Инна Мулина
Народные традиции как средство патриотического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать
«Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»
К. Д. Ушинский.
Публикация «Народные традиции как средство патриотического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Одним из важнейших условий формирования духовно-нравственных качеств младших школьников является приобщениям к народным традициям места, где проживает школьник, области, страны. Особенностью народных традиций является то, что в условиях изменяющегося мира они остаются неизменными целыми веками и столетиями, поэтому эти традиции проносят народную мудрость, опыт, нравственные ценности. Они имеют познавательную, культурную, развивающую, развлекательную и другие функции, которые представляют важнейший аспект в формировании духовно-нравственных качеств.
Изучение народных традиций всегда актуально, поскольку оно обращено прежде всего к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. Через века и тысячелетия нам старались сохранить и передать народные традиции.
Изучение народных традиций как средство духовно-нравственных качеств стало приоритетным в современных условиях. Нельзя забывать, что истоком педагогики является народное начало. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из основных направлений духовно-нравственного развития детей
Истинная народная культура - это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции.
Изучение народных традиций надо начинать с восстановления в памяти семейной и культурной. Ииспользование народных традиций, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа — один из главных путей духовного воспитания ребенка.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении драгоценностей мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной, личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А. И. Арнольдова, Н. А. Бердяева, А. Н. Дмитриева, В. И. Добрынина, М. С. Кагана, Н. М. Карамзина, Д. С. Лихачева, В. С. Соловьева, В. В. Розанова и др. [2].
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Поэтому, наша задача сегодня: помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память; уважительно относиться к своим древним корням; чтить и уважать память предков; систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.
Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.
Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа.
А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра. Ребенок счастлив, когда поет. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.
Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.
Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.
Образность – важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания.
Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции [3].
Одним из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет», «Родительское слово мимо не молвится».
К пословицам примыкают поговорки. Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление, дающие ему выразительную эмоциональную оценку. Поговорки в отличие от пословиц употребляются только в связи с определенными лицами и их поступками, имеют свое совершенно конкретное содержание, представляют собой образно-эмоциональную характеристику людей, создают их яркие внешние портреты, передают внутреннее душевное состояние, т. е. те или иные качества человека, особенности его характера [4].
Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Это величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!»
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему учитель должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой.
Игра как способ педагогической деятельности заключает в себе большие возможности для формирования межличностной и инструментальной составляющей готовности к познанию, протекающему в условиях яркой эмоциональной окрашенности и социально-психологической комфортности обучения. [7,с. 14].
Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов.
Традиционны в народе многие праздники. Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию.
Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость : «Без большого корня древа не бывает».
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.
Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.
Масленица – переломная пора, любимый народный праздник.
В наше время устраиваются ярмарки, фестивали, концерты, праздничные гуляния. Ну и, конечно, дома и в гостях, на школьном вечере и уличной ярмарке самое главное угощение – блины.
На масленицу дарили пряники с надписями: «Чин чина почитай, а подарок не забывай». На Пасху дарили друг другу крашеные пряники. Возвращение крестьянина с ярмарки ознаменовалось обязательными гостинцами.
Каждое время имеет свой, характерный для него подарок.
Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические подарки – фигурки из теста, их полагается тут же съесть, на счастье. Поскольку этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только члены семьи и самые близкие, то можно подарить немудреные самоделки – вышивку, плетение, рисунки.
В последнее время самым распространенным подарком стали изделия художественного промысла, произведения народного искусства. Они возвращают человека к его корням, напоминают о связи поколений, о том, что он не первый на этой земле, и не последний, и что поэтому ответственен перед прошлым и будущем своей Родины. [6].
Традиция живет в старом и новом. Дети до сих пор любят старинный способ выбора считается в игре и придумывают новые.
Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой. [8].
У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом «Кто не уважает хлеб, тот ослепнет», «Хлеб натопчешь, бог накажет – земля проглотит». Эти пословицы внушают надежду на бережливость, трудолюбие, терпение. В этой традиции проявляется чувство любви к своей земле, ее плодами и результатами труда.
Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.
Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране.
У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно, ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.
Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.
Библиографический список:
1. Овчаренко Л. А. Сценарии народных календарных праздников. / Волгоград. Учитель., 2009.- 136 с.
2. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Школьное воспитание. 2001. № 9. - С. 98-101.
3. Косарева В. А. Народная культура и традиции /В. А. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012 г. – 93 с.
4. Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России /Т. Ф. Кузина, Г. И. Батурина. — М. : Просвещение, 2001. — 276 с.
5. Кульневич С. В., Лакоцетина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоцетина. — Ростов н/ Д: Учитель, 2002. — 159с.
6. Макаренко А. С. О воспитании в семье. - М. : Учпедгиз. - 1955. - 320 с.
7. Степанова С. В. Начальная школа. Москва. 2012. № 11 .с. -14-16
8. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1999. № 4. - С. 29-37.