МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства» (комплексный). Старшая группа

Светлана Перцева
Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства» (комплексный). Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности (комплексный). Старшая группа

МБДОУ детский сад «Колокольчик»

п. Верхнеднепровский Смоленской области

Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства» (комплексный)

Старшая группа

Автор: Перцева Светлана Николаевна

воспитателя 1 квалификационной категории

Темочки:

Цель: Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси.

Задачи:

Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).

Закреплять знания детей о труде хлеборобов.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, как одному из главных богатств России.

Оборудование: каравай хлеба с солью на подносе, колоски пшеницы и ржи на подносе, презентация «Как хлеб на стол пришёл», мука ржаная и пшеничная, хлеб ржаной и пшеничный.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Ход образовательной деятельности.

(Воспитатель встречает детей в народном костюме с хлебом и солью)

- Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Сегодня вы мои дорогие гости.

- Хлеб да соль по-старинному подношу, поклоняясь, отведать прошу.

- Отламывайте небольшой кусочек, слегка опускайте в соль и угощайтесь моим караваем (дети угощаются хлебом с солью).

- А теперь гости дорогие, присаживайтесь за стол.

- Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Это слово «хлебосольство».

- Как вы думаете, что обозначает это слово? (рассуждения детей).

- Оно обозначает радушее при угощении, гостеприимство.

В старину самыми ценными продуктами, для простого человека, были хлеб, да соль. О хлебосольстве хозяина говорили : «Дом, как полная чаша – хлеб-соль со стола не сходят». Эта поговорка родилась от обычая покрывать после обода стол чистой скатертью и ставить в центре хлеб с солью.

- Когда в дом приходил гость, то он приветствовал хозяев словами: «Хлеб да соль».

«Хлеб кушать милости просим» - отвечали хозяева.

Хлеб и соль сопровождали радостные события в жизни людей. Когда рождался малыш, матери приносили ломоть хлеба с солью, и она должна была съесть хоть кусочек. Крошку хлеба клали и к малышу. Наши предки очень бережно относились к хлебу. Они считали, что человек, уронивший кусочек хлеба, должен поднять его, попросить у него прощенья и обязательно поцеловать.

- Ребята, как вы думаете, почему к хлебу так бережно относились раньше и почему он так ценится теперь? (ответы детей)

- Такое уважение к хлебу потому, что он является основным продуктом питания, мы его употребляем в пищу несколько раз в день, а также хлеб всегда являлся символом нелёгкого труда.

- Ребята, а вы знаете, как хлеб к нам на стол приходит? (ответы детей)

Просмотр 1 слайда (вспахивание земли трактором с плугами)

- Ранней весной выезжают на поля трактора.

- Как вы думаете, зачем? (чтобы вспахать землю)

- Посмотрите, какие у него огромные плуги. Как много он может вспахать земли.

Просмотр 2 слайда (вспахивание земли сохой)

- Что происходит на этой картине? (ответы детей)

- Вот так пахали землю в старину. Пахарь вспахивал землю сохой, в которую впрягали быков или лошадей. Посмотрите, какой это был тяжёлый труд.

Просмотр 3 слайда (посев зерна сеялкой)

- И снова на поле выезжают трактора. А что прицеплено к трактору? (сеялка)

- В каждом отсеке сеялки – зерно, которое равномерно ссыпается в бороздки. Как много зерна будет посеяно.

Просмотр 4 слайда (посев зерна человеком, вручную)

- А вот как сеяли зерно наши предки (человек ходили по полю, разбрасывая зерно, а другой с помощью бороны засыпал зерно в землю)

Просмотр 5 слайда (всходы зерна, зерновые созрели)

- И наконец появляются первые всходы. Они нежные, зелёные. А затем наливается колос, спеет.

А когда зерно готово, приходит время сбора урожая.

Как убрать зерно?

Просмотр 6 слайда (уборка зерна комбайном)

- На поле выезжают комбайны, грузовики.

Просмотр 7 слайда (уборка зерна вручную)

- В древности, тоже убирали зерно. Как? (ответы детей)

- На поле выходили целыми семьями. Мужчины скашивали зерно, женщины вязали его в снопы, затем везли его домой, там зерно из колосков выколачивали.

Просмотр 8 слайда (старинные и современные мельницы)

- Что делают с зерном после его уборки? (ответы детей)

- Посмотрите, какие большие мельницы.

- А это старинная водяная мельница, её крутит вода.

Просмотр 11 слайда (приготовление хлеба на хлебозаводе)

- Теперь мука готова, можно печь хлеб. Где пекут хлеб? (на хлебозаводе)

- На них работает много людей.

Просмотр 12 слайда (приготовление хлеба в печи)

- Где выпекали хлеб старину? (в печи)

- Хлеб испекли, теперь его отвезут в магазины.

Физкульт минутка: «Зерно»

Мы посеяли зерно.

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает зёрнышко,

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает,

Вот как весело играет.

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

(дети садятся за стол)

- Ребята, а какой хлеб ваши родители чаще всего покупают в магазине? (ответы детей)

- А вот белый и чёрный хлеб. Почему они разные ведь они испечены из муки? (чёрный хлеб – ржаной, белый – пшеничный)

- Я открою вам секрет. Вот колоски. Они одинаковые или разные? (ответы детей)

- Это рожь, а это пшеница. Это разные растения.

- Этот колосок длинный, тонкий. Это колосок ржи. Покажите его.

- А этот короткий, толстый. Это колос пшеницы. Покажите его.

- А вот мука.

- Из какой муки пекут чёрный хлеб, а из какой муки белый хлеб (ответы детей)

(Воспитатель показывает черный и белый хлеб. Черный хлеб кладёт на поднос, где лежат ржаные колоски, а белый, на поднос где лежат пшеничные колоски)

- Вот мы и вспомнили, как выращивают рожь и пшеницу. Как много людей занято в производстве хлеба. Какой огромный труд люди проделывают, чтобы мягкий, вкусный хлеб попал к нам на стол. Поэтому к хлебу в России всегда относились бережно.

«Хлеб всему голова» - говорили на Руси.

«Без хлеба, нет обеда»

- Хлеб – это богатство. И когда хозяин делится хлебом с гостями, значит он хлебосольный, добрый, щедрый. Желаю вам быть хлебосольными хозяевами. А каравай мой вам подарок. До свидания ребята.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Хлеб-всему голова» Программное содержание : Уточнить знания детей о том, как появляется у нас хлеб. Напомнить, какой путь должно пройти зерно, перед тем как.

Конспект НОД с презентацией «Хлеб — всему голова» Конспект НОД "Хлеб всему голова" Экскурсия на кухню Цель: познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших количествах.

Фото отчет о проделанной работе по проекту «Хлеб всему голова». (Старшая группа)Фото отчет о проделанной работе по проекту «Хлеб всему голова». (Старшая группа) Проект разрабатывался для того чтобы обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, какой долгий и трудный путь.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Хлеб — всему голова» Цель: Воспитание у детей бережного отношения к хлебу и уважения к людям, которые его растят и выпекают Предварительная работа: слушание.

«Хлеб — всему голова». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру (познавательное развитие) в старшей группе. «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА».

Конспект НОД «Хлеб — всему голова» Воспитатель коррекционной группы «Весёлая семейка» ГБДОУ №58 г. Санкт-Петербург Курина В. А. Конспект непосредственной образовательной.

Конспект ООД в средней группе «Хлеб всему голова» Цель: сформировать у детей представление о значении хлеба для человека; Задачи: закрепить знания о хлебе, как о ценном пищевом продукте;.

Конспект организованной образовательной деятельности «Хлеб — всему голова». Возрастная группа: подготовительная к школе группа ОО «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие»,.

Конспект занятия-экскурсии «Хлеб — всему голова»Конспект занятия-экскурсии «Хлеб — всему голова» Конспект занятия – экскурсии «Хлеб- всему голова» Цель занятия - формирование положительного отношение детей к профессии пекаря. Задачи.

Сценарий комплексно-тематического занятия «Хлеб всему голова» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 «Солнышко» с. Побегайловка Сценарий комплексно-тематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства» (комплексный). Старшая группа
Опубликовано: 10 марта 2017 в 19:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства» (комплексный). Старшая группа» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Перцева (УИ 1095839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД