Валентина Рашитовна Шаяхметова
Нарушение речи как фактор, снижающий самооценку у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
НАРУШЕНИЕ РЕЧИ КАК ФАКТОР, СНИЖАЮЩИЙ
САМООЦЕНКУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Шаяхметова Валентина Рашитовна
студент 1 курса
направление подготовки
«Психолого-педагогическое образование»,
профиль «Психологическое консультирование
в образовании»
Институт психологии и педагогики,
ФГБОУВО «Сахалинский
государственный университет»
Аннотация: В статье рассматривается изучение самооценки детей
Публикация «Нарушение речи как фактор, снижающий самооценку у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Старшая группа
- Темочки
старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Раскрывается влияние
речевого развития на формирование адекватной самооценки дошкольника.
Ключевые слова: речь, речевые нарушения, самооценка, дети старшего
дошкольного возраста.
SPEECH IMPAIRMENT AS A FACTOR THAT REDUCES
SELF-ESTEEM IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN
Shayakhmetova Valentina Rashitovna
Abstract : The article deals with the study of self-esteem of older preschool
children with speech disorders. The influence of speech development on the
formation of an adequate self-esteem of a preschooler is revealed.
Key words : speech, speech disorders, self-esteem, older preschool children.
В настоящее время важным компонентом государственной
образовательной политики в Российской Федерации – развитие подрастающего
поколения.
Изучение формирования самооценки человека, представляет одну из
самых серьезных проблем в психологии. Самооценка детей обусловлена тем,
что играет важную роль в процессе развития личности ребенка.
ВСЕРОССИЙСКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ
169
МЦНП «Новая наука»
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для
формирования у детей нормальной самооценки. В этом возрасте ребенок может
оценивать свои недостатки и возможности. Если у него присутствует
недоразвитие речи, то вследствие нарушения коммуникации часто происходит
искажение формирования самооценки, что в дальнейшем может вызывать
социальную дезадаптацию, особенно при переходе к обучению в школе.
В данное время количество детей с речевыми нарушениями становится все
больше [1, c.102].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от
29.12.2012 г. гласит, что все образовательные учреждения должны «создать
условия для самореализации каждого человека, и его свободное развитие
способностей» [2, с. 65].
Именно педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения
поможет создать эти условия для гармоничного становления личности, а также
продуктивно реализовать путь ребенка.
Проблема самооценки у дошкольников с нарушениями речи вызвано тем,
что самооценка играет значимую роль и представляет компонент самосознания,
а в детском возрасте стержнем процесса становления личности, поэтому
формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности
ребенка. Самооценка – это не просто набор отдельных характеристик и знание
самого себя, это отражение отношения к себе, осознание себя как некоего
устойчивого объекта.
Самооценка имеет два основных составляющих:
Эмоциональный – отношение к самому себе, формируется из отношения
взрослых и сверстников к ребенку.
Интеллектуальный – преставление о себе, анализируя, сравнивая с
другими.
В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент.
Поэтому дошкольник часто спрашивает : «Я молодец? «Я хороший?». Эти
вопросы могут мучить малыша непрерывно [3, с. 211];
Этапом становления самосознания является старший дошкольный возраст
4-7 лет.
С точки зрения Мухиной В. С., в старшем дошкольном возрасте активно
развиваются структуры:
• самосознание;
• признание своего имени;
ВСЕРОССИЙСКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ
170
МЦНП «Новая наука»
• ориентация на признание своей внутренней психической сущности и
внешних физических данных;
• значимые ценности в прошлом, настоящем и будущем;
• социальное признание;
• ориентация на физические, психические и социальные признаки
определенного пола [4, с. 28];
Нарушение речи – это различные речевые расстройства, которые имеют
отклонения в формировании всех компонентов речевой системы, относящихся
к звуковой и смысловой стороне. Оказывает негативное влияние на развитие
ребенка, нарушает межличностные взаимоотношения, так как во время
коммуникации человек усваивает ценности, общечеловеческий опыт, знания,
способы деятельности. Для таких детей является позднее появление речи,
бедный словарный запас, дефекты произносительной стороны речи, нарушение
фонетико-фонематической стороны и аграмматичность речи [5, c.127].
По мнению Л. М. Шипицыной и Л. С. Волковой, детям с нарушениями
речи свойственна зависимость от окружающих, пассивность, низкая
работоспособность, склонность к спонтанному поведению, преобладанием
отрицательных эмоций и коррелирующая с выраженностью стрессовых
реакций. Таким образом, у таких детей снижается или утрачивается
потребность в общении, появляется негативизм, неумение ориентироваться в
ситуации общения.
У детей с нарушениями речи чаще всего заниженная самооценка, они
нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, очень
чувствительны, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя.
Такие дети трудно включаются в работу, тревожны, неуверенные в себе,
кажется медлительным. По долгу может не приступать к выполнению задания,
опасаясь, что не выполнит, а может и не понял задания. Все время старается
угадать, доволен ли им взрослый.
Многие отечественные и зарубежные ученые, такие как (Э. Эрикосон,
Л. С. Выготский, Э. А. Голубева, П. П. Блонский, Б. Г. Ананьева, Д. Б. Эльконин и
другие) отмечают, что речевой дефект негативно влияет на формирование
самооценки ребенка, появляется, тревожность, боязливость, страх,
переживания. Исследования показывают, такие дети сконцентрированы на
собственном дефекте [9, c.175].
Ввиду этого, дети с недостатками речи в основном не способны адекватно
оценивать свои возможности, чаще всего переоценивая их, не фиксируют
ВСЕРОССИЙСКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ
171
МЦНП «Новая наука»
внимание на негативных чертах характера, положительные качества
переоценивают. В многочисленных случаях объективная личностная
характеристика не совпадает. Коррекция нарушения речи способна повысить
самооценку у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, у большинства детей с нарушениями речи заниженная
самооценка, а адекватная самооценка и структура самосознания дошкольника
формируется сообща со взрослыми. Такие дети с нарушениями речи оценивают
свои коммуникативные возможности значительно ниже, чем сверстники с
нормальной речью. Поэтому проблема изучения формирования самооценки у
детей с общим недоразвитием речи является в наши дни весьма актуальной
[3, c. 379].
Список литературы
1. Белобрыкина О. А. Психологические условия и факторы развития
самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза. Монография. –
СПб. : СПбГУ, 2018. – 236 с.
2. Бобченко Т. Г. Коррекция самооценки старших дошкольников с
общим недоразвитием речи методами анималотерапии // Социализация
растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века:
социальное развитие детей дошкольного возраста : Сборник научных трудов Iой всероссийской научно-практической конференции с международным
участием / под общей редакцией Т. И. Никифоровой, Т. И. Гризик,
Л. А. Григорович. 2015. – С. 93-96.
3. Взяткина А. Н. Педагогические условия становления адекватной
самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи //
Наука и образование: новое время. – 2014. – № 4. – С. 694-699.
4. Дорошина Н. А. Особенности самооценки дошкольников с
нарушениями речи // Педагогика и психология как ресурс развития
современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в
гетерогенных организациях: к 40-летию Института психологии, педагогики и
социальной работы: материалы VIII Международной научно-практической
конференции. Институт психологии, педагогики и социальной работы РГУ
имени С. А. Есенина. 2016. – С. 352-355.
5. Клочкова Е. С. Особенности самооценки у детей c нарушениями речи /
Е. С. Клочкова, М. В. Логинова // Инновационные подходы к решению
ВСЕРОССИЙСКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ
172
МЦНП «Новая наука»
профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам
Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы
Минина». 2016. – С. 145-148.
6. Лаптева Ю. А., Чурикова Е. В. Система работы воспитателя детского
сада по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста // В сб. :
Перспективы развития науки в современном мире. Сборник статей по
материалам XVI международной научно-практической конференции. В 2-х
частях. 2019. – С. 112-120.
7. Нестеренко А. А. Особенности самооценки у детей с речевыми
нарушениями // Современные тенденции развития системы российского
образования. 2019. – С. 230-233.
8. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду:
Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных
образовательных учреждений. – М. : Генезис, 2018. – 244 с.
© В. Р. Шаяхметова, 2022