Юлия Щеголева
Конспект урока по ИЗО с использованием ИКТ (5 класс) «Народные промыслы. Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока ИЗО с использованием ИКТ (5 класс)
по программе «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского
Тема раздела: Связь времён в народном искусстве
Тема урока : Народные промыслы. Золотая хохлома.
Темочки:
- ИЗО в школе
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Урок ИЗО. Народные промыслы
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Общая дидактическая цель: Познакомиться с новым видом декоративно-прикладного искусства: хохломской росписью, научиться выполнять элементы росписи, самостоятельно украсить один из предметов.
Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ.
Форма урока : Классно - урочная
Цели по содержанию:
1. Познакомить учащихся с историей промысла, с технологией изготовления изделий и с приемами выполнения росписи;
2. Научить детей выполнять травный орнамент, используя элементы хохломской росписи;
3. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию, навыки кистевой росписи;
Методы обучения: Информационный, частично-поисковый, репродуктивный.
Формы работы: Фронтальная работа, индивидуальная работа, использование мультимедиа презентации.
Задание: Выполнить травяной орнамент хохломской росписи на шаблонах выданных учителем.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, колонки
Материалы: Шаблоны, краски, гуашь, кисточки
Зрительный ряд: Презентация «Мир золотой хохломы», изделия с хохломской росписью, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс»
Музыкальный ряд: Музыка Ю. Тарана «Хохлома. Волжский Плес», М. Рябинина «Золотая хохлома»
Планируемые результаты обучения:
Личностные Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России;
Метапредметные
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
Предметные Формирование основ художественной культуры; Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Ход урока:
1. Организационный момент
Определение учебной задачи.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Ребята, мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье
- Ребята, рассмотрите представленные вашему вниманию произведения искусства. К какому из видов изобразительного искусства они относятся?
(2 слайд)
- Что называется декоративно-прикладным искусством?
( область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое применение)
В декоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы (одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий).
- Какие народные промыслы вы знаете?
(3слайд)
Ребята послушайте отрывок стихотворение П. Синявского «Хохлома» Учитель
Хохломская роспись
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи-перелески.
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной –
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Анализ восприятия литературного произведения
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
-Какие картины вы себе представили?
-Какие цвета вы бы использовали для написания ваших картин?
-О каком русском промысле сочинил свое стихотворение поэт П. Синявский? (текст стихотворения см. выше)
- Ребята, посмотрите на экран. О каком народном промысле пойдёт речь сегодня? По какому материалу выполнялась хохломская роспись?
2. учебной задачи.
-Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок и какова его тема? (4слайд)
Постановка темы, цели урока. Мотивация
-Сегодня урок по изучению хохломской росписи мы посвятим истории возникновения этого промысла, и вы научитесь рисовать несколько основных элементов росписи.
3. Актуализация знаний. Поиск решения учебных задач
Мы отправляемся в мир «золотой хохломы».
Существует легенда о том, как пришла на волжскую землю «Хохлома» и где она взяла свои огненные краски.
Ученик: 1 (5 слайд.) Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер- иконописец. Андрей Лоскут Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал его за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да любоваться этой красотой. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере дошла и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо –художника.
А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени., и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство. Знать, кисть у художника была необычной- она была из солнечных лучей.
Ученик 2 Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать.
Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг жар –птица прикоснулась своим крылом к чашке- и чашка стала золотой. Это,конечно, легенда, сказка. Но сказка- ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта сказочная рукотворная красота?
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.
- А как же было на самом деле? Об этом вы сейчас узнаете.
6 слайд. Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное село Хохлома, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах 16 века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке «Хохломская ухожая». В 17 веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице- Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, т. к. в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.
- Как же появилась хохлома?
Издавна делали и расписывали посуду в лесных деревнях Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи. Но зовут ее не кулигинской, не семинской, а хохломской.
Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». Развозили расписную деревянную посуду и за границу И разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле.
. (7 слайд)
- Полюбуйтесь на это чудо - ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы, ковши. Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок мальва на плошке. Ягодка клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягодку птица - золотое перо.
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник».
- А сейчас мы познакомимся с технологией изготовления изделий с хохломской росписью.
(8 слайд)
1. Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева.
2. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши, ложки и чашки.
Изготовление «белья»
3. После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой.
4. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).
5. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.
Лужение и художественная роспись
6. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета — красный и чёрный (киноварь и сажа, но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов.
Выделяют роспись «верховую» (красным и черным цветом на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый рисунок на цветном фоне). (9 слайд)
Роспись "верховая" - принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля.
Роспись "под фон" наносится тонкий рисунок затем заполняют фон белой или красной краской, оставляя крупные цветы серебристыми,потом мелкими цветами, жилками украшают их. Роспись "Кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри.
Традиционные элементы Хохломы – растительного орнамента — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
7. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета.
Так получается знаменитая «золотая хохлома».
ФИЗМИНУТКА.
Раз-цветочек, два - цветочек.
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся до носочков.
Раз - цветочек, два - цветочек.
А потом сплетем венок
Расписной, как Хохлома
Пусть красуется глава.
Наш веночек хохломской
Всем на зависть золотой.
4. Первичное закрепление знаний.
- Ребята, какие росписи выделяют в хохломе?
- Какие основные краски и мотивы в хохломской росписи используют мастера – умельцы?
-Главный элемент росписи - травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье
Сегодня мы будем работать над созданием травяного орнамента («верховая роспись»). (10,11,12 слайд)
Все элементы рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку берут почти за основание тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Кисть правой руки свободна, ни на что не опирается – именно это позволяет одним движением плавно проводить пластичные мазки.
• Рисуем ведущий стебель «криуль» чёрной краской.
• Вписываем завитки, закручивая их попеременно вверх и вниз.
• Затем узор усложняется добавлением чёрных и красных кустиков, травинок, завитков, ягод.
• Делаем оживку красной краской.
Расписывали на Хохломе тысячи изделий, каждое из которых по-своему привлекало глаз и поражало своей неповторимостью. Правду говорят, что Хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее неизменны, но каждый человек и каждое новое поколение поют ее по-своему.
Самостоятельная работа учащихся с музыкальным сопровождением «Волжский плёс»
13 слайд) Задание: - представьте себя мастерами хохломской росписи (класс разделен на три группы: 1 группа - рисует «травный орнамент» 2 группа – «Мастера пряничного орнамента», 3 группа – «Мастера Кудрины». Последовательность выполнения работы.
- Вначале распределите по поверхности своего шаблона узор с традиционными элементами хохломского орнамента. Украшая шаблон декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла. Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваше изделие было не только красивым, а еще добрым и приносило радость окружающим. Украсьте так, чтобы, глядя на нее, душа радовалась. Класс разделён на три группы по 8 человек в каждой. Ученики в группе выполняют эскиз того вида орнамента, сообщение по которому группа готовила. Желательно, чтобы шаблоны изделий в эскизах не повторялись. Когда шаблоны будут готовы, то их красиво располагают на листе ватмана (подготовленного и затонированного заранее учителем или по желанию учениками. Три группы – три листа ватмана) и приклеиваются. В конце урока все три коллективные работы вывешиваются на доске.
5. Первичная проверка понимания.
- С каким художественным промыслом вы сегодня познакомились?
-Где зародилась Хохлома?
- Какие основные элементы создания хохломской росписи вы сегодня узнали?
- Какой прием росписи мы сегодня учились рисовать? (Травка или верховая роспись)
Мы познакомились с чудесами хохломской росписи. Узнали, что зародилось она в поселке Хохлома Нижегородской области.
Узнали, что при росписи используются 2 письма (верховое, фоновое, Познакомились с цветовой гаммой (красный, черный, золотой, зеленый, желтый, а так же с элементами росписи (травка, листочки, ягодки, цветы, птицы).
- Где еще в жизни мы можем встретить хохломскую роспись? (Аэрография, маникюр, вышивка) 14 слайд)
Хохлома – сегодня.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Вывод.
-Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева.
И не хочется из Хохломы есть и пить, а хочется поставить на стол и радоваться ее красоте, как особому прекрасному поэтическому образу России. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.
Ребята будем беречь, сохранять и гордиться культурой нашей огромной страны.
7. Рефлексия.
1. Где мы с вами сегодня «побывали» и с каким искусством познакомились? 2. Где можно познакомиться с искусством хохломы? 3. Что вы узнали нового? Учитель: -предлагает выбрать смайлик (улыбка-понравилось, печаль-нет) – понравился ли ученикам урок.
Анализ работ учащихся, оценивание.
Домашнее задание. Прочитать о хохломе страницах 88-90 и ответить на вопросы.