие ребенка» (приемная группы).
Буклет «Упражнения для глаз. Дыхательная гимнастика. Закаливание и профилактика плоскостопия. Миогимнастика» (индивидуально).
Экскурсия в театр кукол (с сопровождением родителей)
2 Одежда. Памятка «Одежда для детского сада и прогулок» (приемная группы).
Тест: «Какой Вы родитель?» (индивидуально).
Пополнение уголка ряженья.
3 Обувь. Головные уборы. Памятка «Основы нравственных отношений в семье» (приемная группы).
Совместная подготовка к празднованью Дня Матери (индивидуально).
4 Наш дом. Строительство Консультация «Учимся любить ребенка» (приемная группы).
Аппликация «Наш дом – наша крепость».
Праздник «День Матери» (группа).
Декабрь 1 Зима. Зимние забавы. Конкурс для родителей «Лучшая снежинка из бумаги».
Консультация «Небезопасные зимние забавы» (приемная группы).
Буклет «Профилактика простудных заболеваний в зимний период» (индивидуально).
2 Мебель. Консультация «Как правильно подобрать мебель для ребенка» (приемная группы).
Буклет «Правильная осанка – залог здоровья» (индивидуально,
Консультация по костюмам для новогоднего утренника «Новогодний карнавал».
3 Семья. Тест «Я и мой ребенок» (индивидуально).
Буклет «Влияние родительских установок на развитие детей» (индивидуально).
Консультация «Как уберечь малыша от плохих слов» (приемная группы).
Выставка работ «Моё генеалогическое древо» (приёмная группы)
4 Новый год. Анкетирование «Ване мнение о нашей работе» (индивидуально).
Папка-передвижка «Расскажите ребенку о праздновании Нового года в разных странах» (приёмная группы).
Выставка семейного творчества «Новогодние фантазии» (приемная группы).
Новогоднее театрализованное представление «Новогодний карнавал» (музыкальный зал).
Январь 3 Зимующие птицы. Родительское собрание «В кругу семьи» (группа).
Домашнее задание. Доклад на тему: «Зимующие птицы нашего края».
Памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника» (приемная группы).
4 Дикие животные наших лесов и их детеныши. Консультация «Правила поведения на природе» (приемная группы).
Экскурсия на Томскую писаницу (индивидуально с родителями).
5 Домашние животные и птицы и их детеныши. Фотоотчет об экскурсии на Томскую писаницу (сайт группы).
Анкетирование «Ваш ребенок и телевидение» (индивидуально).
Февраль 1 Транспорт. Консультация «Транспорт и его правила» (приемная группы).
Выставка поделок «Дорожный знак на новогоднюю ёлку» (приёмная группы).
Организация велопробега. (МБОУ СОШ № 98)
2 Комнатные растения Фотоотчет о велопробеге (сайт группы).
Пополнение центра природы комнатными цветами (группа, совместно с родителями).
Консультация «Польза комнатных растений для развития Вашего ребенка» (приемная группы).
3 Наша армия. Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» (приемная группы).
Тест «Какой Вы папа?» (индивидуально).
Спортивное развлечение «Веселые старты» (спортивный зал, совместно с родителями).
4 Профессии. Инструменты. Фотоотчет о спортивном развлечении «Веселые старты» (сайт группы).
Презентация детей о профессиях родителей (с подготовкой рассказов дома).
Памятка «Все работы хороши» (приемная группы).
Консультация «Домашние обязанности Вашего ребенка» (приемная группы).
Март 1 Мамин праздник. Изготовление плаката «Мамочка!» (приемная группы).
Консультация «Воспитание может быть разным» (приемная группы).
Конкурсно-развлекательная программа «А ну-ка, мамы!» (группа).
Театрализованное представление «Цирк собирает друзей»(музыкальный зал).
Выставка работ «Мамины умелые руки»(приёмная группа)
2 Посуда. Фотоотчет о конкурсно-развлекательной программе «А ну-ка, мамы! и театрализованном представлении «Цирк собирает друзей»» (сайт группы).
Выставка семейного творчества «Такая разная посуда» (приемная группы).
Консультация «Безопасность ребенка дома» (приемная группы).
3 Наша пища. Продукты питания. Фотоотчет о выставке семейного творчества «Такая разная посуда» (сайт группы).
Консультация «Здоровое питание детей» (приемная группы).
Оформление и презентация альбома «Наш любимый семейный рецепт» (приемная группы).
4 Рыбы. Выставка семейного творчества «Подводный мир» (приемная группы).
Памятка «Безопасность на воде» (приемная группы).
Буклет «Инфекции, переносимые рыбами» (индивидуально).
5 День рождения весны. Фотоотчет о выставке семейного творчества «Подводный мир» (сайт группы).
Консультация «Весеннее поведение детей-дошкольников» (приемная группы).
Развлечение «День Смеха» (музыкальный зал, совместно с родителями).
Апрель 1 Труд людей весной в городе и на селе. Фотоотчет о развлечении «День Смеха» (сайт группы).
Памятка «Расскажите ребенку о весенних заботах» (приемная группы).
Буклет «Игры на развитие общей моторики» (индивидуально).
Открытое практическое мероприятие «Мы – огородники!» (совместно с родителями).
2 Космос. Фотоотчет об открытом практическом мероприятии «Мы – огородники!» (сайт группы).
Анкетирование «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному» (индивидуально).
Выставка семейного творчества «Путешествие в космос» (приемная группы).
3 Наша страна. Мой родной край. Фотоотчет о выставке семейного творчества «Бескрайний космос» (сайт группы).
Консультация «Как вырастить патриота» (приемная группы).
Панорамная экскурсия по Кемерово (с сопровождением родителей).
4 Насекомые. Фотоотчет о панорамной экскурсии по Кемерово (сайт группы).
Памятка «Укусы ядовитых насекомых» (приемная группы).
Консультация «Беречь природу нужно вместе!» (приемная группы).
Май 1 День Победы. Консультация «Как рассказать ребенку о ВОВ» (приемная группы).
Вознесение цветов к Вечному Огню (с сопровождением родителей).
2 Цветы. Памятка «Живет на свете красота» (приемная группы).
Родительское собрание «Подведение итогов. Подготовка к новому году» (группа).
Анкетирование «Ваши впечатления за прошедший учебный год» (индивидуально).
3 Здравствуй, лето! Выставка семейного творчества «Здравствуй, лето!» (приемная группы).
Развлечение «Здравствуй, лето!» (совместно с родителями).
4 Фотоотчет о развлечении «Здравствуй, лето!» (сайт группы).