Анастасия Кириченко
Семейный проект «Зачем нужны насекомые?»
▼ Скачать + Заказать документы
Над проектом работала вся наша семья я, муж и сын 4 лет с дочерью 11 лет
Вид проекта : долгосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества.
Продолжительность проекта : 01.04.15-01.09.15г. 5 месяцев
Участники проекта : родители с детьми
Образовательная область: экологическое воспитание.
Объект исследования: насекомые
Публикация «Семейный проект „Зачем нужны насекомые?“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные проекты
- Темочки
Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих способностей в процессе реализации образовательного проекта «Зачем нужны насекомые?».
Задачи проекта :
• формировать элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
• воспитывать бережное отношение к живому;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать коммуникативные навыки;
• формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
• знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка);
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
• знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
• находить сходства и различия;
• владеть обобщающим понятием «насекомые»;
Методы исследования:
Наблюдение, описание, сравнение
Актуальность проблемы: С приходом весны все стремятся навести порядки в саду, во дворе, и часто встречают насекомых. И не знают, приносят они пользу или вред. С Митей мы решили провести ряд исследования, о насекомых. Реакция у ребёнка была неоднозначной. Одни вызвали радость и неподдельный интерес, другие – страх и брезгливость. Были и такие решения, чтобы уничтожить насекомых. В ходе исследования, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Данный проект позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
План реализации проекта :
2. Беседы и чтение про насекомых
3. Наблюдения за насекомыми
4. «Уроки тётушки совы» рассмотрение мультфильма
https://www.youtube.com/watch?v=fF90b7Wd_eg#t=146
5. Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», Д. и. «Насекомые»
6. Поделки Панно «Появление бабочки на свет»,
«Насекомые»
Методы исследования
Первый метод - это метод отлова-выпуска. Он заключается в том, чтобы собирать насекомых в ловушки каким-нибудь безвредным для них способом, и после изучения выпускают обратно в природу. Например, один из таких способов - установка ловчего цилиндра (ловушки Барбера) для изучения ползающих насекомых. Это так по-научному называется, а по-простому, им является обычная стеклянная банка (именно стеклянная, чтобы насекомое, попав в нее, не смогло бы вылезти назад по ее стенкам). Закапываем банку так, чтобы горлышко находилось на уровне земли, и в течении суток проверяем, кто туда попал.
Вот какие неосторожные букашки попались в нашу ловушку. Такая ловушка нам нравится тем, что в отличие от многих других (водных, липучих и т. п., насекомые в ней не погибают. После исследования их просто выпускаем на волю. Еще одна ловушка - световая.
Она нужна для "охоты" на ночных насекомых. Для этого используется любой белый материал (большой лист бумаги или просто натянутая вертикально простыня) и фонарик или лампа, освещающая его. Насекомые летят на свет и на белом фоне их можно прекрасно рассмотреть. Мы в качестве такой ловушки использовали беленную стену нашего домика. Когда стемнеет, надо включить лампу и ждать, кто прилетит на ее свет. Я уже как-то писала, что я насекомых боюсь ужасно. И еще одно дело разглядывать симпатичных божьих коровок, муравьев, а совсем другое дело встретиться лицом к лицу с ночными обитателями. А вот еще одно существо, словно бы вышедшее из моих кошмаров - мухоловка. Она не относится к насекомым - это огромная многоножка сантиметров 5-7 в длину. К счастью, мухоловка является совершенно безвредной для человека, по ночам она выползает на белые стены чтобы ловить мух.
Второй метод, с помощью сладкого приманивали насекомых.
Насекомые малы по размеру, но очень многочисленны и разнообразны. Трудно переоценить то влияние, которое они оказывают на биосферу Земли. Самый яркий и известный пример полезных насекомых – пчелы, которые собирают мед и при этом попутно опыляют растения. А как насчет остальных – муравьёв, божьих коровок, съедающих огромное количество зелени, полезность которой с первого взгляда заметить совсем не просто?
Зачем нужны насекомые? Муравьи
Весной, как только пригревает солнышко, начинают появляться первые весенние цветы и насекомые выходят из своих зимних домиков. Все представленные насекомые проходят 4 стадии развития.
Муравьи — одни из самых интересных насекомых Строение муравья 3 пары лапок, брюшко, грудь, голова, усики и сильные челюсти. Как уже видели на схеме № 1 они проходят 4 стадии развития : Яйцо, личинка, куколка, взрослая особь.
Муравьи живут семьями в гнёздах, называемых муравейниками, которые устраивают в почве, древесине, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц и т. п. Ряд видов приспособился к обитанию в жилищах человека. Некоторые виды ценятся за регулирование численности насекомых-вредителей, другие могут считаться вредителями.
Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми. Есть также виды, питающиеся семенами (муравьи-жнецы) и культивируемыми грибами (муравьи-листорезы).
Муравьи бывают разные, чаще всего мы подразделяем их на рыжие и черные, но одни приносят пользу плодовым и ягодным культурам, а другие нет. Хорошие помощники в саду рыжие лесные муравьи. Они настолько активные и умелые истребители вредных насекомых, что их жилища (конусообразные кучи) стали брать под охрану и расселять их умышленно, причем не только в лесу, но и в садах, на угодьях, примыкающих к ним, - в лесополосах и рощах.
Их помощь может быть очень существенна, в природе муравьи играют важную роль. Они рыхлят, перемешивают и удобряют почву, ускоряют процессы разложения мёртвой древесины, переносят семена растений и являются незаменимыми звеньями нескольких важных пищевых цепочек. Черные же садовые муравьи способны наоборот нанести немалый урон плодовым и ягодным растениям, причем не сами непосредственно, а расселяя на них своих любимых тлей.
Не разоряйте лесные муравейники!
Муравьи - лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Божья коровка
Она относиться к типу членистоногие, классу насекомые, отряду жесткокрылые, семейству божьи коровки.
Хорошо известные благодаря своей яркой окраске и отсутствию боязни перед человеком. Большинству людей известна семиточечная божья коровка, но видовое разнообразие этих насекомых огромно.
Для них характерна очень маленькая голова, увеличенная головогрудь и округлое или слабовытянутое тельце с жесткими выпуклыми надкрыльями. Окраска большинства видов очень яркая — красная с черными точками. Подавляющее большинство божьих коровок — ненасытные хищники и лишь немногие виды растительноядные. Хищные божьи коровки чрезвычайно прожорливые и могут съесть за сутки до сотни мелких насекомых — тлей, паутинных клещей, червецов, белокрылок, причем они охотятся не только на взрослых особей, но также поедают их личинок и яйца. Изредка божьи коровки могут нападать даже на гусениц бабочек. Жертвы божьих коровок малоподвижны, поэтому охота на них сводится к простому поеданию жертвы.
Бабочка
Это одно из красивейших насекомых, которое напоминает нам о наступившей весне, и предстоящем долгожданном лете. Они как выше представленные обитатели садов и огородов, проходят 4 стадии развития.
Рассмотрели строение бабочки. У бабочки есть голова, туловище, крылья, покрытые чешуйками. Чешуйки преломляют свет, переливаясь как радуга, образуя красивый узор. Скажите ребенку, что бабочек нельзя ловить и трогать за крылышки. Можно стереть краску. На самом деле крылья у бабочек прозрачные, как у пчелы или мухи. А окраску придают чешуйки. Поэтому их называют чешуекрылые. Окраска очень разная. Мы это видим и в природе, и на картинках. Иногда окраска является защитной.
У бабочки есть усики и хоботок, свернутый в спираль. Когда бабочка садится на цветок, она разворачивает свой хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар. Если бабочка летает с цветка на цветок, она переносит пыльцу и на опыленных растениях будет больше семян. А теперь узнаем приносят они пользу или вред.
Среди бабочек есть виды гусеницы, которых в период массового размножения могут опустошить сады и огороды. Это капустница, репница, брюквенница, боярышница, моль.
Гусеницы бабочек, чьим кормовым растением служит какой-нибудь вид подчас оказываются самым эффективным средством борьбы с ним. Велика роль бабочек как опылителей растений.
Программа действий
1. Не разоряйте муравейники так как помощь муравьёв, может быть очень существенна, в природе они играют важную роль. Рыхлят, перемешивают и удобряют почву, ускоряют процессы разложения мёртвой древесины, переносят семена растений и являются незаменимыми звеньями нескольких важных пищевых цепочек.
2. Не давите жучков и паучков, они в природе то же играют не мало, важную роль, поедая сотнями вредителей.
3. Бабочек нельзя трогать за крылья и тем более их отрывать, они не смогут летать. Даже, таких, как моль и капустница, ведь ими питаются птицы.
Если мы с вами будем прилагать усилие в борьбе с насекомыми, то где мы можем нарушить цепочку в развитии. Какой - то вид может вымереть и попасть в красную книгу, будь то это птица или животное. В природе существует свой жизненный цикл отбора вредителей. Давайте будем бороться за сохранность живых видов, а не за их уничтожение.
Вывод
Были созданы все условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе реализации образовательного проекта «Зачем нужны насекомые?».
А также у Мити сформировались элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божьей коровке, их строении, способах передвижения; возникло понятие о бережном отношении к живому; получил простейшие навыки исследовательской деятельности. Знает и называет насекомых, имеет простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (летает, бегает, где и как зимуют насекомые. Получил большой опыт в знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растения. Узнали, чем они схожи, тем, что все насекомые проходят 4 стадии развития, имеют не которые особи крылья, и 3 пары лапок, а отличаются внешней факторам и средой обитания. Ребёнок овладел таким обобщающим понятием как «насекомые».
Работая над проектом, мы хотели его усовершенствовать и создали своими руками два материала, которые помогут остальным детям в познании окружающего мира, как они помогли нам.
Как мы изготавливали панно "Появление бабочки на свет"
вот,что у нас вышло
ещё к работе над проектом мы приготовили дидактическое пособие "Насекомы"