Марина Цыбина Казакова
Народные традиции в становлении детской личности
▼ Скачать + Заказать документы
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать».
Л. Б. Салтыков
В нашей стране за последние годы произошли глубокие изменения во нсех сферах общества, активно трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей. В связи с этим обновляется содержание образования, где одним из главных направлений становится его гуманитаризация.
Публикация «Народные традиции в становлении детской личности» размещена в разделах
Учитывая специфику современной жизни, возрастание социальной роли образования, следует говорить об увеличении значимости комплекса гуманитарных дисциплин в образовательном процессе. Эти дисциплины обеспечивают формирование образа человека и общества, способствую! обоснованию коренных ценностей человеческой жизни, прояснению ее стратегических перспектив. Принцип гуманитаризации предполагает поворот образования к целостной картине мира, и прежде всего - мира куль туры.
Одной из перспективных предпосылок развития современного образования является четко обозначившаяся в последнее десятилетие тенденция к комплексности и интегративности содержания учебно-воспитательной деятельности. Глубоко мотивировано и обращение многих ученых к традиционной народной культуре, этнопедагогическим проблемам развития и становления личности, ибо нет более целостных и совершенных объектов познания мира, столь универсально и синкретично вобравших в себя все базисные основания жизни человека, его отношения с миром природы и людей.
Осмысление художественного и социально-педагогического опыта освоения народной культуры, народного искусства в образовательных учреждениях, а так же изучение научных исследований этого феномена, позволяет сделать вывод: складывается новое, самостоятельное, несводимое к иным областям знания, этнокультурное, этнопедагогическое направление в современном образовании.
Система этнокультурного образования призвана содействовать решению нескольких групп актуальных задач.
1. Воспитание этнической культуры личности, в том числе ее этнокультурных потребностей, интересов, ценностных ориентаций, и др. В него входят также задачи реализации педагогического потенциала народной культуры, народного художественного творчества как средств патриотического, нравственного, эстетического, трудового, экологического воспитания личности, как фактора воспитания культуры межнационального общения.
2. Формирование и развитие этнокультурной компетентности всех социальных и возрастных групп населения, обучение их базовым знаниям, умениям и навыкам в области народной культуры, формирование представлений об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуры.
3. Развитие личностных качеств учащихся средствами этнокультурного образования как фактора интеллектуального роста детей и юношества, как средства развития их творческих способностей, потребностей в само-развитии и самопознании, способности к самоактуализации и др. (Шпикалова Т. Я., Бакланова Т. И., Ершова Л. В.)
Каждый, кто хоть немного знаком с необъятностью, многоцветьем, сложностью народной культуры, понимает, что здесь таится прекрасное основание для того, чтобы убедительно, наглядно показать детям, как происходило историческое становление и развитие национального характера и самосознание народа, приобщить к его великому жизненному пути, каждый этап которого навечно остался в образах прекрасных храмов, былин, песен, особ гостях ремесел, быта, вбирающих в себя опыт сопричастия жизни других народов. Это благоприятная почва для реализации самых разнообразных способностей, склонностей, пристрастий к тому или иному виду народного творчества, а также перспективы действительного возрождения и продолжения утраченных традиций.
Окунувшись в мир народной культуры, ребенок не просто обретет отвлеченные знания о раритетных фрагментах ушедшего прошлого. Он в свою душу примет душу своего народа, и уже сам для себя, своих близких, настоящего и будущего своей страны и мира сможет самостоятельно и ответственно выстроить связи между собой и природой, семьей, историей.
Сегодня ясно, что без опоры на народное искусство и национальную культуру трудно воспитать настоящего человека - личность, обладающую серьезными духовными запросами, свободную и открытую миру, способную к эстетическому восприятию, к труду - труду творческому, независимо от сферы деятельности человека. Только народное искусство способно пробудить и хотя бы частично реализовать тот творческий потенциал, который заложен в каждом человеке, потому что каждый человек наделен способностью эстетического восприятия мира, творческим импульсом. И народное искусство - лучшее тому доказательство.
Праздничность и мажорность - эти качества присущи всем образам народного искусства, отражающего полнокровное и оптимистическое восприятие мира, вечно возрождающейся природы. Мажорный строй вечной красоты и гармонии помогает человеку себя на земле, передает уверенность в торжестве светлого начала.
В своей книге «Искусство мыслит образами» Е. А. Майлин пишет: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству. Искусство в самом глубоком смысле 'этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку - к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ».
Познание ребенком родного языка, произведений народного фольклора. декоративно-прикладного искусства - наиболее естественный способ включения в систему национальных ценностей призвано решить следующие образовательные и воспитательные задачи:
- содействие целостному оптимистическому мироощущению детей, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, народном орнаменте, в образах народного искусства, народной поэзии и прозы, в родной музыке;
- создание среды общения для освоения народного искусства во всем многообразии его видов;
- формирование интереса и познавательной активности, мотивации творческой деятельности дошкольников через культурологическое освещение тем;
- развитие творческих способностей личности в процессе освоения образного языка народного искусства;
- развитие коммуникативных качеств дошкольников через умение эстетически воспринимать и давать эмоционально-ценностную оценку произведениям народного искусства.