Ирина Цыцоева
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Зачем нужны хвосты?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной деятельности по познавательно-речевому
«Зачем нужны хвосты?"
Ход занятия
В группе.
Организационный момент.
Цель: привлечь внимание детей, заинтересовать их дальнейшей деятельностью.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе „Зачем нужны хвосты?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Хвосты. Все про хвостики
- Темочки
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой и мотивацию на предстоящую образовательную деятельность, воспитывать чувство сопереживания, отзывчивости, желание помочь в трудной ситуации.
Дети играют в группе. Раздается стук в дверь. Старший воспитатель принес письмо и вручает его воспитателю.
Старший воспитатель: Ирина Николаевна, мы получили срочное письмо для детей и воспитателя средней группы. Открывать его не стали, потому, что оно для вас и ваших детей. Разберитесь. Уходит.
Воспитатель обращает внимание детей на письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Юлия Петровна принесла нам письмо. На конверте написано, что оно для детей средней группы. Письмо не простое, а с пометкой «Срочно». Хотите узнать, что в письме? Тогда, давайте уберем быстренько игрушки, наведем порядок в группе и откроем конверт. Дети наводят порядок в группе, а воспитатель рассматривает конверт и комментирует: Надо же письмо именно для нас, интересно от кого оно, наверное издалека пришло оно, да еще и срочное. Дети убрали игрушки.
Воспитатель: подходите ко мне. Хотите узнать от кого это письмо и что в нем написано? Тогда давайте я его вам прочту.
Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители леса. У нас случилась беда! Наши малыши бельчата, зайчата, волчата, лисята, ежата и медвежата вышли погулять на лужайку и поменялись хвостами. Мы не знаем что нам делать. Нужно срочно вернуть нашим малышам их хвосты обратно, потому, что мы их не узнаем. Мы не знаем где чей малыш. Они плачут и мы очень расстроены. Помогите вернуть нашим малышам их хвосты! Надежда только на вас!
Воспитатель: Ребята, что нам делать? Хотите помочь жителям леса? Как вы думаете, у нас это получится? А что для этого нужно сделать? Для этого нам нужно отправиться в лес. Готовы? Тогда отправляемся в дорогу.
Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.
Цель: закрепить представления детей о диких животных и их детенышах.
Задачи: совершенствовать грамматический строй речи ( притяжательных прилагательных: лисий, волчий, медвежий, беличий, заячий, ежовый); развивать внимание, память, связную речь.
Звучит музыка «Звуки леса» дети входят в зал.
Воспитатель: Дети, проходите, не стесняйтесь, посмотрите, как много здесь всего интересного. Посмотрите какая красота вокруг. Как вы думаете, куда же мы попали?
Дети: В лес.
Воспитатель: А почему вы думаете, что это лес? Дети дают предположительные ответы. Воспитатель подытоживает: мы с вами оказались в лесу, здесь много деревьев, пахнет елью, поют птички, много диких животных. Ребята, здесь так красиво, я в таком восторге и случайно забыла зачем мы с вами пришли в лес?
Дети дают ответы: пришло письмо, просьба о помощи, мы отправились в дорогу.
Воспитатель: правильно, в нашу группу сегодня пришло письмо с просьбой о помощи. Жители леса просят нас вернуть назад хвосты их малышам. И, мы, конечно, как добрые люди не смогли отказать им в помощи и пришли в этот замечательный лес.
(На мольбертах изображение диких животных, а на полу их детеныши с чужими хвостами)
Ребята, оглянитесь, скажите, вы видите в лесу диких животных? Где они? Давайте подойдем поближе и посмотрим внимательно. А вы видите их детенышей – малышей? А каких животных и детенышей вы видите? (Лиса и лисята, волчица и волчата, медведица и медвежата, ежиха и ежата, зайчиха и зайчата, белочка и бельчата). Посмотрите, а ведь и правда, у всех детенышей чужие хвосты. Непорядок! У каждого животного должен быть именно свой хвост. А вы знаете почему? А вы хотите узнать? Ребята, скажу вам по - секрету, в этом лесу есть волшебная полянка, на которой можно все узнать. Давайте пойдем на эту полянку. Проходите. Присаживайтесь на пенечки.
Ознакомление с новым материалом.
Цель: познакомить детей с особенностями хвостов диких животных.
Задачи: формировать представления о назначении хвоста для конкретного дикого животного; обогащать знания детей о диких животных, их внешнем виде, повадках и образе жизни; развивать любознательность.
(Дети сели на пенечки перед ММ доской).
Ребята, эта полянка не простая, а волшебная. Она может ответить на ваши вопросы. Давайте наклонимся к пенечкам и шепотом спросим «Зачем животным хвосты?»
На ММ появляется изображение белки, свернувшейся в дупле, лисы и волка, укрывшихся хвостами.
Воспитатель: посмотрите на картинку, опишите, какой хвостик у белки. (пушистый, длинный, рыжий, мягкий). опишите, пожалуйста какой хвостик у лисы (длинный, рыжий, пушистый). Ребята, а какой хвост у волка? (серый, длинный, пушистый). Как вы думаете, почему лиса лежит укрывшись своим хвостом? А почему волк укрылся своим хвостом? А белочка?
Правильно. Этим животным хвост помогает согреться в холодную погоду. Они укрываются хвостом как одеялом и им становится тепло и уютно.
(на мониторе появляется изображение зайца в прыжке и медведя). Посмотрите на зайчика, а какой у него хвост, опишите его. (у зайца короткий, пушистый, маленький, серый хвост). Ребята, посмотрите какой хвостик у медведя. Опишите его. (короткий, пушистый, коричневый). Правильно, а как вы думаете, почему у зайца и медведя такие короткие хвостики? Зайчику и медведю нужен именно такой маленький, короткий хвостик для того, чтобы, он не мешал им быстро бегать. Ведь если у зайца и медведя будет длинный хвост, то хвост может запутаться в их длинных задних лапках.
(на мониторе появляется изображение ежа в клубочке и обычного) Посмотрите на ежика. А какой хвост у ежа, опишите его? (маленький, короткий, гладкий). Ребята, как вы думаете, почему у ежа такой маленький хвост? У ежа маленький хвост потому, что когда ему грозит опасность ежик сворачивается в клубочек и поджимает хвостик. Так как ежик колючий, то его никто не может съесть. А если бы у ежа был длинный хвост, то он мешал бы ему сворачиваться в клубочек.
Воспитатель: Ну вот мы и разобрались для чего каждому животному нужен хвост.
Закрепление нового материала на практике.
Цель: закреплять представления о значении хвостов в жизни диких животных.
Задачи: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; формировать диалогическую и связную речь детей; развивать творческие способности (умение передавать в движении, речи, мимике характер животного); развитие общей моторики, умения отвечать на вопросы полными ответами.
Воспитатель: Ребята, на полянке хорошо сидится, но детеныши ждут от нас помощи. Давайте проверим, получится ли у вас подобрать нужные хвосты. Как вы думаете, у вас получится? Тогда предлагаю превратиться в диких животных. Выбирайте себе маски и хвосты, одевайте их и будем играть.
Проводится игра «Чей хвост?». На столе маски и изображения хвостов. Дети самостоятельно выбирают хвост того детеныша животного, который соответствует маске. Затем свой выбор объясняют, озвучивая животное.
Дети: Я, лисенок, выбираю себе большой, пушистый, рыжий лисий хвост, который помогает мне согреться зимой. И т. д. Хвосты прикрепляются.
Воспитатель: Белки, зайцы и лисята, какие вы теперь красивые. Уф, как здесь жарко, вы не хотите пойти к ручью попить водицы?
Игра «Кто как передвигается?»
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
(спокойно идут друг за другом)
За мамой-лисицей крался лисёнок,
(крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок,
(приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок.
(идут вперевалку)
За мамою белкой скакали бельчата,
(скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой – косые зайчата,
(скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат,
(идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.
(лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)
Воспитатель: Напились зверята водицы, пора вам назад в ребят превратиться и помочь детенышам вернуть свои хвосты. Дети снимают маски и хвосты.
На ММ на одном слайде все животные.
Воспитатель: присаживайтесь на пенечки и давайте вспомним, зачем лисе нужен длинный хвост? А волку зачем длинный хвост? А почему у медведя хвост короткий? А почему у ежика хвост маленький? А зачем белочке длинный и пушистый хвост? Почему у зайчика хвост короткий?
Воспитатель: Какие вы молодцы, и волшебная полянка нам помогла разобраться для чего нужны хвосты животным. Так давайте же не будем терять время и пойдем поскорее поможем малышам. (дети с воспитателем подходят к мольбертам, а на полу лежат детеныши с чужими хвостами)
Воспитатель: Ребята, давайте перенесем малышей к их мамам и вернем их хвосты.
Подведение итогов занятия.
Цель: определить уровень усвоения детьми программного материала.
Задача: обобщить представления детей о диких животных, их детенышах.
Дети после задания становятся полукругом.
Воспитатель: Посмотрите, как радуются мамочки и малыши. Как вы думаете почему они радуются? А вы рады, что смогли им помочь? Вам было сложно помогать малышам? А что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вам сегодня понравилось? А вы расскажете своим мамам и папам как вы помогали животным? А теперь нам пора возвращаться в группу. Нас заждалась Наталья Александровна.