Онищенко Юлия
Консультация для педагога «Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.
Публикация «Консультация для педагога „Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Музыка. Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Потешки для детей
- Потешки. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, со стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных. Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой детям дают возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки “Репка”, “Теремок”, “Колобок.
Одним из самых первых и самых доступных для ребенка дошкольного возраста жанров русского народного творчества являются народные потешки.
Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец, но лентяя.
Что побуждает малыша к активности? Желание двигаться, действовать? Оказывается, ритм самого стиха; потешки подталкивают его к действию, к движению. Самыми яркими и запоминающимися для детей становятся игры со словом, движением. Потешки с движениями позволяют развивать речевой слух, ставить правильное дыхание, лучше воспринимать динамику речи, совершенствовать произношение. Конечно, важен и интонационный фон, то есть интонация, с которой читается потешка.
Для того, чтобы работа с потешками принесла результат, необходимо учитывать следующие моменты:
• Возрастные особенности ребенка. Предлагая игру, в основу которой положено исполнение потешки в сопровождении движениями, нужно принимать во внимание физическое развитие детей. Постепенно с возрастом материал может усложняться.
• Дозировка и распределение нагрузки во время игры. Одни дети проговаривают потешку-другие сопровождают ее соответствующими движениями. Или: педагог читает потешку-дети двигаются.
• Неоднократный показ образца выполнения упражнения. Только так ребенок запомнит текст потешки и научится правильно воспроизводить все движения.
Народные потешки
Младшая группа
Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).
Заинька - зайка,
Маленький зайка,
Деток боишься –
Зайка трусишка.
Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).
Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.
-Зайка белый
Куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Я капустку щипал.
Под березоньку клал,
И не знаю кто украл.
В младшем дошкольном возрасте расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами “Пальчик – мальчик”.
На четвертом году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения со взрослым и с детьми.
Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.
Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей четвертого года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счё т расширения круга персонажей: иногда – это целая система образов; сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры; стиль, язык, звуковая организация высокопоэтичны, содержание более значительно. Ребёнок – один из главных образов поэзии малых форм. “Наша Маша маленька” – о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображён ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребё нка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом стихотворение!
Таким образом, знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности.