Мария Шиловская
Нарушения временных представлений у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения временных представлений у детей с общим недоразвитием речи
Речь в жизни человека играет огромную роль. Она развивает механизм мышления и служит средством общения с другими людьми, благодаря этому человек приобретает новые знания, умения и навыки.
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития ребёнка, является правильная речь. Грамотная речь ребенка, позволяет ему с лёгкостью высказывать свои мысли, тем самым у него появляется возможность познавать окружающею среду, иметь содержательные и полноценные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, так же это приводит к активному осуществлению его психического развития.
Публикация «Нарушения временных представлений у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Развернутой фразовой речью и разными конструкциями сложных предложений дети при нормальном речевом развитии свободно начинают пользоваться к 5 годам. Они владеют навыками словообразования и словоизменения и имеют достаточный словарный запас. К данному моменту окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Однако не во всех случаях эти процессы протекают успешно: у некоторых детей даже при сохранном интеллекте и слухе резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: лексики, фонетики, грамматики.
В современной логопедической практике наиболее тяжёлым нарушением речи является общее недоразвитие речи. Впервые данное нарушение было установлено Р. Е. Левиной и определено как сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается скудный запас слов, позднее начало развития речи, дефекты произношения и фонемообразования. Тем самым проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Система речевого недостатка при общем недоразвитии речи включает в себя : речевую и неречевую симптоматику. Пристальное внимание необходимо уделять коррекции неречевой симптоматике, так как для освоения речевой системой языка требуется достаточный уровень сформированности психологической речевой базы.
Одним из психических процессов, который входит в психологическую базу речи, является восприятие. Отмечаются трудности у детей с общим недоразвитием речи в развитии слухового и зрительного восприятия, это приводит к трудностям и в формировании умений ориентироваться во времени.
Поскольку временные отрезки и время - это, чаще всего, слова, обозначающие абстрактные понятия, они с трудом закрепляются как в активном, так и пассивном словаре ребенка, значительно ухудшив его коммуникативные способности. Речь ребенка ситуативная и он лучше понимает, что происходит в текущее время.
Представления о последовательности смены явлений и состояний материи, это и есть временные представления. Говоря о временных представлениях, имеется в виду смена времени суток, днях недели, времен года и других постоянно повторяющихся явлений.
Формирование временных представлений взаимосвязано с познанием ребенка о жизни человека и окружающих его явлениях природы. Ориентировка во времени с момента рождения ребенка происходит путем чередования биологических ритмов жизни (время кормления, смена сна и бодрствования, которые регулируются окружающей средой. Это способствует развитию речи, поэтому разработка новых подходов к формированию временных представлений в современной логопедии является одной из актуальных проблем. Представления ребенка о времени исследовались в работах как зарубежных, так и отечественных психологов и педагогов. Выготский Л. С, Катаева А. А, Луцковская С. Д, Рихтерман Т. Д, Элькин Д. Г.
Таким образом, усвоение временных представлений у детей с общим недоразвитием речи вызывает большие трудности. Это связано с особенностями речевых нарушений, а так же сложностью организации временных представлений как раздела лексики, их абстрактностью и недостаточным выводом понятий в активный словарь детей.