Лариса Евгеньевна Улитина
Народный праздник «Сороки». Лепка игрушки-свистульки
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ.
ТЕМА: Народный праздник «Сороки».
Лепка птички-свистульки.
ЗАДАЧИ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познакомить с традициями весеннего народного праздника - «Сороки». Закрепить известный фольклорный материал. Учить лепить игрушку-свистульку по мотивам работ смоленских мастеров.
Темочки:
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русская народная культура, фольклор
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать интерес к народным традициям и обычаям.
Обогащение словаря: закличка, палочка-пичужка.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Этап. Цель Содержание Оборудование и материалы
I.Организация
Настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.
II.Теоретическая часть
1. Повторение
пройденного.
Выявление знаний детей о народных праздниках.
2. Объяснение нового материала.
Знакомство с традициями и обычаями народного праздника «Сороки».
III.Практическая часть.
Лепить игрушку, используя приемы лепки смоленских мастеров– умельцев.
Дополнительно, справившимся с работой раньше других.
IV.Окончание Закрепить пройденный материал.
Загадка:
Кто прочь прогнал метель?
Кто ото льда очистил реки?
Кто разбудил капели звон?
Кто первым почкам дал напиться?
Кто дал земле тепло?
Кто птиц позвал к нам возвратиться?
-Идет матушка-весна - отворяй ворота. Первым Март пришел – белый снег сошел.
Вопросы:
-Какие народные праздники вы знаете?
Масленица – проводы зимы. Какие традиции связанные с этим народным праздником вы знаете? : едят блины, блин – символ солнца.
Рождество – дети ходят по дворам, поют «колядки».
Пасха – красят яйца, пекут куличи, паски.
РАССКАЗ ПЕДАГОГА:
-22 марта – день весеннего равноденствия. В этот день в народе отмечают праздник – Сороки. День Сороков – большая встреча весны. В народе так и говорят : «На Сороки день с ночью равняется, сорок птах небесных издали возвращаются».
- Каких перелетных птиц вы знаете?
Приманивая весну, дети пели песенки-заклички:
-Весна, весна, красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью.
-Давайте и мы с вами весну поторопим, вставайте под карусель и споем вместе песенку-закличку. (Повторение заклички).
-А еще в этот день дети затевали различные игры.
Игра на внимание «Летят, летят».
-Грачи летят, на всю Русь кричат:
«Гу-гу-гу, мы несем весну!»
Дети, взявшись за ленточки, бегут по кругу:
-Летят, летят!
-Журавли летят, на всю Русь кричат:
«Гу-гу, гу-гу, Мы несем весну!»
Дети:
-Летят, летят!
-Ласточки летят, на всю Русь кричат:
«ГУ-гу-гу, мы несем весну!»
-Поросята летят, полосаты визжат:
«Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!»
Подойдите ко мне поближе, что вы видите в этой чаше? Это вода не простая, а талая. В праздник Сороки хозяйки набирали в чашу снега и заносили домой, а что случалось со снегом, попавшим в тепло? Эту воду называли «снежицей». Водой талой – «снежицей» окропляли стены домов и комнатные цветы, чтобы все вокруг весной задышало. Побрызгаем и мы водой «снежицей» наши цветы и стены и повторим закличку про весну.
Еще на Сороки разных птичек из теста пекли. Раздавали детям птичек-свистулек из глины, чтобы они их свистом прогоняли злых духов.
-Сегодня мы с вами будем лепить птичку-свистульку, пользуясь приемами лепки смоленских мастеров-умельцев.
Правила т. б.
Работа детей совместно с педагогом.
• Возьмите в руки глину и немного помните ее. Этот прием называется перемин: (скатать валик, затем сложить пополам и скатать шар, повторить несколько раз). Используется для того, чтобы удалить лишний воздух из глиняного теста, и если плохо очищена глина, мелкие камушки.
• Круговыми движениями ладоней катаем шар.
• Затем расплющиваем до тех пор, пока не получится круглая пластина толщиной 3-4 мм.
• Следующий этап напоминает приготовление пельменей, т. е. пластину сгибаем пополам и соединяем с помощью шликера края.
• В результате получаем вытянутую пустотелую форму с двумя выступами.
• Из одной части лепим мундштук, а из другой шею и голову птички, прищипываем клюв.
• Зарядка для глаз.
• Затем приступаем к озвучиванию свистульки: со стороны мундштука палочкой-«пичужкой» протыкаем отверстие и делаем внизу клиновидный вырез вовнутрь игрушки, примерно под углом 30°.
• Затем настраиваем свистульку.
• Украсим нашу птичку знаком солнца с помощью различных штампиков. Посмотрите на таблицу, на ней изображены различные символы, которые использовали народные мастера для обозначения солнца. Понравившийся вам значок солнца приемом тиснения нанесите на грудь своей птице и по бокам.
Интерактивная игра с триггерами «Дымковская игрушка»
Вопросы:
- Какие традиции народного праздника Сороки вы запомнили?
- Как называются песенки, которыми дети кликали весну?
-Как называется палочка с помощью которой озвучивают свистульку?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
Слайд 2
Слайд3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
«Карусель» - бубен с привязанными ленточками.
Расписная чаша с водой.
Образцы птичек-свистулек.
Слайд 7
Глина, дощечка, мокрая салфетка, палочка-«пичужка».
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15