Лариса Шабалина
Народные игры. Описание народных игр, проведенных с детьми 5–6 лет (старшая группа). Воспитатель МБДОУ №19 г. Городец Шабалина
▼ Скачать + Заказать документы
Описание народных игр, проведенных с детьми 5-6 лет
(старшая группа)
Вид игры. Название игры Задачи, ход и правила игры
Февраль
С преследованием. «Сидит Дрема на стуле» Задачи: развивать сноровку, выносливость, ловкость, способствовать развитию ориентировке в пространстве. Развивать умения действовать по правилам; сотрудничество; эмпатию.
Публикация «Народные игры, Описание народных игр, проведенных с детьми 5–6 лет (старшая группа), Воспитатель МБДОУ №19 г, Городец Шабалина» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
Считалкой выбирается водящий – «дрема». Он садиться на корточки в центре и закрывает глаза. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу по часовой стрелке и приговаривают:
Сидит дрема, сидит дрема,
Сидит дрема со своей дремотой (2 р.).
«Дрема» должен исполнять все, что говорят играющие:
Встает дрема, встает дрема,
Встает дрема со своей дремотой (2р).
«Дрема» встает, потягиваясь и зевая, начинает идти навстречу общему движению, не отрывая глаз:
Ходит дрема, ходит дрема,
Ходит дрема со своей дремотой (2р.).
Ловит дрема, ловит дрема
Ловит дрема со своей дремотой (2р.).
Как только произнеслось последнее слово, все игроки разбегаются по комнате, а «дрема» ловит их с закрытыми глазами. Если пойманный игрок назван правильно, он становиться «дремой», и игра продолжается.
Правила игры :
1. «дрема» не имеет права ловить ребят, пока не сказаны, последние слова приговорки;
2. нельзя подглядывать, чтобы угадать пойманного игрока.
Жмурки. «Жмурки на местах» Задачи: развивать произвольность поведения.
Развивать двигательную активность детей, мышечную память, координацию движений, ориентировку в пространстве, смелость.
Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается несколько раз вокруг себя. Играющие его спрашивают:
«Где стоишь?»
– «На мосту».
– «Что продаешь?»
- «Квас».
– «Ищи три года нас!».
После слов участники расходятся по площадке, жмурка идет их искать.
Правила игры :
1. дети пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на коленки или четвереньки;
2. найденный игрок становится жмурокй только в том случае, если водящий его узнает и назовет по имени.
Словесная. «Колечко» Задачи: развить внимательность и наблюдательность детей, координацию движений.
Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет (главное, чтобы его легко можно было спрятать в ладошках и передать игроку, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в «лодочку» свои сложенные «лодочкой» руки и приговаривая:
Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю
и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит:
Колечко-колечко, выйди на крылечко!
- и «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах.
Правило: «избранный» старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.
Подражательная. «У дядюшки у Трифона» Задачи: формировать чувство радостного проживание детства. Развивать внимательность и точность исполнения движений, координацию движений, инициативу, выдумку. Привлекать к роли ведущего себя каждого ребенка.
Все играющие (чем больше, тем лучше) берутся за руки и образуют круг (хоровод). Вожак (его можно выбрать по считалке) выходит в центре круга и говорит:
— Ну, сынки мои, детки мои, я дядюшка Трифон!
Что я буду делать, повторяйте за мной!
(Если выбор падает на девочку, поё тся: «Как у тётушки Варвары.»).
И вожак начинает петь:
— У дядюшки Трифона.
И все играющие запускаются в хоровод, и повторяют за дядюшкой Трифоном:
У дядюшки Трифона
Семеро детей,
У дядюшки Трифона
Семь сыновей!
Здесь дядюшка Трифон показывает руками, какие огромные глаза у его сыновей и продолжает:
— С такими вот, глазами!
Все остальные останавливаются, показывают руками, какие огромные у них глаза, и повторяют:
— С такими вот, глазами!
И снова пускаются по кругу.
Дядюшка Трифон показывает, какие густые брови у его сыновей и поет:
— С такими вот, бровями!
Все снова останавливаются, повторяют его движения, слова и опять пускаются по кругу.
А дядюшка Трифон показывает, какие носы у его сыновей:
- С такими вот, носами!
И сынки останавливаются, показывают, какие у них длинные - предлинные носы, повторяют дядюшкины слова и снова пускаются по кругу.
Дядюшка Трифон показывает, какие большущие уши у его сыновей:
— С такими вот, ушами!
И все повторяют его движения и слова.
Потом дядюшка Трифон показывает, какие длинные зубы у сыновей:
— С такими вот, зубами!
И все играющие показывают и поют дядюшкины слова.
Далее, дядюшка Трифон говорит о губах своих сыновей:
— С такими вот, губами!
И все должны пропевать эти слова и показывать, какие у них толстые губы.
А дядюшка Трифон и о плечах не забудет:
— С такими вот, плечами!
И о руках:
- С такими вот, руками!
И о ногах:
— С такими вот, ногами!
А все сыновья повторяют слова дядюшки Трифона, не переставая ходить по кругу.
После того, как показал дядюшка Трифон, какие у его сыновей глаза, брови, носы, уши, зубы, губы, руки, плечи и ноги, он запевает:
- Они не пили,
Они не ели,
Все на дядюшку глядели
Они все делали вот так!
Они все делали вот так!
Вместе с дядюшкой эти слова повторяют и все его сыновья, пропевая в такт.
Они не пили,
Они не ели, и т. д.
В это время дядюшка Трифон выдумывает разные движения и показывает своим сыновьям:
- то уперается руками в бока и подпрыгивает,
- то поднимает одну ногу, а другую сгибает в колене,
- то тянет себя за нос,
- то станет на четвереньки,
- то начинает прыгать на одной ножке,
- то делает вид, что поднимает себя за волосы.
Сыновья должны точно и быстро повторять все движения дядюшки Трифона. Он останавливается, и они должны остановиться в тот же момент. При каждом повторении движения дядюшки, сыновья должны пропевать слова песенки:
— И все делали вот так!
- Они все делали вот так!
А тот, кто замешкается, кто ошибется или не успеет повторять за дядюшкой Трифоном, тот выбывает из игры и платит фантик (любой предмет данного участника).
Потом он должен выкупать эти фантики путем выполнения любого задания, которое могут давать ему и дядюшка Трифон, и игроки, которые остались в кругу.
Забавно, если в фигуре нужно задействовать соседа. «Трифон» смотрит на участников игры и выбирает лучшего. Занимает его место в кругу. Выбранный становится новым Трифоном.
Хороводная. «Бояре» Задачи: развивать чувство сплоченности в коллективе, координацию движений и речи.
Участники игры делятся на две команды по сговору. Взявшись за руки, они выстраиваются друг напротив друга цепочкой на расстоянии 7-8 шагов. Участники поочередно приближаются друг к другу равномерными шагами в такт приговорки.
На первую строчку дети каждой команды, все вместе, шагают вперед, на вторую одновременно шагают назад. Одна группа приговаривает вопрос, другая — ответ.
Вопрос 1. Бояре, мы к вам в гости пришли. – шеренга идет вперед
Дорогие, мы к вам в гости пришли. - возвращаются назад
Ответ 2. Бояре, а зачем вы пришли? Дорогие, а зачем вы пришли?
Вопрос 3. Бояре, нам невеста нужна, Дорогие нам невеста нужна.
Ответ 4. Бояре, а какая вам нужна? Дорогие, а какая вам нужна?
Вопрос 5. Бояре, нам вот эта нужна, Дорогие, нам вот эта нужна!
Ответ 6. Ой, бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас
Вопрос 7. Бояре, мы ей пряничка дадим, Дорогие, мы ей пряничка дадим,
Ответ 8. Бояре, она прянички не ест, Дорогие, она прянички не ест.
Вопрос 9. Бояре, а мы плеточкой ее, Дорогие, а мы плеточкой ее.
Ответ 10. Бояре, она плеточки боится, Дорогие она плеточки боится.
11 .Бояре, отворяйте ворота, Отдавайте нам невесту навсегда!
Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Далее игра продолжается с начала.
С диалогом. «Горе мое гореванное» Задачи: развивать творческое начало, способности к самовыражению ребенка; смелость, ловкость, смекалку, импровизацию.
Игроки ходят вокруг сидящего в центре «старика» и поют:
Горе мое, гореванье мое,
У меня старик неможит.
На работушку не ходит.
— Старик, сеять поехали! — обращается кто-нибудь к старику.
— Все-от не могу, — отвечает старик, изображая, что у него болит спина.
— Горе мое, гореванье мое.
— Старик, косить пошли!
— Все-от не могу, — опять отвечает старик.
— Горе мое, гореванье мое.
— Старик, праздник скоро!
— Полегче стало, — оживляется старик.
— Горе мое, гореванье мое.
— Старик, по квас уехали!
— И вовсе уж хорош! — распрямляется старик и оглядывает игроков.
— Горе мое, гореванье мое.
— Старик, квас пьют!
— Где моя большая кружка?
Круг весь разбегается, а «старик» ловит убегающих детей. Кого поймает, тот и будет следующим стариком. Другой вариант: считалочкой выбирается другой «Старик».
С выбором. «Царь за городом гуляет» Задачи: развивать навыки доброжелательного общения со сверстниками, налаживания отношений с людьми, упражнять в умениях считаться с мнением других, видеть себя со стороны.
Выбирается мальчик – «царь», уходит за дверь. Остальные договариваются о том, какой будет указ:
«Из Москвы пришё л указ:
-Обниматься 8раз!
Или танцевать сейчас для нас!
Или приседать 12раз! И т. д
Дети водят хоровод и поют:
Царь за городом гуляет – 2раза,
Он невесту выбирает – 2раза,
Встань ты здесь, поклонись, - 2раза,
За указом дотянись!
«Царь» выбирает «царевну» и выполняют указ.
Из Москвы пришёл указ(10 раз).
Март
С преследованием. «Бубен» Задачи: дать возможность детям побегать. Развивать чувство юмора, сноровку, выносливость, ловкость.
По считалке выбирается один водящий — «бубен». Он садится на пол и кричит:
Бубен сел на пенек,
Чтоб ловить дурачков,
Пожалуйте!
Играющие подходят к нему, приговаривая:
Бубен, бубен,
Сел на бочку,
Продал свою дочку
За нашего князя.
У нашего князя
Трое палаток —
Никто не проскочит.
Коза проскочила,
Хвост переломила,
Бубен порвала,
Нам рассказала.
Бубен озлился,
За нами пустился,
В лужу свалился,
Весь измочился.
Мы убежали,
Языки показали.
Бубен дразнили,
Бегать просили:
Бубен ты, бубен,
Не валяйся в луже,
А беги за нами,
Хватай нас руками!
Водящий «Бубен» быстро вскакивает и ловит играющих участников. Кого поймает, тот тогда сам становится «бубном». Пока «бубен» ловит, играющие его активно дразнят:
Бубен, бубен — длинный нос,
Почем в городе овес?
Три копейки с пятаком!
Едет барин с колпаком:
Шире грязь, навоз идет,
То наш бубен — длинный нос!
Указания к проведению игры :
Играют в достаточно просторном помещении. Число участников бывает от шести до двадцати человек.
Жмурки.
«Иди, кот на порог» Задачи: развивать умение ориентироваться в пространстве, тренировать ловкость и слух, координацию движений, ориентировку в пространстве, смелость.
Играющие выбирают участника, изображающего кота, завязывают ему глаза платком, - он и есть жмурка, - подводят к двери и поют:
Иди, кот, на порог,
Где сметана и творог!
Повернись пять раз,
Лови мышек, а не нас!
После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются, приседают, ходят на четвереньках (однако, прятаться или убегать очень далеко нельзя). Если кот подойдет близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, его предупреждают, говоря: «Огонь!» Когда кот – жмурка поймает кого – либо из детей, тот занимает его место, и игра повторяется.
Правило: Выход за определённую черту или в другую комнату в этой игре никому не дозволяется. Нарушивший это правило называется прогорелым и он обязывается водить.
С диалогом.
«Горшок» Задачи: развивать творческое начало, способности к самовыражению ребенка; смелость, ловкость, инициативу, смекалку, импровизацию, находчивость.
Дети встают в круг.
Водящий - «покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает:
«Кум, (кума, не продашь ли горшок?».
«Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!»
Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.
«Покупатель» : «Кум, (кума, не продашь ли горшок?»
«Хозяин» : «Купи, что дашь?»
«Покупатель» : «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!»
«Хозяин» : «По рукам!»
После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим.
Конечно, «горшкам» в такой игре отводиться очень пассивная роль. Поэтому можно изменить правила. Пусть проигравший состязание в беге становиться «горшком», бывший «горшок» – «хозяином», а победитель – водящим-«покупателем».
Можно «назначить» горшками и неодушевленные предметы: кегли, мячи, нарисованный на земле небольшой круг.
Хороводная. «Вью, вью я капусточку» Вейся, капустка
Вейся, вейся, капустка моя,
Вейся, вейся, белая моя.
Как мне, капустке, не виться,
Белою вилою не навиться?
Задачи: развивать музыкальность, плавность движений, пластичность, чувство сплоченности в коллективе, координацию ритма движений и речи.
Двое водящих стоят рядом в хороводе. Потом они отпускают руки, и один из водящих становится в центр. Он - кочерыжка, вокруг которой будет завиваться кочан.
Второй водящий идёт по кругу, накручивая хоровод на кочерыжку.
Вью, вью, вью я капусточку!
Вью, вью, вью я капусточку!
Завивайся тугой кочешок!
Завивайся тугой кочешок!
Когда весь кочан закручен, водящий останавливается. Водящий-Кочерыжка начинает развивать капустку - ищет проход для себя, и выводит весь хоровод под воротиками, пока все снова не станут в круг.
Вью, вью, вью я капусточку!
Вью, вью, вью я капусточку!
Развивайся тугой кочешок!
Развивайся тугой кочешок!
С диалогом. «Коршун» Задачи: развивать творческое начало, самовыражение ребенка; смелость, ловкость, импровизацию, находчивость.
Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные — цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.
Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:
— Коршун, коршун, что ты делаешь?
— Ямку рою.
— На что тебе ямка?
— Копеечку ищу
— На что тебе копеечка?
— Иголочку куплю.
— Зачем тебе иголочка?
— Мешочек сшить. Зачем мешочек?
— Камешки класть.
— Зачем тебе камешки?
— В твоих деток кидать.
— За что?
— Ко мне в огород лазят!
— Ты бы делал забор выше, Коли не умеешь, так лови их.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»
Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.
Правила игры.
1. Цыплята должны крепко держаться за пояс друг друга.
2. Тот, кто не удержался в цепи, быстро встает на свое место.
3. Курица, защищая цыплят, не должна отталкивать руками коршуна.
Указания к проведению.
Всем играющим нужно дать шнурок или ленточку, они завяжут их вокруг пояса. За такой пояс удобно держаться во время игры. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимает участие не более 10 детей. Если позволяет игровая площадка, то играть могут одновременно две группы, в каждой своя наседка и коршун.
Иногда перед началом разговора с коршуном (он в это время роет ямку) наседка и цыплята ходят вокруг и поют:
Вокруг коршуна хожу
Ожерелье нижу,
По три ниточки,
Бисериночки.
Я снизала вороток,
Вокруг шеи короток.
С выбором. «Заинька серенький» Задачи: учить общению со сверстниками, налаживанию отношений с людьми, умениям считаться с мнением других, видеть себя со стороны.
Заинька серенький, где ты был-побывал?
— Был я побывал в огороде-ельничке, в амбарчике-спаленке.
— Заинька серенький, кого видел-повидал?
— Анюшу черноброву, Варюшу черноглазу, Катюшу румяную, она краше всех.
— Заинька серенький, они звали ли тебя?
— Звали-позывали: Анюша на часок, Варюша на денёк, Катюша удала на недельку позвала.
— Заинька серенький, кормили ли тебя?
— Анюша — блинами, Варюша-—пирогами, Катюша удала кашу с маслом подала.
— Заинька серенький, поили ли тебя?
— Анюша-то винцом, Варюша-то пивцом, а Катюша удала стакан мёду налила.
— Заинька серенький, уложили ли тебя?
— Анюша — на перинку, Варюша — под простынку, Катюша удала мне подушечку дала!
Апрель
С преследованием. «Скачет, скачет воробей» Задачи: Дать детям возможность детям побегать и попрыгать. Способствовать развитию ориентировке в пространстве. Развивать чувство юмора, сноровку, выносливость, ловкость, умения действовать по правилам; сотрудничество; эмпатию.
Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий и произносит слова, которые за ним повторяют все дети;
- Скачет, скачет воробей…бей-бей-бей
Собирает всех друзей…зей-зей-зей
Много разных нас, …нас-нас-нас
Выйдут (называет имя, например, Марины)
Все сейчас, … час-час-час
Дети с таким именем выходят в круг и скачут со словами игры, и игра продолжается, пока не будут названы все дети.
Вариант: дети с определенным именем пытаются на одной ножке ускакать от преследователей, а те, в свою очередь, их ловят, также прыгая на 1 ноге.
Жмурки. «Жмурка с колокольчиком» Задача: развивать двигательную активность детей, мышечную память, координацию движений, ориентировку в пространстве, смелость.
Оборудование: колокольчик, повязки.
Ход игры : играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.
Вариант: Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны поймать его.
Вариант: В жмурках водящий пытается поймать игрока с колокольчиком в кругу, образованном другими участниками.
Словесная. «Прянична доска» Задачи: развитие внимательности, наблюдательности, быстроты реакции, координации движений.
Все игроки садятся рядком на скамеечку и поют:
- Прянична доска с целого пенька,
Прянична доска, сбрось-ка паренька.
Во время пения Водящий ходит около игроков и задевает одного по окончании песни. Водящий и игрок бегут по кругу. Кто прибежал раньше - тот сел. Кто опоздал - становится водящим.
Правило: Водящий и игрок бегут в разные стороны по кругу.
Подражательная. «Мак маковистый» Задачи: развивать внимательность и точность исполнения движений, координацию движений. Побуждать водящего к проявлению инициативы, выдумки и творческого начала.
Дети стоят в кругу и ведут хоровод. Выбирается «Мак», он встает в центр круга и отвечает и показывает движения для подражания в соответствии с текстом хоровода.
Мак маковистый да мак головистый,
Сизые голубые голубочеки мои,
Вы слетайте распознайте,
Прилетите, расскажите,
Как сеют мак, как сеют мак?
Сеют эдак и вот эдак, сеют эдак и вот эдак,
Вот как, вот как сеют мак, вот как, вот как сеют мак!
… как полют мак…
… как растет мак…
… как цветет мак…
… как рвут мак…
… как едят мак…
Мак маковистый да мак головистый,
Сизые голубые голубочеки мои,
Вы слетайте распознайте,
Прилетите, расскажите,
Съели дети мак, съели дети мак!
Водят хоровод на вопросительную часть и демонстрируют слова ответа.
С диалогом. «Кострома» Задачи: развивать творческое начало, способности к самовыражению ребенка; смелость, ловкость, инициативу, импровизацию, находчивость; выдумку.
По считалке выбирают Кострому, которая становится в центр круга. Остальные ходят кругом и поют:
- Кострома, кострома, чи ты дома, чи нема?
Стук-бряк в ворота - костромушка дома?
Потом кто-нибудь из круга обращается к Костроме, а она отвечает.
- Здорово, Кострома!
- Здорово!
- Что дома поделываешь?
- Кашу варю.
При этом Кострома показывает, как она это делает. Хоровод запевает песню и, двигаясь под песню, повторяет движения Костромы: все «варят кашу».
Когда песня кончается, кто-нибудь другой из круга снова здоровается и спрашивает Кострому, что она дома поделывает. Кострома называет домашние дела и показывает, как она стирает, моет посуду, месит тесто, метёт пол, нянчит младшего братишку, играет на разных инструментах: здесь всё зависит от фантазии водящего. В конце концов, усыпив бдительность играющих, Кострома на очередной вопрос:
- «Что ты дома поделываешь?», неожиданно отвечает:
- «Вас ловлю!» - и бросается всех ловить. Кого поймает, тот становится Костромой.
Правило: хоровод запевает песню и, двигаясь под песню, повторяет движения «Костромы».
С выбором. «Сиди, сиди Яша» Задачи: учить доброжелательному общению со сверстниками.
Дети ходят, взявшись за руки, вокруг сидящего в центре и поют:
- Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
«Яша» делает вид, будто грызет орехи. При последнем слове дети останавливаются и хлопают в ладоши, а «Яша» с закрытыми глазами (завязанными в начале кона) кружится.
- Свои руки наложи,
Имя правильно скажи.
По окончании песни «Яша» с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, то есть «Яшей», и игра продолжается. Опубликовано 25.10.2017