ЕЛЕНА МЕДВЕДЕВА
Конструкт по экологическосу воспитанию «Насекомые которые окружают нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Медведева Елена Германовна
МБДОУ ПГО «Детский сад № 53»
Конструкт по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Насекомые»
Группа: старшая
Образовательная область: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Тема: «Насекомые».
Форма ООД: беседа
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Публикация «Конструкт по экологическосу воспитанию „Насекомые которые окружают нас“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Продолжать расширять знание о многообразии насекомых. Познакомить с особенностями их строения. Учить различать по внешнему виду, находить отличия. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Развивать логическое мышление
Планируемый результат: Дети проявляют любознательность, умение устанавливать причинно-следственную связь, используют диалогическую речь. Демонстрируют умения рассуждать, пояснять. Проявляют инициативность, целеустремленность, волевые качества личности, любовь к насекомым, стремление помочь им в трудных условиях, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Понимают причины изменений в жизни насекомых. Демонстрируют знания о жизни насекомых.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Развивающие задачи:
Развивать познавательную инициативу ребенка (любознательность, развивать восприятие, мышление (умение устанавливать причинно-следственную связь, диалогическую речь.
Развивать умения рассуждать, пояснять.
Воспитательные задачи : воспитывать инициативность, целеустремленность, волевые качества личности. Воспитывать любовь к насекомым, стремление помочь им в трудных условиях. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Обучающие задачи: учить понимать причины изменений в жизни насекомых. Закреплять знания детей о жизни насекомых в зимний период. Настя - воспитывать инициативность.
Матвей – развивать умение устанавливать причинно-следственную связь
Артем – развивать умение пояснять свой ответ.
Принципы дошкольного образования (ФГОС) :
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
Последовательность деятельности Методы Содержание деятельности
педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Мотивация на совместную деятельность.
Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность. Беседа,
Художественное слово Воспитатель читает детям стих о насекомых.
Их разновидностей не счесть.
Размеры малые, но есть:
Три пары ног, глаза и крылья,
Вредят порой непоправимо.
Животным могут досаждать,
Растительность всю истреблять,
Ну, вижу, дети их узнали,
Кого стихами описали?
- Ребята, о ком этот стих?
- Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие?
- Сейчас вы закроете глаза я сосчитаю до трёх и мы с вами перенесемся на луг (открывают глаза). А вы знаете, что такое луг? (это поляна где растет много разных цветов и в траве живет много насекомых).
- Посмотрите вокруг, кто же здесь живёт? (Воспитатель показывает игрушки насекомых)
- А, как можно назвать одним словом, тех кого мы перечислили? Дети слушают стихотворение, отвечают на вопросы.
- Бабочка, кузнечик, жук. (называют)
- Насекомые. Дети прослушали стихотворение, заинтересовались деятельностью.
«Дети переносятся на луг»
2. Рассказ
Задача: Развивать познавательную инициативу ребенка (любознательность, развивать восприятие, мышление (умение устанавливать причинно-следственную связь, диалогическую речь. Беседа
- Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим. Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Вот от этих слов «Насечки», «насекать» и произошло название «Насекомые». У насекомых есть свои особенности строения. Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов) : головы, груди и брюшка (показывает на картинке). На голове располагаются: глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, то есть всего 6 лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало (пчела, шмель).
- Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые?
- Пища насекомых разнообразна. Одни –питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые, которые поедают Активно высказывают предположения.
Выдвигают свои предположения. Дети проявляют любознательность, умение устанавливать причинно-следственную связь, используют диалогическую речь.
3. Пальчиковая игра «Насекомые»
Задача: развивать внимание, мышление, память.
Объяснение,
создание ситуации успеха
Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимать - разжимать пальцы в кулак).
Насекомых надо знать : (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок (Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки).
И у каждого шесть ног! (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев).
Дети играют, выполняют движения в соответствии со словами игры
Дети активно играют.
4. Просмотр презентации «Насекомые» Загадывание загадок. - А, теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу скорей, сейчас узнаем! (Показ презентации «Про насекомых»).
1. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
- Кто это? (Жук). А теперь, ответьте мне на вопрос: «Сколько ножек у жука?».
- А есть ли крылышки?
2. Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком
О ком эта загадка?
- Ребята, рассмотрите изображение пчелы. А есть ли у неё крылышки?
- А, ножки? Сколько их?
- Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье.
3. На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,-
Он вспорхнул и улетел!
Что это за насекомое?
- С чем в загадке сравнили крылья бабочки?
- Какие крылья у бабочки?
- Сколько крыльев у бабочки?
- А как вы думаете, чем питаются бабочки?
- Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.
4. Охотницей быстрой слывёт,
Стремителен, лёгок, полёт.
Солнечной летней порой
Летает она над водой
Большие имеет глаза
Кто это скажи –
- Сколько пар крыльев у стрекозы?
- А ног?
- Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых, и очень быстро летает. А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых?
5. Красненькие крылья, черные горошки,
Кто это гуляет по моей ладошке?
- Ребята, посмотрите на картинку божья коровка –это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлями. Тля –это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели.
Дети смотрят презентацию, отгадывают загадки.
- Жук. - Шесть.
-Да.
-О пчеле.
Да.
- Шесть.
- Бабочка.
- С цветком. - Яркие, воздушные, лёгкие, большие. - Четыре. - Нектаром цветов.
- Стрекоза. (Рассматривают изображение стрекозы)
- Две. - Три.
- Потому что у неё две пары крыльев.
- Божья коровка.
Умение детей разгадывать загадки.
Дети отдохнули, расслабились, готовы к дальнейшей деятельности.
5. Физкультминутка «Божьи коровки»
Задача: снять мышечное напряжение.
Игра
- А теперь давайте превратимся в божьих коровок!
Мы божьи коровки (прыжки)
Быстрые и ловкие, (бег на месте)
По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками)
А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…
Устали ноги от ходьбы, (наклоны)
И кушать мы давно хотим, (гладят животик)
Домой скорее полетим (летят на свои места) Дети выполняют движения в соответствии со словами
Дети отдохнули, расслабились, готовы к дальнейшей деятельности.
6. Просмотр презентации «Насекомые»
Задача: Развивать умения рассуждать, пояснять.
Закреплять знания детей о жизни насекомых.
Вопросы - А теперь послушайте следующую загадку, с цветочной поляны перенесёмся к опушке леса.
1. На поляне возле елок,
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
- А, как называется дом муравьёв?
- А, как вы думаете, из чего строят дом муравьи?
- Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг другу. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, не зря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.
2. Самого не видно, а песню слышно,
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
- О ком эта загадка?
- Существуют на свете насекомые, о которых знают все. И к таковым относятся – надоедливые комары, летом летающие повсюду: на природе и в городах, особенно скапливаясь у водоёмов, узнаваемые всеми по их монотонному и раздражающему жужжанию. Основными жертвами комаров являются люди.
3. Среди травы живёт скрипач, Носит фрак и ходит вскачь.
(показывает изображение кузнечика)
- Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они?
- Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. «Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье.
- Муравей.
- Муравейник.
Выдвигают свои предположения (Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)
- О комаре.
Кузнечик.
- Длинные, три пары.
Демонстрируют знания о жизни насекомых, умения рассуждать, пояснять.
7. Дидактическая игра.
«Чего не хватает?»
Задача: закреплять знания детей о том, с помощью чего насекомые передвигаются. Рисование.
- А теперь ребята, давайте поиграем!
- Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью, которых они передвигаются. Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (летают) Как передвигаются муравьи? (бегают). Как передвигается кузнечик? (прыгает). Дети выполняют задания.
Дети дорисовувают части тела насекомых. Дети отгадывают на чем передвигаются насекомые и рисуют конечности.
7. Подведение итогов.
Задача: воспитывать инициативность, целеустремленность. Развивать восприятие, мышление (умение устанавливать причинно-следственную связь) Беседа - А сейчас мы поиграем, я буду показывать картинки, а вы называть, кто на них изображен. (Показ картинок насекомых).
- Ребята, вижу вы постарались, всё правильно дорисовали, всех насекомых нашли! Наше путешествие по лугу подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали.
О, ком мы сегодня разговаривали?
Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили?
Чем питаются насекомые?
С какими насекомыми мы сегодня познакомились?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя). Дети играют в игру.
Дети проявляют умение устанавливать причинно-следственную связь, инициативность, целеустремленность
8. Открытость
Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах и семье Беседа - Ребята, как вы думаете, насекомые нужны? Как им можно помочь? Вы хотели бы вы им помочь? С родителями вы можете прогуляться в лес и рассмотреть насекомых. Дети отвечают на вопросы. Дети узнали, чем питаются насекомые, о строении их тела.
отношений;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания : принцип свободы и самостоятельности, активности.
Принципы обучения: принцип, стимулирующий экспериментальную деятельность дошкольника, принцип доступности.
Средства воспитания и обучения : наглядные (картинки); мультимедийные (презентация).
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Программа реализуется с учетом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
3. Волочкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе. Экология. – Воронеж, 2004
4. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи - Издательство: Центр педагогического образования, 2009 г