Вотрина Анна
Нарушение речи ребенка при ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития – отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей. ЗПР характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций.
Нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы сопровождаются трудностями в обучении, но обратимы, если вовремя начать коррекцию.
Публикация «Нарушение речи ребенка при ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Замедленное развитие нельзя путать с некорректной и некачественной работой родителей и дошкольных педагогов. Происходит заметное отставание по таким параметрам:
память;
внимание;
мышление;
эмоциональное здоровье.
В школе учителя могут увидеть, как школьники с ЗПР не проявляют интереса к жизни класса, не включаются в процесс урока и не обращают внимания на вопросы учителя. Любые трудности ведут к моментальному прекращению деятельности. Дети быстро заводятся, если им что-то интересно, но также быстро «перегорают». Все это сопровождается плохой успеваемость, но значение оценок не играет для ребенка никакой роли.
Все сравнение делаются с принятыми нормами. Особого внимания заслуживает речь, так как отклонение у детей с ЗПР наиболее очевидно.
Причины возникновения замедленного развития
ЗПР возникает у детей по нескольким причинам, которые делятся на группу биологических и социальных.
К биологическим относятся проблемы при беременности, которые могли повлиять на плод. Особую опасность представляют отравление токсинами, осложнения при токсикозе, инфекции и травмы. У плода может возникнуть гипоксия, при родах – асфиксия и травмы по разным причинам. Опасна недоношенность и генетическая предрасположенность.
На ранних этапах жизни на формирующийся мозг и организм тяжелый эффект оказывают:
травмы;
инфекции;
операции;
наркоз и другие поражающие факторы.
Социальные причины включают в себя:
отсутствие развивающих игр и контакта с людьми;
необоснованные запреты;
психологические травмы в раннем детстве и неблагоприятные условия воспитания;
гиперопека;
безнадзорность;
грубость и деспотизм родителей.
Диагностика замедленного развития и роль речи
Заболевание нельзя обнаружить при рождении и, чаще всего, до поступления в детский сад или школу. Родителям трудно заметить отклонения в силу привычки к поведению своего ребенка. Физически и внешне он здоров. Эмоциональное отставание может не вызвать особого волнения, так как считается, что малыш еще всему научиться (говорить, играть с детьми).
Неспособность к усвоению нового отмечают учителя в школе. Но гораздо раньше обнаруживаются нарушения речи, которые зачастую сопровождают ЗПР.
Речь дошкольника в норме достаточно сформирована, также как и багаж знаний, словарный запас, что позволяет свободно общаться на любую понятную ему тему. Предложения развиты, связаны между собой и наполнены основными частями речи : глаголами, местоимениями, прилагательными, числительными и соединительными словами. Они грамотно связываются друг с другом: склонение, спряжение, чередование звуков и словоизменение. Все это усваивается в общении, но не у ребенка с ЗПР.
Непосредственным симптомом дисфункция речи не является, скорее это уже последствие замедленного развития. Дело в том, что речь – это результат мыслительных процессов, которые у больного нарушены, а значит, будут проблемы и с процессом говорения. Качество речи показывает качество знаний и развития.
Проблемы возникают как с импрессивной, так и экспрессивной речью. Сенсорная или импрессивная речь отвечает за восприятие и понимание. При нарушении сенсорной зоны коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, человек будет их слышать, но не понимать. Таким образом, он становится «глухим» к речи при нормальном слухе.
У экспрессивной речи тоже есть второе название – моторная. Она отвечает за воспроизведение слов. При нарушении человек произносит только неразборчивый набор звуков, но при этом понимает, что ему говорят. При обнаружении проблем необходимо пройти обследование речи.
При ЗПР нарушаются обе формы в равной степени, происходит системное недоразвитие речи, хоть и встречаются случаи, когда один из вариантов преобладает. У детей заметны следующие характеристики речи :
неправильное воспроизведение звуков;
маленький словарный запас;
грамматические ошибки.
Они медленно воспринимают речь на слух, не понимают смысл отдельных слов, а также значение интонаций.
Стоит обратить внимание, если малыш говорит примитивными предложениями. Нехороший сигнал, если нет понимания обобщенных слов, например, мебель, фрукты, транспорт. Неспособность вести монолог и трудности при диалогической речи – это тоже симптом нарушения речи при ЗПР. Если смотреть на произношение, то хуже всего даются шипящие и свистящие, общая работа речевого аппарата вялая.
Может быть так, что дисфункция не сильно заметна, так как способности ребенка покрывают бытовые проблемы, но нарушения понимания речи, логики и грамматики все равно можно заметить.